С теориями количественной и порядковой полезности

Если потребитель предпочитает набор с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru потребительскому набору с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и из этих наборов обязательно выберет набор с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , то говорят, что на потребительских наборах с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru задано отношение сильного предпочтения или с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Отношение предпочтения не обладает свойством рефлексивности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

Если потребителю все равно, какой из двух наборов выбирать с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru или с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , то говорят, что на потребительских наборах с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru задано отношение безразличия, т.е. с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Отношение безразличия есть отношение эквивалентности, обладающее свойством рефлексивности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , симметричности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и транзитивности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

Если потребительский набор с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru предпочитается или безразличен для набора с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , то говорят, что на потребительских наборах с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru задано отношение предпочтения-безразличия, т.е. ( с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ). Отношение предпочтения-безразличия представляет собой отношение порядка, т.е. такое бинарное отношение, которое обладает свойствами рефлексивности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , антисимметричности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , транзитивности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Функция полезности задает отношение предпочтения-безразличия следующим образом: с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Или с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

Карта линий безразличия задает отношение предпочтения-безразличия следующим образом: если потребительский набор с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru находится на линии безразличия с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , расположенной выше и правее линии с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , на которой находится набор с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , то с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Если наборы находятся на одной кривой безразличия, то с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Имеется отношение предпочтения-безразличия, так называемое лексикографическое упорядочение, для которого не существует функции полезности. Таким образом, кроме количественной и порядковой теории полезности теория отношения предпочтения-безразличия представляет собой более общую теорию потребительского поведения.

Отношение предпочтения-безразличия обладает свойством полноты. Свойство полноты означает, что множество всех потребительских наборов таких, что с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , является вполне упорядоченным множеством по отношению предпочтения-безразличия с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . По отношению с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , которое для с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru -мерных векторов понимается как покоординатное, множество потребительских наборов является только частично упорядоченным множеством.

Множество с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru всех потребительских наборов с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , предпочитаемых или безразличных набору с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , называется хорошим множеством для набора с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , т.е. с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

Множество с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru всех потребительских наборов с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , которым набор с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru предпочитается или безразличен, называется плохим множеством для набора с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , т.е. с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

Множество с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru всех потребительских наборов с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , безразличных набору с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , называется множеством безразличия для набора с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , т.е. с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ̴ с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

Неравенство с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru для с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru -мерных векторов с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru понимается покоординатно с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , неравенство с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru означает, что справедливо неравенство с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и хотя бы для одной координаты с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru справедливо строгое неравенство с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

Свойство ненасыщаемости означает, что из с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru следует, что с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , рис. 4.1. Обратное с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , очевидно, не имеет места. На рис. 4.1. с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , однако неверно, что с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , ибо для них с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Свойство ненасыщаемости справедливо не всегда (кривые безразличия в таком случае напоминают классическую кривую предложения с положительным наклоном).

с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru Отношение предпочтения-безразличия обладает свойством непрерывности множеств безразличия с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , строгой выпуклости для любого потребительского набора, гладкости функции полезности, если функция полезности включается в рассмотрение.

Отношение на множестве потребительских наборов называется отношением предпочтения-безразличия, если для него характерны восемь свойств: рефлексивности, антисимметричности, транзитивности, полноты, ненасыщаемости, непрерывности, строгой выпуклости и гладкости функции полезности.

Отношение предпочтения-безразличия и функция полезности.Отношение предпочтения-безразличия, для которого выполняются названные выше свойства, кроме строгой выпуклости и гладкости функции полезности, однозначно определяет функцию полезности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . В случае с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru в каждой точке кривой безразличия функция полезности принимает конкретное значение. Поэтому с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и множество значений полезности непрерывно. Непрерывность означает, что если с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , то с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ; или наоборот, если с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , то с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Доказательство не приводится.

Лексикографическое упорядочение с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru -мерных векторов аналогично упорядочению студентов группы по алфавиту: Александров, Белоусов, Васильев и т.д. Если с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , то вектор с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru лексикографически предпочитается вектору с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , что записывается так: с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Если с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru ,то с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru и т.д.

Лексикографическое упорядочение обладает свойствами рефлексивности, антисимметричности, транзитивности, полноты, ненасыщаемости. Однако оно не удовлетворяет предположению о непрерывности. Это утверждение приводится без доказательства. Для лексикографического упорядочения не существует функции полезности. Положение приводится без доказательства.

Заключение по разделу

Измерение благосостояния потребителя можно измерить маршаллианским потребительским избытком. Однако более точное его измерение обеспечивается компенсирующей и эквивалентной вариацией дохода. Их исчисление позволяет более точно определить, в какой мере обеспечено повышение благосостояния пенсионеров, например, после очередного повышения пенсий с 1 августа 2008 года при известных темпах инфляции, измеренной по индексу потребительских цен за семь месяцев с начала года.

Теория отношения предпочтения-безразличия расширяет рамки представлений о предпочтениях потребителя и является исходной предпосылкой для глубокого анализа концепции выявленных предпочтений.

Проектное заданиесостоит в том, чтобына основе лекций преподавателя и рекомендуемой литературы раскрыть содержание маршаллианского потребительского избытка, его измерение и показать, почему он не является точной мерой изменения благосостояния потребителя. При изменении цен изменение благосостояния измеряется компенсирующей и эквивалентной вариацией дохода, позволяющей точно определять величину компенсации, которую необходимо выплатить пенсионеру, другим категориям потребителей в условиях инфляции так, чтобы их благосостояние не изменилось, а если изменилось, то определить, в какой степени изменилось. Определение отношений предпочтения, безразличия и предпочтения-безразличия, их свойств и связи с функцией полезности используется для углубленного понимания поведения потребителя в концепции выявленных предпочтений.

Контрольные вопросы

1. Почему показатель изменения потребительского излишка в результате изменения цены товара не точно измеряет изменение благосостояния потребителя?

2. В каких случаях компенсирующая вариация дохода больше изменения потребительского избытка?

3. В каких случаях равны компенсирующая вариация дохода, эквивалентная вариация дохода и изменение потребительского избытка?

4. В каких случаях при изменении цены чистый эффект цены равен нулю?

5. В каких случаях целесообразно для измерения изменений выгоды потребителя использовать показатель компенсирующей вариации дохода, а в каких показатель эквивалентной вариации дохода?

6. Выделите компенсирующую и эквивалентную вариацию дохода, используя определение реального дохода по Е. Слуцкому. Учитывают ли такие показатели эффект изменения потребления?

7. Что представляет собой отношение предпочтения-безразличия, задаваемое функцией полезности?

8. Что собой представляет отношение эквивалентности, отношение порядка?

9. Определите свойства отношения предпочтения-безразличия такие как рефлексивность, антисимметричность, транзитивность, полнота, ненасыщаемость, гладкость, непрерывность, выпуклость.

10. Что собой представляют «хорошее», «плохое» множество и множество безразличия в пространстве потребительских наборов?

11. Что такое лексикографическое упорядочение? Показать, что такое упорядочение – пример отношения предпочтения-безразличия.

12. Как строится функция полезности для отношения предпочтения-безразличия, обладающего свойством непрерывности?

13. Поясните связь лексикографического упорядочения и функции полезности.

Задание рубежного контроля

1. Поясните, при каких условиях показатели изменений выгоды потребителя – изменение маршаллианского потребительского излишка, компенсирующей и эквивалентной вариации дохода равны.

2. Поясните ситуации, в которых с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Как изменяется цена товара в каждом случае и каким благом он является?

3. Эффект изменения потребления достигнут исключительно за счет эффекта замещения. Как был достигнут такой результат?

4. При каком условии чистый эффект изменения цены превышает величину потребительского излишка?

5. Как изменяется благосостояние потребителя, если повышение цены товара сопровождается ростом номинального дохода потребителя на величину эквивалентной вариации дохода?

6. Задана функция полезности потребителя с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Доход равен с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru руб., цены товаров с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru руб. Цена товара с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru снизилась вдвое. Определите с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru .

7. Функция полезности потребителя имеет вид с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , где с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru - композитный товар, т.е. расходы на все остальные товары кроме товара с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru . Доход потребителя с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru руб., с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru руб. Определите с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , если цена товара с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru снижается до 40 руб. На какую величину изменяется с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru под влиянием чистого эффекта цены, эффекта дохода и эффекта замещения?

8. Иванов заправляет автомобиль на бензоколонках фирмы «Альфа». Его функция полезности с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru , где с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru - бензин, а с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru - расходы на все остальные товары. Месячный доход Иванова составляет с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru руб. Фирма объявляет о повышении цены на бензин в 2 раза. Постоянным клиентам предлагается приобрести абонемент за 310 руб., предоставляющий право покупать бензин по прежней цене. Возникает ряд вопросов. Покупать или не покупать абонемент? Если фирма снизит абонементную плату до 280 руб. в месяц, как поступить в таком случае – покупать абонемент или не покупать. Сколько бензина купил бы Иванов, если бы абонементная плата составила бы 200 руб.?

9. Докажите утверждения:

- отношение безразличия есть отношение эквивалентности;

- отношение предпочтения-безразличия есть отношение порядка.

10. Приведите пример функции полезности, для которой не выполняется свойство ненасыщаемости.

11. Расположите в порядке возрастания общности теории – теорию количественной полезности, теорию порядковой полезности и теорию предпочтения-безразличия.

12. Какими свойствами обладает отношение предпочтения (рефлексивности, антисимметричности, транзитивности, ненасыщаемости, полноты)? Обоснуйте ответ.

13. Какими свойствами обладает отношение безразличия (рефлексивности, антисимметричности, транзитивности, ненасыщаемости, полноты)? Обоснуйте ответ.

14. Что собой представляет множество безразличия, рассматриваемое в его связи с хорошим и плохим множествами?

15. Охарактеризуйте множество лексикографического упорядочения.

16. Докажите, что для лексикографического упорядочения функции спроса на первый продукт при с теориями количественной и порядковой полезности - student2.ru не существует.

Литература

Аллен Р. Математическая экономия. М.: ИЛ. 1963.

Вехи экономической мысли. Теория потребительского поведения и спроса. Т. 1. / Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа . 2000.

Замков О.О., Толстопятенко А.В.,Черемных Ю.Н. Математические методы в экономике. М.: ДИС. 2001.

Интрилигатор М. Математические методы оптимизации и экономическая теория. М.: АЙРИС ПРЕСС. 2002.

Малыхин В.И. Математическое моделирование экономики. М.: УРАО. 1998.

Теория потребительского поведения и спроса. Под ред. В.М. Гальперина. СПб.: Экономическая школа. 1993.

Самуэльсон П. А. Основания экономического анализа. СПб.: 2002.

Хикс Джон Р. Стоимость и капитал. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993.

Чеканский А.Н., Фролова Н.Л. Микроэкономика. Промежуточный уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2005.

Черемных Ю. Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень. Учебник. М.: ИНФРА-М. 2008.

Наши рекомендации