Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения

В отличие от спроса предложение отражает другую сторону рыночных отношений – поступление товаров на рынок для их продажи. Процесс купли-продажи товаров рассматривается здесь не с позиции покупателя, а с позиции продавца. Предложение (S) характеризует возможность и желание производителей (продавцов) предлагать свои товары для продажи на рынке по определенным ценам при данных условиях.

Объем (величина) предложения (Qs) – это количество товара или услуги, которое готовы продать производители (продавцы) по определенной цене в данных экономических условиях. Объем предложения товара увеличивается с ростом цены товара, так как производителю (продавцу) становится выгодным продать больше товара по высокой цене (увеличивается прибыль).

Зависимость между уровнем цены и объемом предложения отражена в законе предложения: чем выше цены на товар, тем больше объем предложения этого товара, а чем ниже цена, тем меньше объем предложения. Закон предложения показывает, что существует прямая зависимость между ценой и объемом предложения. В общем виде эту зависимость можно представить как Qs = f (P) или в виде уравнения Qs = с + d P, где Qs – объем предложения; Р – цена; f –функция предложения; с, d – константы.

Функцию предложения от цены можно представить в виде шкалы предложения и графически. Шкала предложения – это таблица, которая показывает, какое количество товара будет продано по различным ценам в течение определенного периода времени (табл. 2).

Таблица 2 – Шкала предложения яблок

Цена яблок за 1 кг, тыс. руб. Объём предложения в неделю, кг

Из табл. 2 видно, что объем предложения и цена товара находятся в прямой зависимости: чем выше цена, тем больше величина предложения товара. Графическая иллюстрация закона предложения представлена на рис. 4. в виде кривой (линии) предложения S.

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения - student2.ru

Кривая предложения даёт информацию о цене предложения. Цена предложения – это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара.

Линия предложения имеет положительный наклон, что свидетельствует о желании производителя продать большее количество яблок по более высокой цене. Таким образом, изменение цены товара вызывает изменение объема предложения и на графике это отражается движением по кривой предложения S вверх или вниз.

Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения - student2.ru Предложение изменяется также под влиянием неценовых факторов. Они определяют сдвиг кривой предложения влево (S1) или вправо (S2), что показано на рис. 5.

Неценовыми факторами, влияющими на предложение, являются:

1. Цены на ресурсы. Для производства товаров необходимы ресурсы (факторы производства). Если цены на ресурсы увеличатся, то вырастут и затраты производителя (издержки производства). При росте издержек производства продукция становится неконкурентоспособной, и производитель сокращает ее производство. Рыночное предложение этой продукции уменьшается.Кривая предложения Sсдвинется влево в положение S1.

2. Применяемые технологии. Использование более совершенных технологий снижает издержки производства. Поэтому производитель выпускает больше данного товара и предложение товара на рынке увеличивается.Кривая предложения Sсдвигается вправо в положение S2.

3. Налоги и субсидии. Производители платят налоги. Налоги для производителя являются издержками. Если налоги увеличиваются, то увеличиваются издержки производства, что вызывает снижение объёма производства. Предложение товара на рынке уменьшается. Кривая предложения Sсдвигается влево в положение S1.

Субсидии, наоборот, вызывают расширение производства данного товара, предложение увеличивается. Кривая предложения сдвигается в положение S2.

4. Количество производителей. Чем больше производителей, тем больше предложение. Кривая предложения Sсдвинется вправо в положение S2.

5. Ожидания. Ожидаемое изменение цен в будущем повлияет на поведение производителя в настоящее время и, соответственно, на предложение. Например, если производитель ожидает повышения цен на свой товар, то в настоящее время он уменьшит предложение товара, чтобы в будущем получить больший доход. Кривая предложения в таком случае сдвигается влево (S1).

6. Особые факторы. Например, погода оказывает сильное влияние на сельское хозяйство (засуха или дожди ведут к неурожаю сельскохозяйственной продукции). Предложение этой продукции уменьшается. Кривая предложения Sсдвинется влево в положение S1.

Таким образом, с изменением неценовых факторов предложения происходит сдвиг кривой предложения: если предложение растет, то кривая предложения сдвигается вправо (S2); если предложение сокращается, то кривая предложения сдвигается влево (S1). Это отражает изменения в предложении.

Наши рекомендации