Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса

Тема 5. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОЧНОЕ РАВНОВЕСИЕ

Введение

В предыдущей теме были изучены основные элементы рынка, рыночной экономики. Данная тема посвящена изучению механизма функционирования рынка, для чего рассматриваются понятия «спрос» и «предложение», зависимость между ценой товара и объемами спроса и предложения товара при этой цене.

Функциональная зависимость величины спроса и предложения от цены выражается в законах спроса и предложения. Взаимодействие спроса и предложения приводит к установлению рыночного равновесия и соответственно равновесной рыночной цены товара, по которой участники рынка заключают свои сделки.

Одной из задач данной темы является выяснение, как обмен товарами в условиях рыночного равновесия приводит к образованию излишков потребителя и производителя, которые характеризуют общий выигрыш от обмена.

Необходимо также обратить внимание на неценовые факторы спроса и предложения. С действием неценовых факторов, определяющих изменение спроса и предложения, связано установление нового рыночного равновесия и новой равновесной цены.

План лекции

1. Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения.

3. Отраслевое рыночное равновесие. Последствия отклонения цены от равновесного уровня: товарный дефицит и товарные излишки. Изменения спроса и предложения и их влияние на цену.

4. Выигрыш от обмена: излишки потребителя и производителя.

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса.

Механизм функционирования рынка экономических благ тесно связан с понятиями «спрос», «предложение», «равновесная цена», «равновесный объем производства». На рынке встречаются покупатели (потребители), формирующие спрос на товары, и продавцы (производители), формирующие предложение товаров. Спрос (D) – это желание и возможность покупателей приобрести определенные товары в данных экономических условиях. Спрос определяет количество товара, которое потребители желают и могут купить при различных ценах. Соотношение между ценой товара и его количеством определяется понятием «величина спроса».

Величина (объем) спроса (QD) – это количество товара, которое потребители покупают по определенной цене за определенный период времени при данных условиях. Величина спроса зависит от цены товара. Чем меньше цена, тем большее количество товара купят потребители. Данная зависимость выражает закон спроса: при прочих равных условиях величина спроса увеличивается, если цена на него снижается, и наоборот, величина спроса сокращается, если цена товара повышается. Закон спроса показывает обратную зависимость между ценой и объемом продукции, которую желают купить потребители.

В общем виде эту зависимость можно представить как QD = f(Р)или в виде уравнения: QD = а – bР, где QD – величина объема спроса; Р – цена; f – функция спроса; а, b – константы.

Функцию спроса от цены можно представить в виде шкалы спроса и графически. Шкала спроса – это таблица, которая показывает, какое количество товара будет куплено по различным ценам за определенный период времени (табл. 1).

Таблица 1 – Шкала спроса на яблоки

Цена яблок за 1 кг, тыс. руб. Объём спроса QD, кг

Шкала спроса (табл. 1) отражает обратную зависимость между ценой товара и величиной спроса. Представим эту зависимость графически. На вертикальной оси графика обозначим цену товара Р в денежных единицах, на горизонтальной оси – величину спроса QD. Перенесём значения таблицы 1 на график и определим точки a, b, c, k, m. Соединив их, получим линию (кривую) спроса D (рис. 1). Кривая спроса дает информацию о цене спроса. Цена спроса – это максимальная цена, по которой покупатель согласен купить единицу данного товара.

 
  Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса - student2.ru

D

0 1 2 3 4 5

Рис. 1. Линия спроса на яблоки  

Кривая спроса имеет отрицательный наклон и иллюстрирует рост объема спроса при снижении цены и наоборот. Таким образом, изменение цены товара вызывает изменение величины (объема) спроса и на графике это отражается движением по кривой спроса D вверх или вниз.

Кроме цены на спрос влияют и неценовые факторы. Неценовые факторы определяют изменение спроса, при котором кривая спроса смещается влево (D1) или вправо (D2), что показано на рис. 2. Рассмотрим влияние неценовых факторов на изменение спроса.

1. Доходы потребителя. Снижение доходов потребителя сокращает спрос и сдвигает линию спроса D в положение D1. Увеличение доходов потребителя повышает спрос и сдвигает линию спроса D в положение D2.

Однако рост дохода неодинаково изменяет спрос на товары, что обуславливает их деление на нормальные товары и товары низшей категории. Если по мере роста дохода спрос на товары увеличивается, то такие товары называют нормальными товарами. А если с ростом дохода спрос на товары снижается, то это – товары низшей категории.

Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса - student2.ru

Рис. 2. Сдвиги кривой спроса

2. Вкусы и предпочтения потребителей. Благоприятные для данного товара изменения потребительских вкусов или предпочтений, например, под влиянием рекламы, будут означать увеличение спроса на него по каждой цене и смещение кривой спроса вправо (D2).

3.Число (количество) покупателей. Увеличение населения сдвигает линию спроса D вправо для всех товаров, поскольку ведет к росту количества покупателей на рынке. Наоборот, уменьшение населения будет сдвигать линию спроса D влево в связи с сокращением числа покупателей на рынке.

4. Ожидания потребителей. Ожидание будущих цен на товары (инфляционные ожидания), будущего дохода способны изменить спрос. Например, плохая погода в Южной Америке и плохой урожай кофе приводят к ожиданию более высоких цен на кофе в будущем и повышают спрос на кофе сейчас.

Сезонные, предпраздничные колебания продаж также вызывают изменение спроса под влиянием потребительских ожиданий.

5. Изменение цен на взаимозаменяемые (товары-субституты) и взаимодополняемые (комплементы) товары. Рассмотрим действие этого фактора на примере товаров-субститутов (кофе, чай). Предположим, что цена на кофе повысилась. В таком случае покупатели увеличат спрос на чай, цена на который осталась на прежнем уровне.

Объясним данную ситуацию графически (рис. 3). Очевидно, рост цены на кофе c Р1 до Р2 сокращает величину спроса на кофе с Q1 до Q2. На рис. 3, а повышение цены на кофе отражается движением по линии спроса на кофе вверх. Так как кофе и чай удовлетворяют одну и ту же потребность, то рост цены на кофе повысит спрос на чай с Q1 до Q2. На рис. 3, б кривая спроса на чай D1 сдвигается вправо в положение D2. Таким образом, если товары являются товарами-субститутами, то между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая зависимость.

Рис. 3. Изменение спроса под влиянием изменения цены на товары-субституты: а) рынок кофе; б) рынок чая  
Спрос. Закон спроса. Неценовые факторы спроса - student2.ru

Совсем иное воздействие оказывает данный неценовой фактор на изменение спроса на товары-комплементы. Например, при снижении цены на фотоаппараты увеличится спрос на фотопленку. Кривая спроса на фотопленку сдвигается вправо. Таким образом, если товары являются товарами- комплементами, то между ценой на один из них и спросом на другой существует обратная зависимость.

Наши рекомендации