Использования водных ресурсов Республики Коми

Краткая оценка состояния и проблемы комплексного

1. Использование водных ресурсов

Территория Республики Коми расположена в зоне избыточного увлажнения, что обуславливает обилие поверхностных и подземных вод. Особенности рельефа и геологическое строение определили повышенную заболоченность и развитую гидрографическую сеть.

Крупнейшими реками республики являются Печора с притоками Усой и Ижмой, Вычегда с Сысолой и Вымью, Мезень с Вашкой, Луза. Множество малых рек образуют густую речную сеть. Широко распространены в Республике Коми болота и заболоченные земли. Средняя заболоченность территории составляет 9,6%.

Распределение водных ресурсов по муниципальным образованиям весьма неравномерно. В республике берут начало и протекают две крупные реки – Печора и Вычегда.

Протяженность реки Печора в пределах Республики Коми составляет 1570 км. Она берет начало в Троицко-Печорском районе и пересекает 6 административных районов.

Вычегда в пределах Республики Коми, протяженностью 920 км, пересекает 4 района.

Водные ресурсы республики сосредоточены в бассейнах рек Печоры, Мезень и Вычегды с общегодовым стоком 176 км3. Общий объем забора (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов в Республике Коми составляет 531 млн. м3 в год. В экономике ежегодно используется около 495 млн. м3 воды.

Наиболее водоемкими отраслями народного хозяйства являются энергетика и жилищно-коммунальное хозяйство. Свыше 90 процентов общего объема использования водных ресурсов приходится на топливно-энергетический комплекс (68 процентов), жилищно-коммунальное хозяйство (21 процент), нефтяная и газовая промышленность (6 процентов).

В разрезе муниципальных образований объемы водопотребления (изъятия) водных ресурсов из природных водных объектов составили:МОМР «Ижемский» - 0,03%; МОМР «Княжпогостский» - 0,57%; МОМР «Койгородский» - 0,04%; МОМР «Корткеросский» - 0,08%; МОМР «Прилузский» - 0,24%; МОМР «Сыктывдинский» - 0,24%; МОМР «Сысольский» - 0,10%; МОМР «Троицко-Печорский» - 0,15%; МОМР «Удорский» - 0,15%; МОМР «Усть-Вымский» - 0,69%; МОМР «Усть-Куломский» - 0,09%; МОМР «Усть-Цилемский» - 0,02%; МОГО «Сыктывкар» - 25,87%; МОГО «Воркута» - 32,38%; МОМР «Вуктыл» - 0,45%; МОГО «Инта» - 2,49%; МОМР «Печора» - 2,39%; МОМР «Сосногорск» - 23,92%; МОГО «Усинск» - 5,89%; МОГО «Ухта» - 4,25%.

В последние годы в Республике Коми наблюдается уменьшение забора (изъятия) водных ресурсов и ее использование. Причинами такой тенденции являются уменьшение количества предприятий, осуществляющих использование водных ресурсов и миграционный отток населения с территории республики.

Функционирующий водохозяйственный комплекс обеспечивает текущие водоресурсные потребности Республики Коми. Вместе с тем экономика республики в будущем потребует увеличения гарантированного объема водных ресурсов соответствующего качества, предназначенных для удовлетворения питьевых и хозяйственно-бытовых нужд, а также для использования в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике и в рекреационных целях.

Для обеспечения, определенных Стратегией экономического и социального развития Республики Коми на период до 2020 года, темпов развития предстоит обеспечить комплексное решение ряда проблем, основными из которых являются:

нерациональное использование водных ресурсов;

несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам, а также ограниченный уровень доступа населения к централизованным системам водоснабжения.

1.1. Нерациональное использование водных ресурсов.

Основными факторами нерационального использования водных ресурсов являются:

применение устаревших водоемких производственных технологий;

высокий уровень потерь воды при транспортировке;

недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами учета;

отсутствие эффективных экономических механизмов, стимулирующих бизнес к активному внедрению прогрессивных водосберегающих технологий производства, систем оборотного и повторно-последовательного водоснабжения и сокращению непроизводительных потерь воды.

Объем потерь воды в республике при транспортировке составляет до 13 млн. м3 в год. Свыше 20 процентов общего объема поданной в водопроводную сеть воды, теряется в системах централизованного водоснабжения из-за их неудовлетворительного технического состояния.

Основными факторами, оказывающими негативное влияние на уровень рациональности использования водных ресурсов, являются применение устаревших водоемких производственных технологий, недостаточная степень оснащенности водозаборных сооружений системами приборного учета, а также высокий уровень потерь воды при транспортировке.

1.2. Несоответствие качества питьевой воды, потребляемой значительной частью населения, гигиеническим нормативам.

Численность населения, проживающего на территории Республики Коми, составляет порядка 900,0 тыс. человек, из них порядка 700,0 тыс. человек - городское население. Водоснабжение населения в Республике Коми осуществляется как за счет поверхностных, так и подземных источников воды.

Водопроводно-канализационный комплекс в Республике Коми включает в себя 2,6 тыс. км водопроводных сетей; 1,7 тыс. км канализационных сетей; 518 водозаборов; 148 очистных сооружений водопровода и канализации; 408 насосных станций, 330 централизованных водопровода и 125 централизованных систем канализаций, состояние которых определяет качество оказываемых услуг.

Услугами централизованного водоснабжения пользуются 80 процентов населения республики. Однако 530 сельских населенных пунктов и 4 поселка городского типа не имеют инженерных сооружений для централизованного водоснабжения. Не имеют сооружений канализации 645 сельских населенных пунктов и 7 поселков городского типа.

Основная проблема при эксплуатации объектов коммунальной инфраструктуры - значительная степень их износа. Средний износ объектов коммунальной инфраструктуры в Республике Коми составляет 58 процентов. Износ сетей водоснабжения 64 процента, канализационных сетей 79 процентов.

Коммунальная часть жилищного фонда не удовлетворяет потребностям населения по своим качественным характеристикам. Обеспечение населения питьевой водой, не соответствующей по ряду показателей установленным нормативам, в целом по республике составило 1,2 процента, в том числе в городской местности 1,0 процент, в сельской 1,8 процента.

Развитие жилищно-коммунального комплекса, ориентированное на обеспечение гарантированного доступа населения республики к качественной питьевой воде, рассматривается как задача общереспубликанского масштаба, основные направления решения которой предусмотрены в долгосрочной республиканской целевой программе «Чистая вода в Республике Коми (2011 - 2017 годы)».

2. Охрана водных объектов

В водные объекты Республики Коми сбрасывается до 480 млн. м3 сточных вод. Более 26% процентов сточных вод, подлежащих очистке, сбрасываются недостаточно очищенными, 2% - загрязненными без очистки и 9% - очищенными до установленных нормативов. Вместе со сточными водами в поверхностные водные объекты республики ежегодно поступает около 180 тыс. тонн загрязняющих веществ.

За последние пять лет на территории республики наблюдалось уменьшение объема сбрасываемых сточных вод. Прежде всего, это связано с уменьшением забора воды из поверхностных и подземных источников.

Объем сброса загрязненных сточных вод распределился по отраслям следующим образом: лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность –75,76 %; - топливная промышленность –14,14 %; ЖКХ – 9,66 %.

Высокую степень воздействия на водные объекты оказывает рассредоточенный (диффузный) сток с сельскохозяйственных и селитебных территорий, площадей, занятых отвалами и отходами промышленного производства.

Сложившийся уровень антропогенного загрязнения является одной из основных причин, вызывающих деградацию рек, водохранилищ, озерных систем, накопление в донных отложениях, водной растительности и водных организмах загрязняющих веществ, в том числе токсичных, и ухудшение качества вод поверхностных водных объектов, используемых в качестве источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения и являющихся средой обитания водных биологических ресурсов.

В целях повышения качества воды в водных объектах, восстановления водных экосистем и рекреационного потенциала водных объектов требуется решить следующие задачи:

сокращение антропогенного воздействия на водные объекты и их водосборные территории;

предотвращение деградации малых рек;

охрана и предотвращение загрязнения подземных водных объектов.

Для сохранения водных экосистем и сокращения объемов сброса загрязненных сточных вод стационарными источниками необходима модернизация очистных сооружений с использованием новейших технологий очистки и оборудования.

Для восстановления и охраны, а также обустройства малых рек в качестве первоочередных мероприятий необходимо сократить антропогенное воздействие рассредоточенного (диффузного) стока, восстановить самоочищающую способность рек, реализовать комплекс мероприятий по экологической реабилитации малых рек в городах и сельских поселениях.

3. Негативное воздействие вод

Естественные колебания характеристик гидрологического режима водных объектов приводят к возникновению рисков негативного воздействия вод на население и объекты экономики. Для северных рек существенное значение имеет при прохождении паводка недопущение затора льда и связанный с этим резкий подъем уровня воды. Протяженность участков русел рек на территории республики, нуждающихся в увеличении пропускной способности – 450 км. Численность населения, проживающего на территориях подверженных негативному воздействию вод – 13947 человек.

В бассейнах рек Печора, Вычегда в последние годы наблюдаются прогрессирующие размывы береговой части, оползни, угрожающие населенным пунктам, домовладениям, мостовым переходам, линиям электропередач.

Основными причинами возникновения ущерба от наводнений являются застройка паводкоопасных территорий, недостаточная обеспеченность поселений и объектов экономики сооружениями инженерной защиты, а также несоответствующие современным требованиям заблаговременность и оправдываемость гидрологических прогнозов.

Риск наводнений и иного негативного воздействия вод будет сохраняться и усиливаться в будущем в связи с учащением опасных гидрологических явлений в новых климатических условиях и продолжающимся антропогенным освоением территорий, что требует реализации мероприятий по строительству сооружений инженерной защиты и использованию принципиально новых подходов в рамках решения задач по защите населения и объектов экономики.

Наши рекомендации