Основные факторы рыночного саморегулирования

Рыночная система обладает особым механизмом саморегулирования производства и сбыта продукции. Этот механизм включает 3 главных взаимосвязанных фактора:

1. Рыночная цена

2. Спрос и предложение товаров и услуг

3. Конкуренция

Для уяснения механизма рыночного регулирования исходным можно считать понятие товар. Товар-продукт произведенный для потребления или обмена. Всякий товар имеет два основных экономических свойства: потребительная стоимость(полезность вещи, способность её удовлетворить ту или иную потребность) и меновая стоимость(количественное отношение, в котором обмениваются товары).

Вообще стоимость товара измеряется затраченным на его производство, общественно необходимым временем. Мы приобретает товары на рынке , потому что он нам необходим. Ценность товара устанавливается на рынке и его стоимость создается не только в процессе производства, но и в ходе рыночного обмена. Механизм товарного рынка регулируется законом спроса и предложения. Спрос-это то количество товаров определенного вида, которое покупатель готов купить при определенном уровне цен; отношение между ценой товара и его количеством, которое покупатель хотят и могут купить. Закон спроса-снижение цены ведет к увеличению спроса и наоборот, рост цены сокращает спрос.

Основные факторы рыночного саморегулирования - student2.ru 17.11

Основные факторы рыночного саморегулирования - student2.ru Рыночный спрос и его факторы.

Помимо цены на рыночный спрос воздействует другие неценовые факторы. К основным из них можно отнести 6:

· Изменение вкуса потребителей. Например, мода на здоровый образ жизни привела к увеличению спроса на спортивное оборудование.

· Изменение числа покупателей. Бум рождаемости привело к увеличению спроса на детские товары.

· Изменение доходов потребителей. В отношении большинства товаров(которые называются товарами высшей категории: мясо, рыба, фрукты, овощи)рост реальных доходов населения означает увеличение спроса. Чем ниже уровень дохода, тем больше потребитель будет покупать товаров низшего уровня.

· Изменение цен на сопряженные товары. Сопряженными товарами-называют два вида товара: взаимозаменяемые и взаимодополняющие. Взаимозаменяемые товары-пары или группы товаров, удовлетворяющие примерно одну и ту же потребность людей(чай-кофе, масло-маргарин, авиаперевозки-ж/д). Между ценой на один товар и спросом на сопряженные с ним другие товары существует прямая связь: чем выше цена одного, тем выше спрос на другой. Взаимодополняющие-представляют собой неразлучные товарные пары. Например, иголка и нитка, машина-бензин. Здесь между ценой на один товар и спросом на другой существует обратная связь. К примеру, если цена на магнитофоны упала, значит цены на диски увеличится.

· Изменения в ожиданиях потребителей: 1-Ожидание повышение цен или доходов. Оно заставит потребителей увеличить свои покупки. Если узнали о скором подорожании товара, то увеличится спрос на товар. 2-Предпологает ожидание снижения цен или доходов. Если известно, что определенный товар подешевеет, то спрос на этот товар в настоящее время уменьшится.

· Степень удовлетворения потребностей населения в том или ином товаре. Чем она выше, тем ниже спрос.

Изменение в спросе, которое вызванно неценновыми факторами, проявляется в смещение всей кривой влево при падении спроса и вправо при росте.

Наши рекомендации