Преимущества и недостатки конкуренции

Конкуренция имеет преимущества и недостатки.

Преимущества:

· способствует более эффективному использованию ресурсов при производ­стве необходимых для общества товаров;

· вызывает необходимость гибко реагировать и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям производства;

· создает условия по оптимальному использованию научно-техничес­ких достижений в области создания новых видов товаров, внедрения новой техники и технологий, разработке более совершенных методов организа­ции и управления производством;

· обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

· нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потреб­ностей и на повышение качества товаров и услуг.

Недостатки:

· не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие жи­вотные, запасы недр, морей и океанов);

· отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

· не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

· не создает условия для развития фундаментальной науки, системы общего образования, многих элементов городского хозяйства;

· не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

· не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной не­справедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

РЫНОЧНЫЕ СТРУКТУРЫ

Фирма и отрасль

С точки зрения фирмы рынок представляет собой сферу конку­рентного взаимодействия с другими фирмами. В первую очередь такое взаимодействие распространяется на фирмы, производящие взаимозаменяемые товары. Как известно, степень взаимозаменяемости благ определяется коэффициентом перекрестной эластичности спроса (тема 3):

Преимущества и недостатки конкуренции - student2.ru

Поло­жительное и относительно большое значение перекрестной эластич­ности указывает на то, что данные товары взаимозаменяемы и повы­шение цены на товар А приведет к существенному сокращению спроса на него и росту спроса на товар В. Это означает, что данные товары, несмотря на существующие между ними различия, входят в единую товарную группу, а их продавцы — в одну отрасль.

Отрасль — это группа фирм, производящих блага, предназначенные для удовлетворения одной потребности и взаимозаменяемые между собой.

Как институциональное образование каждый отраслевой рынок имеет свои характерные признаки (условия) организации, комбинация которых представляется в виде рыночной структуры или модели рынка.

Условия, в которых протекает рыночная конкуренция, определяемые числом и размером фирм, типом предлагаемого товара, степенью контроля над ценами, сложностью входа в отрасль и выхода из нее, доступностью информации, называются рыночной структурой.

Признаки отраслевого рынка

Рассмотрим некоторые из этих условий.

При характеристике количества фирм в отраслиобычно говорят «много», «несколько» или «одна» фирма.

Следует пояснить, что слово «много» означает такое количество фирм, при котором исключается воздействие на общую рыночную ситуацию отдельно взятого продавца. Принято ориентироваться, что в этом случае доля отдельной фирмы не превышает одного процента от отраслевого объема выпуска.

Слово «несколько» означает, что каждая фирма своими решениями затрагивает интересы других фирм и вправе ожидать их ответной реакции, т.е. она предпринимает какие-то шаги, лишь взвесив последствия возможных ответных действий своих соперников. Практика показывает, что в этом случае отрасль представляют не более десятка фирм.

Когда говорят о типе производимого продукта, различают:

· однородный (стандартизированный) продукт, коэффициент перекрестной эластичности спроса на который у разных фирм стремится к бесконечности, т.е. даже небольшое повышение цены одной фирмой сверх ее рыночного уровня приводит к практически полному переключению спроса на продукцию других фирм. Потребители считают продукты абсолютно идентичными, а значит, абсолютно заменяемыми, в этом случае потребителю безразлично, кто его произвел;

· дифференцированный, коэффициент перекрестной эластичности спроса на который у разных фирм положительный, чем меньше величина этого коэффициента, тем больше отличий у продуктов разных производителей, т.е. они отличаю­тсся индивидуальными чертами, качеством, рабочими характеристиками, имиджем, товарным знаком, гарантией, обслуживанием клиентов и т.д.

· уникальный, коэффициент перекрестной эластичности спроса на который у разных фирм равен нулю, т.е. у продуктов разных фирм нет ничего общего. В этом случае продукт не имеет близких субститутов, является абсолютно незаменимым.

Контроль над ценой (рыночная власть) означает способность отдельной фирмы влиять на изменение рыночной цены товара. Для измерения рыночной власти обычно используют показатель, предложенный А.П. Лернером и названный в его честь:

Преимущества и недостатки конкуренции - student2.ru

где IL – индекс Лернера (индекс рыночной власти); Р – цена продукта; MС - предельные издержки; Преимущества и недостатки конкуренции - student2.ru – ценовая эластичность спроса на продукцию. Если P=MC, а значит IL=0, рыночная власть отсутствует. Если IL > 0, то фирма обла­дает рыночной властью. Чем выше этот показатель, тем больше рыночная власть.

Возможности (барьеры) для входа в отрасль и выхода из нее определяются степенью сложности решения юридических, технологических, финансовых проблем, возникающих при создании новой фирмы или возврата вложенных денег при ее закрытии.

Доступность информа­ции характеризуется симметричным и ассиметричным ее распределением. Симметричное распределение означает, что все фирмы имеют полную информацию о технологии производства товара, ценах, производственных издержках и т.д. Ассиметрия информации - неравномерное распределение между участниками рынка информации: имеют место скрытые характеристики технологии производства, качества реализуемых товаров и т.д.

Важной характеристикой рынка является его конкурентность,под кото­рой понимается способность отдельной фирмы оказывать влияние на рынок товара. Чем меньше возможностей у отдельной фирмы отрасли воздействовать на рынок реализуемого ей товара, тем более конкурентным считается рынок.

Основные типы рынка

В экономической теории выделяют два типа рынка:

• рынок совершенной конкуренции (ни одна из фирм отрасли не в состоя­нии изменить рыночную ситуацию);

• рынок несовершенной конкуренции (отдельная фирма в состоянии воздей­ствовать на рынок, может регулировать спрос, предложение, цену в выгод­ном для себя направлении). Выделяют три типа несовершенной конкуренции: чистая монополия, олигополия, монополистическая конкуренция.

Таким образом, в экономической теории выделяют четыре основных типа рыночной структуры, главные признаки которых охарактеризованы в таблице 7.1.

Таблица 7.1

Наши рекомендации