Понятие и виды таможенных пошлин

Таможенная пошлина – это обязательный платеж в федеральный бюджет, взимаемый таможенными органами страны при ввозе (вывозе) товара на ее таможенную территорию, а также в иных случаях, установленных таможенным законодательством Российской Федерации в целях таможенно-тарифного регулирования внешнеторговой деятельности в экономических интересах Российской Федерации.

Таможенные пошлины и таможенные сборы имеют огромное значение в экономической и финансовой политике государства. Посредством их осуществляется государственная торговая политика и регулирование внутреннего рынка товаров при его взаимосвязи с мировым рынком.

Таможенные пошлины и сборы по своей сути являются налогами, взимаемыми при пересечении товарами таможенной границы страны в ту или другую сторону. Уплата носит обязательный характер. Однако это является одним из условий предоставления плательщику возможности осуществить перевоз товара с территории одной страны на территорию другой. Таким образом, пошлины носят возмездный характер, что отличает их от налогов.

Взимание таможенных платежей регламентируется действующим таможенным законодательством, в частности, Законом РФ от 21.05.2993 г. № 5003-1 «О таможенном тарифе» (с изменениями и дополнениями).

Ставки пошлины в западноевропейских странах и США более унифицированы, их количество меньше, и они в среднем ниже, чем в Российской Федерации. В связи с требованиями Всемирной торговой организации по снижению ставок таможенных пошлин с 2001 г. в России начал действовать обновленный, более либеральный таможенный тариф, в котором почти по 4 тысячам товарных позиций ставки снижены.

Таможенная пошлина является косвенным налогом, включаемым в продажную цену товаров и влияющим на их конкурентоспособность на рынке. Она выступает в качестве основного стоимостного ограничения импортных или экспортных операций в зависимости от целей и ориентиров экономической и торговой политики страны.

Таможенная пошлина обладает всеми основными налоговыми характеристиками:

- уплата таможенной пошлины носит обязательный характер и обеспечивается государственно-властным принуждением;

- она не представляет собой плату за оказанные услуги и взыскивается без встречного удовлетворения;

- поступления от уплаты таможенной пошлины не предназначены для финансирования конкретных государственных расходов;

- правовое регулирование таможенно-тарифных отношений носит односторонний характер и исключает предоставление возможности субъектам таможенно-тарифных правоотношений договариваться по вопросам оснований взимания, размера и сроков уплаты и других аспектов налогообложения.

Объектом обложения таможенной пошлиной признаны товары, перемещаемые через таможенную границу России. Налоговой базой являются их стоимостные либо натуральные показатели.

По таможенной пошлине установлены соответствующие ставки, а также налоговые льготы в виде тарифных льгот, или тарифных преференций.

В Российской Федерации применяются практически все виды таможенной пошлины, имеющиеся в мировой практике. В зависимости от вида внешнеторговой операции устанавливаются ввозные и вывозные таможенные пошлины, от численного выражения базового показателя - адвалорные, специфические, комбинированные, от периода применения - сезонные, от действующих приоритетов экономической политики - специальные, антидемпинговые, компенсационные.

В отличие от большинства действующих в России налогов, по таможенной пошлине не существует четко ограниченной шкалы ставок или единой ставки. Существует огромное количество таких ставок, которые устанавливаются в зависимости от номенклатуры ввозимого или вывозимого товара, от его характеристик и ряда других условий.

Применяются следующие виды ставок пошлин (ст.4 Закона о таможенном тарифе):

· Адвалорные, начисляемые в процентах к таможенной стоимости облагаемых товаров;

· Специфические, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров;

· Комбинированные, сочетающие первые два вида.

Ставки ввозных таможенных пошлин применяются дифференцированно в зависимости от страны происхождения товара (ст.3 Закона о таможенном тарифе).

В качестве примера можно привести следующие виды адвалорных пошлин, действующих в Российской Федерации:

- вата, марля, бинты - 10%;

- нитки швейные из химических нитей - 10%;

- мешки, пакеты упаковочные - 5%.

В соответствии с Законом "О таможенном тарифе" специфическими пошлинами являются таможенные пошлины, начисляемые в установленном размере за единицу облагаемых товаров. Они взимаются с веса, объема, штуки товара. В частности, ставкой специфической пошлины является следующая: пиво солодовое - 0,6 евро за 1 л. Таким образом, размеры специфических пошлин не зависят от товарных цен. Если цены на товар растут, то степень обложения специфическими пошлинами по отношению к цене товара понижается. Однако этот недостаток специфических пошлин компенсируется тем, что поступления в бюджет от взимания таможенных пошлин не уменьшаются в случае резкого падения товарных цен. Кроме того, использование специфических пошлин позволяет бороться с уклонением от уплаты таможенных платежей путем занижения фактурных цен на импортные и экспортные товары.

Комбинированные, или смешанные, пошлины сочетают в себе адвалорный и специфический принципы обложения.

В качестве примера можно привести следующие виды комбинированных пошлин:

- морозильники бытовые - 20%, но не менее 0,24 евро/л;

- аппараты кассовые - 20%, но не менее 60 евро/шт.;

- цветы срезанные - 15%, но не менее 0,9 евро/кг.

В целях оперативного регулирования ввоза и вывоза товаров согласно Закону "О таможенном тарифе" Правительству предоставлено право устанавливать сезонные пошлины. Сезонные пошлины применяются в отношении сельскохозяйственных продуктов и других товаров. Они связаны с так называемыми сезонными ценами, под которыми понимаются закупочные и розничные цены на некоторую продукцию сельского хозяйства (овощи, фрукты, картофель), циклически меняющиеся по временам года. Сезонная дифференциация цен осуществляется с учетом различий в издержках производства и соотношения спроса и предложения на такие товары. На ранние сорта картофеля, овощей, фруктов и т.д. устанавливаются повышенные закупочные цены, обеспечивающие возмещение дополнительных затрат сельскохозяйственных производителей, связанных с производством продукции при неблагоприятных климатических условиях и ее длительным хранением. В зависимости от сезона проводится изменение розничных цен с целью улучшения организации розничного товарооборота на протяжении всего года и увеличения емкости рынка. При этом законодательство предусматривает, что срок действия сезонных пошлин не может превышать шести месяцев в году. В случае обложения товара сезонной пошлиной не применяются ставки, предусмотренные таможенным тарифом.

Отдельную группу образуют так называемые особые виды пошлин, временно применяемые к ввозимым товарам в целях защиты экономических интересов Российской Федерации. Особыми видами являются специальные, антидемпинговые и компенсационные пошлины.

Специальные пошлины применяются в двух основных случаях.

Во-первых, они используются в качестве защитной меры, если товары ввозятся на таможенную российскую территорию в количествах и на условиях, наносящих или угрожающих нанести ущерб отечественным производителям подобных или непосредственно конкурирующих товаров.

Во-вторых, эти пошлины вводятся в действие в качестве ответной меры на дискриминационные и иные действия, ущемляющие интересы России, со стороны других государств. В этом случае специальная пошлина нередко называется реторсионной. Под реторсиями в международном праве понимаются не связанные с использованием вооруженных сил правомерные принудительные меры, применяемые государством в ответ на нанесший ему моральный или материальный ущерб недружественный, но не нарушающий норм международного права акт другого государства. Целью применения реторсионных пошлин является прекращение недружелюбных действий со стороны другого государства и предотвращение их в будущем.

Специальные защитные меры применяются в отношении какого-либо товара на недискриминационной основе независимо от страны происхождения товара.

Антидемпинговые пошлины применяются в случаях ввоза на российскую таможенную территорию товаров по цене более низкой, чем их нормальная стоимость в стране вывоза в момент осуществления импортной операции, если ввоз таких товаров наносит или угрожает нанести материальный ущерб российским производителям подобных товаров либо препятствует организации производства подобных товаров в России.

Определяя компенсационную пошлину, российское таможенное законодательство учло опыт, накопленный международной практикой таможенно-тарифного регулирования, и четко определило существенную характеристику компенсационной пошлины, позволяющую отличать ее от антидемпинговой пошлины. Компенсационные пошлины применяются в случаях ввоза на таможенную территорию Российской Федерации товаров, при производстве и вывозе которых прямо или косвенно использовались субсидии, если такой ввоз наносит или угрожает нанести ущерб российским производителям подобных товаров или же препятствует организации или расширению производства подобных товаров в Российской Федерации. Таким образом, компенсационная пошлина представляет собой инструмент борьбы с негативным влиянием на российскую экономику ввоза иностранных товаров, субсидируемых в стране-экспортере прямо путем использования инвестиционных субсидий или же косвенно путем применения системы дифференцированных налоговых ставок, ускоренной амортизации, кредитования экспортеров на льготных условиях и других методов.

Единственный вид пошлин, применяемый в мировой практике и не используемый в Российской Федерации, - транзитная пошлина. Транзитная пошлина взимается за провоз грузов по таможенной территории государства. Она применяется, как правило, за провоз грузов, наносящих ущерб окружающей среде, в частности радиоактивных материалов, горюче-смазочных материалов и других опасных грузов, в том числе боеприпасов и взрывчатых материалов. Кроме того, ст.20 Таможенного кодекса Российской Федерации, предусматривающая запрет на перемещение через таможенную границу России отдельных товаров исходя из интересов государственной безопасности, жизни и здоровья населения, не имеет адресной направленности и, таким образом, носит декларативный характер.

Ставки таможенных пошлин являются едиными и не подлежат изменению в зависимости от лиц, перемещающих товары через российскую таможенную границу, видов сделок и других факторов.

Свод ставок таможенных пошлин, применяемых к товарам, перемещаемым через российскую таможенную границу, и систематизированных в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности, составляет Таможенный тариф Российской Федерации.

Таможенный тариф представляет собой инструмент торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации при его взаимосвязи с мировым рынком, а также правила обложения товаров пошлинами при их перемещении через российскую таможенную границу.

Установление таможенного тарифа должно обеспечивать достижение следующих важнейших целей:

- рационализацию товарной структуры ввоза товаров в Россию;

- поддержание рационального соотношения вывоза и ввоза товаров, валютных доходов и расходов на российской территории;

- создание условий для прогрессивных изменений в структуре производства и потребления товаров в стране;

- защита российской экономики от неблагоприятного воздействия иностранной конкуренции;

- обеспечение условия для эффективной интеграции страны в мировую экономику.

Согласно российскому законодательству Правительство имеет право дифференцировать установленные Законом о таможенном тарифе ставки в зависимости от страны происхождения товара. Так, в отношении товаров, происходящих из стран, в торгово-политическом отношении с которыми Российская Федерация применяет режим наиболее благоприятствуемой нации, применяется базовая ставка ввозной пошлины. Среди 125 стран, включенных в этот перечень, такие страны, как Австрия, Испания, Индия. При таможенном оформлении товаров, перемещаемых из развивающихся стран (105 стран, в том числе Вьетнам, Болгария), тариф уменьшается на 25 процентов, из наименее развитых стран (Афганистан, Лаос, Судан, Босния и др.) применяется так называемый нулевой тариф, т.е. товары оформляются беспошлинно.

В отношении же товаров, происходящих из стран, торгово-политические отношения с которыми не предусматривают режим наиболее благоприятствуемой нации, либо страна происхождения которых не установлена, ставки ввозных таможенных пошлин, определенные на основании Закона "О таможенном тарифе", увеличиваются вдвое. Например, пошлины удваиваются при ввозе товаров из Латвии.

Вопрос

Тарифные льготы

Условия предоставления тарифных льгот, или тарифных преференций, в отношении товаров устанавливаются Законом "О таможенном тарифе" и не могут носить индивидуального характера.

Под тарифной льготой российское законодательство понимает предоставляемую на условиях взаимности или в одностороннем порядке при реализации торговой политики Российской Федерации льготу в отношении товаров, перемещаемых через российскую таможенную границу, в виде возврата ранее уплаченной пошлины, освобождения от уплаты пошлины, снижения ставки пошлины.

Российское таможенное законодательство установило следующие тарифные льготы.

От уплаты таможенной пошлины, в частности, освобождаются транспортные средства, которые осуществляют международные перевозки грузов, багажа и пассажиров, а также предметы материально-технического снабжения и другое имущество, необходимое для их нормальной эксплуатации на время следования в пути.

В том случае, если предметы материально-технического снабжения и другое имущество вывозятся за пределы российской таможенной территории для обеспечения деятельности российских и арендованных судов, ведущих морской промысел, то они освобождаются от уплаты пошлины, равно как и продукция данного промысла, ввозимая на российскую таможенную территорию.

Освобождаются от уплаты пошлины товары, ввозимые на российскую таможенную территорию или вывозимые с нее для официального или личного пользования представителями иностранных государств, физическими лицами, имеющими право на беспошлинный ввоз таких предметов на основании международных соглашений, а также валюта Российской Федерации, иностранная валюта, кроме используемой в нумизматических целях, и ценные бумаги.

Не платится таможенная пошлина по товарам, подлежащим обращению в собственность государства, а также ввозимые и вывозимые в качестве гуманитарной и безвозмездной помощи, в благотворительных целях, в целях ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий.

Товары, перемещаемые в режиме транзита через российскую таможенную территорию, и товары, перемещаемые через границу физическими лицами и не предназначенные для производственной или другой коммерческой деятельности, не облагаются таможенной пошлиной.

Не взимается таможенная пошлина по оборудованию и материалам, входящим в комплект поставки соответствующего оборудования, а также по комплектующим изделиям, ввозимым на территорию России в счет кредитов, предоставленных иностранными государствами и международными финансовыми организациями по международным договорам.

Ввозимые на территорию России товары для выполнения работ по соглашению о разделе продукции, а также оборудование, приобретенное за счет средств федерального бюджета для производства детского питания, аналоги которого не производятся в Российской Федерации, а также оборудование для этих целей, приобретенное за счет связанных иностранных кредитов, также освобождены от уплаты пошлины.

При осуществлении торгово-политических отношений Российской Федерации с иностранными государствами Закон о таможенном тарифе предоставляет право Правительству на установление тарифных преференций в виде освобождения от уплаты пошлины, снижения ставок пошлин либо установления тарифных квот на преференциальный ввоз или вывоз в отношении отдельных товаров. Это касается товаров, происходящих из государств, образующих вместе с Российской Федерацией зону свободной торговли или таможенный союз, а также происходящих из развивающихся стран, пользующихся национальной системой преференций Российской Федерации, которая должна пересматриваться не реже, чем один раз в пять лет.

Одновременно с этим законодательство предоставило Правительству право устанавливать дополнительные тарифные льготы в виде возврата ранее уплаченной пошлины, снижения ставки пошлины и освобождения в исключительных случаях от пошлины в отношении определенного круга товаров или условий перемещения товара через таможенную границу Российской Федерации. Для разграничения последних российским законодательством установлено 16 таможенных режимов, в которых предусмотрены особые условия ввоза или вывоза ряда товаров. Например, по товарам, ввозимым на территорию России или вывозимым с нее временно под таможенным контролем в рамках соответствующих таможенных режимов, взысканные таможенные пошлины подлежат возврату плательщику.

Тарифные льготы могут предоставляться Правительством по товарам, вывозимым в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом, для федеральных государственных нужд, а также товаров, ввозимых в качестве вклада в уставные фонды предприятий.

Таможенным кодексом Российской Федерации предусмотрена возможность предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей. В случае предоставления отсрочек или рассрочек по уплате таможенных платежей срок этой рассрочки или отсрочки платежей не может превышать двух месяцев со дня принятия таможенной декларации..

В отличие от действующего гражданского законодательства, в соответствии с которым исполнение обязательств может обеспечиваться неустойкой, залогом, удержанием имущества должника, поручительством, банковской гарантией, задатком и другими способами, предусмотренными законом или договором, обеспечение уплаты таможенных платежей регламентируется соответствующими статьями Таможенного кодекса, и предусмотрены следующие три формы обеспечения уплаты таможенных пошлин:

- залог товаров,

- гарантия третьего лица,

- внесение на депозит причитающихся сумм.

Вопрос

Наши рекомендации