График подготовки бакалаврской работы

Работу по выполнению исследования условно можно разделить на три стадии:

1. Подготовительную - сбор материалов, накопление информации, подбор литературы).

2. Исследовательскую - обобщение и анализ фактических данных, положенных в основу теоретической и эмпирической частей исследования). Текстуальное изложение авторских идей, мыслей.

3. Оформительскую - приведение в соответствие с предъявляемыми требованиями всех материалов, из которых будет состоять бакалаврская работа, придание ей законченного вида.

Студент получает график подготовки бакалаврской работы вместе с листом задания, заполняет его по мере выполнения работы и вкладывает в готовую работу (но не подшивает). В графике отражены основные контрольные точки работы над работой (выбор темы, написание первого и второго разделов, предзащита, нормоконтроль и пр.). Выполнение этих контрольных точек заверяется подписями научного руководителя и членов комиссии по предзащите.

Если студент выполняет бакалаврскую работу не по графику (пропускает какие-либо этапы или выполняет их не в срок), то заведующий кафедрой вправе не допустить студента к защите бакалаврской работы, а государственная аттестационная комиссия – снизить оценку за работу.

СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ БАКАЛАВРСКОЙ РАБОТЫ

В структуру бакалаврской работы входят титульный лист, содержание, введение, теоретический раздел, аналитический раздел, заключение (выводы и предложения), приложения (таблицы, схемы, рисунки, графические материалы и т.д., объем которых более чем одна страница).

Страницы бакалаврской работы должны быть скомпонованы в следующем порядке:

1. Титульный лист

2. Отзыв научного руководителя

3. Рецензия

4. Лист задания

5. Аннотация

6. Содержание

7. Введение

8. Разделы (основная часть)

9. Заключение

10. Список использованной литературы

11. Приложение (или Приложения)

Титульный лист является первой страницей бакалаврской работы, оформляется на специальном бланке. Титульный лист включают в общую нумерацию страниц. Номер страницы на титульном листе не проставляют.На титульном листе обязательными реквизитами являются подпись студента, научного руководителя и подпись заведующего кафедрой, свидетельствующая о допуске студента к защите работы перед государственной аттестационной комиссией (ГАК). Титульный лист составляется в двух экземплярах и утверждается заведующим кафедрой менеджмента. Пример оформления титульного листа приведен в Приложении 1.

Отзыв руководителя бакалаврской работы

Согласно инструкции о подготовке бакалаврских работ в высших учебных заведениях научный руководитель дает отзыв на завершенную работу (см. Приложение 2).

Рецензирование бакалаврской работы

Рецензия является одним из основных документов, учитываемых Государственной аттестационной комиссией при оценке качества выполненной работы и ее соответствия предъявляемым требованиям (см. Приложение 3).

Подписанная рецензентом и заверенная печатью организации, которую он представляет, рецензия поступает на кафедру.

Оформление задания на выполнение бакалаврской работы

Основным документом, определяющим задачи, порядок, сроки выполнения дипломного проекта является задание, которое разрабатывается научным руководителем при активном участии студента. Структура задания представлена в Приложении 4.

Задание составляется в двух экземплярах и утверждается заведующим кафедрой менеджмента. Один экземпляр утвержденного задания вручается студенту, второй хранится на кафедре. Выполнение бакалаврской работы (как в отношении содержания, так и сроков) должно осуществляться студентом в соответствии с заданием.

Аннотация

Аннотация является кратким описанием исследованной в работе проблемы и полученных результатов.

В первом абзаце перечисляются главные вопросы, проблемы, изложенные в работе, а также может характеризоваться ее структура.

Вторым абзацем в аннотации выделяются ключевые слова - набор слов, представляющих содержание текста и не связанных между собой синтаксически.

Объем аннотации – 100-200 слов (ключевые слова не входят в общий объем). Аннотация составляется на русском и английском языках и ставится после листа задания и не нумеруется. Бланк аннотации приведен в Приложении 5.

Содержание

Содержание оформляется на отдельной странице и включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов, заключение, список использованных источников и наименование приложений с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы бакалаврской работы. Содержание включают в общую нумерацию страниц. Пример оформления содержания приведен в Приложении 6.

Введение

Во введении обосновывается необходимость разработки сформулированной темы исследованияактуальность выбранной темы, определяется ее значимость для науки и практики. Актуальность темы может подтверждаться ссылками на законы, указы, постановления органов государственной власти РФ или отдельных субъектов РФ, касающиеся рассматриваемых в исследо­вании вопросов.

Во введении дается краткий обзор литературы (степень разработанности и изученности темы), раскрывающий степень разработанности исследуемой проблемы. Он отражает умение студента систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, определять главное.

Затем следует формулировка цели исследования, перечисляются конкретные задачи, которые предстоит решать в соответствии с этой целью. Цель исследования – это общая формулировка конечного результата, который предполагается получить при выполнении бакалаврской работы. Цель ВКР, как правило, определяется её названием (темой). В качестве цели может быть, например, анализ (оценка), исследование, разработка (проектирование), совершенствование (модернизация, повышение уровня) и др.

Задачи – это последовательные шаги, которые обеспечивают достижение поставленной цели и конкретизируют ее. Они должны быть четкими и лаконичными. Задачи указываются обычно в форме перечисления с использованием глаголов: изучить (описать, рассмотреть), проанализировать (выявить, исследовать), разработать (рекомендовать) и т.п.

Обязательным элементом введения является формулировка объектаи предмета исследованиябакалаврской работы

Объект дипломного проекта – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию. Это та сфера общественных отношений, в рамках которой будет проводиться исследование.

Понятие «предмет исследования» значительно уже и конкретнее объекта. Предмет– это то, что находится в границах объекта. В предмет включаются только те элементы, связи, отношения внутри объекта, которые будут непосредственно изучаться в бакалаврской работе. Объект отражает проблемную ситуацию, рассматривает предмет исследования во всех его взаимосвязях.

В качестве объекта исследования может выступать, например, система (органов государственной власти, органов местного самоуправления; муниципальное образование, муниципальная служба и т.д.), функция (управления, регулирования, организации, правоприменения и т.д.), характеристика (численность, эффективность и т.д.), процесс (процесс реформирования системы, государственно-управленческая или государственно-служебная деятельность, мотивация персонала и т.д.) и т.д.

Так же, как и цель ВКР, его объект может быть комплексным, например: «структура функций», «характеристика процесса» и т.д. Иначе говоря, объектом исследования может быть система государственного управления или муниципального управления в определенной сфере (отрасли) или определенного уровня, вида (подвида).

Основным предметом исследования могут быть: органы (государственной власти различного уровня, местного самоуправления); кадры (государственной или муниципальной службы, т.е. органов государственной власти, органов местного самоуправления; предприятий, организаций, учреждений государственной (муниципальной) формы собственности и т.д.); аппарат (государственного (муниципального) органа, управления и т.д.); деятельность (органов власти различного уровня, предприятий, организаций, учреждений) ресурсное обеспечение (информационное, организационно-техническое, финансовое, учебно-научное, методическое, кадровое и т.д.); нормативно-правовая база (законодательство) организации и деятельности, исполнительская дисциплина, социально-экономические, политические, правовые, психологические, социологические, исторические и другие аспекты государственного (муниципального) управления и государственной (муниципальной) службы и т.д.

Во введении необходимо также определить методы, используемые при исследовании. Методы являются необходимым условием достижения поставленной цели исследования. В ВКР используются, например, программно-целевые методы совершенствования планирования и управления; экономико-математическое моделирование для выбора оптимальных решений; общенаучные и специальные подходы и методы обоснования результатов и предложений, формулируемых в выпускной квалификационной работе (системный подход, системный анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнительно-исторический, балансовый, статистический, эксперимент, анкетирование, интервьюирование, наблюдение, структурно-функциональный подход, статистический, моделирование, экстраполяция и многие другие).

После указания методов исследования проводится краткое обоснование структуры работы.

Все структурные элементы введения должны быть выделены жирным шрифтом и представлены в следующем порядке:

1. Актуальность темы бакалаврской работы;

2. Степень изученности и разработанности темы;

3. Цель бакалаврской работы;

4. Задачи бакалаврской работы;

5. Объект исследования бакалаврской работы;

6. Предмет исследования бакалаврской работы;

7. Методы исследования;

8. Структура бакалаврской работы.

Объем введения не должен превышать 6% от общего объема основной части работы (3-4 страницы). Следует помнить, что по содержательности и качеству написания введения чаще всего можно судить о степени компетентно­сти автора, его знании освещаемой проблемы, а также о действительно ориги­нальном авторском взгляде.

Основная часть бакалаврской работы состоит из двух логически соподчиненных разделов, каждый из которых подразделяется на два-три подраздела. Каждый подраздел обязательно должен заканчиваться выводами.

Раздел 1 – теоретический

Теоретический раздел призван изложить сущность исследуемой проблемы на основе изучения существующей нормативно-правовой базы, теоретических работ отечественных и зарубежных авторов по выбранной тематике, здесь рассматриваются различные подходы к решению проблемы, дается их оценка, обосновывается и излагается собственная позиция студента. Первый раздел традиционно посвящается теоретическому обоснованию тематической проблематики, в рамках которой представляется методология и методика исследования.

В этом разделе можно подробно остановиться на освещении проблемно-теоретических аспектов темы исследования, рассмотреть их с различных ме­тодологических позиций. Первый раздел рекомендуется начать с характеристики объекта и предмета исследования, оценить степень изученности исследуемой проблемы, уточнить понятийно-категориальный аппарат исследования. Для этого целесообразно провести обзор литерату­ры по методам решения задач бакалаврской работы, выявить различия в основных подходах и точках зрения на рассматриваемую проблему.

Теоретический раздел служит теоретическим обоснованием будущих разработок, содержит общую характеристику объекта и предмета исследования, дает возможность выработать методологию и методику проведения анализа состояния проблемы в конкретных условиях региона (города, района, организации).

Исследование должно базироваться на основных закономерностях и принципах теории и организации государственного (муниципального) управления, на общих теоретических положениях науки управления, достижениях научной мысли, обоснованных и общепринятых утверждениях, представляя собой их конкретизацию (а чаще – следствие из них) по отношению к исследуемому объекту с необходимой аргументацией.

Студент должен грамотно оперировать понятиями и терминами государственно-управленческой терминологии, понятиями и методами научных дисциплин.

Общий объем теоретического раздела – 20-25 страниц.

Раздел 2 –проектно- аналитический

Второй раздел — проектно-аналитический, в котором дается комплексный анализ состояния системы управления организации, органа власти и представляются разработанные лично автором предложения и рекомендации по совершенствованию предмета исследования, повышению его эффективности, устранению причин и разрешению проблем, зафиксированных в ходе анализа.Аналитическая часть бакалаврской работы может начинаться с описания объекта эмпирического исследования - его структуры и функций, с выделением основных, вспомогательных подразделений и их роли в управлении.

После характеристики объекта эмпирического исследования, проводится анализ (например, системы управления, результатов деятельности и т.п.) с использованием различных методов: сравнительно­го, диагностического, системно-логического, социологического, структурно-функционального, институционального, программно-целевого.

Анализ государственного (муниципального) органа, государственной (муниципальной) ор­ганизации или учреждения нацелен на:

- оценку достигнутого уровня организации государственного (муници­пального) управления;

- оценку элементов системы управления, уровня и содержания функ­циональной специализации;

- выявление положительных и отрицательных сторон в организации и функционировании государственного (муниципального) управления и госу­дарственной (муниципальной) службы;

- выявление и анализ причин наличия недостатков, их проявлений и не­гативных последствий.

Социологический анализ проблемы проводится с использованием результатов собственного исследования или с опорой на вторичный анализ социологических или статистических данных. Применение сравнительного метода предполагает анализ состояния исследуемой проблемы в сравнении с другими муниципальными образованиями (структурами).

Материалами для анализа могут быть нормативно-правовые акты, положения, уставы, регламентирующие органи­зацию и функционирование государственного (муниципального) органа, ма­териалы текущего делопроизводства, планы, прогнозы развития района (города, организации), годовые отчеты, статистические данные, отчетность от­дельных подразделений и общие справочно-аналитические материалы и слу­жебные документы, содержащие самые разнообразные сведения, представ­ляющие интерес с точки зрения проводимого дипломного исследования. Анализ состояния дел предполагает обработку данных за последние 3-5 лет. Характер и объем собранного материала зависят от особенностей принятой методики исследования.

В результате аналитического рассмотрения объекта эмпирического исследо­вания обосновывается необходимость разработки мероприятий по улучшению (модернизации, совер­шенствованию) организации государственного (муниципального) управления, осуществляемого данным государственным (муниципальным) органом, по­средством действий государственных (муниципальных) служащих.

На решение выявленных в ходе анализа проблем и должно быть направлено содержание заключительного подраздела бакалаврской работы. Данный подраздел посвящается обоснованию предложений, содержащих практические рекомендации, основанные на результатах анализа организации государственного и муниципального управления, представленных в основной части работы. Разработанные предложения могут содержать рекомендации по модернизации, совершенствованию управленческих процессов, повышению его эффективности, устранению выявленных недостатков.В проектном подразделе необходимо (достаточно) представить общую концепцию предлагаемых мер:- обосновать актуальность, цель, задач, специфику стратегии проекта- определить основные этапы реализации проекта;- дать прогноз ожидаемых результатов; - представить финансовое, экономическое, правовое, компьютерное, обеспечение предложений; - разработать рабочий план реализации проекта.

Актуальность проекта.Актуальность проекта опреде­ляется тем, насколько значима для общества (сообщества, группы людей или организаций, с ориентацией на потребно­сти которых строится проект) социальная проблема, решению которой призван способствовать ваш проект.

Требования к формулировке цели проекта.

1. Цель есть то, чего мы хотим достичь в ходе реализации проекта.

2. Формулировка цели должна быть увязана с выявлен­ной социальной проблемой.

3. Цель должна быть достижима в рамках данного проек­та.

4. Цель должна формулироваться как безусловная.

5. Цель должна предусматривать итоговый результат.

6. При разработке проектов, предполагающих получение прибыли, формулировка целей должна предусматривать воз­можность их количественной оценки по объемам, срокам, размерам прибыли.

Задачи проекта.Задачи проекта - конкретные действия, которые предстоит осуществить.

Обоснование проекта. Обоснование проекта характеризует его реализацию в правовом, экономическом, организационном отношении, финансовое обоснование должно включать базовые расчеты необходимых средств, фиксировать модель финансирования и его источники. В организационном обосновании проекта характеризуются участники его реализации и их функции, место и время осуществления про­екта, имеющиеся в наличии необходимые материально-технические, интеллектуальные и другие ресурсы.

В целом обоснование проекта призвано показать, что проект реален для исполнения: есть необходимые ресурсы, есть люди, которые смогут осуществить цели проекта, есть необходимые правовые и финансовые предпосылки для того, чтобы достичь конечных результатов.

Планирование проекта.Следующий этап работы над проектом составляет его планирование, задачи которого - установить перечень и порядок мероприятий по реализации проекта. Здесь концепция соединяется с организационными действиями: отбираются мероприятия в соответствии с зада­чами, вводится для достижения результата этапность, работы увязываются с ресурсами, устанавливаются сроки, ответст­венные исполнители, определяются объемы финансирова­ния, фиксируются контрольные стадии и конечный результат.

В качестве проекта может быть разработана целевая программа. При текстовом описании программы можно использовать типовую структуру,которую обычно применяют при составлении целевых программ.

Наши рекомендации