Экономическая самостоятельность

Важным признаком предпринимательства является экономическая свобода (самостоятельность) предпринимателя. Она предполагает свободу субъектов предпринимательской деятельности в выборе:

· Вида, сферы деятельности и методов деятельности

· Хозяйственных решений и выбор средств их реализации;

· Производственных программ;

· Источников финансирования;

· Поставщиков продукции и услуг

· Источников получения трудовых ресурсов, систем их стимулирования и развития;

· Уровня цен и тарифов на услуги и продукции и каналов их сбыта;

· Направлений распоряжения прибылью от предпринимательской деятельности.

Но самостоятельность бизнеса это не право произвола, она конструктивна. Бизнес активно развивается сам и видоизменяет экономическую систему по собственной инициативе. Стимулом развития самостоятельности является стремление снизить риски ведения бизнеса и расширить потенциальные возможности получения прибыли. Предприниматель постоянно стремиться расширить самостоятельность своего бизнеса.

Расширение самостоятельности бизнеса в современных условиях проявляется в трех основных формах:

· Создании новых сфер деятельности,

· Появлении новых функций бизнеса,

· Развитии новых институциональных форм организации и форм взаимодействия предпринимателей.

Создание новых сфер деятельности бизнеса.

Так, например, до середины 80-х годов сфера услуг была представлена в основном традиционными видами деятельности: рестораны, химчистки, присмотр за детьми и т.д. С развитием современных компьютерных интернет технологий создались условия для появления такого современного направления как бизнес-услуги - разнообразные консалтинговые фирмы, консультирующие предпринимателей по вопросам аудита, маркетинга и т.д. Развитие интренета привело к появлению большого количества е-бизнеса, занимающегося разработкой и продажей современных компьютерных технологий, организаций продаж по электронной сети и т.д.

Появление и расширение функций бизнеса.

Функции- самостоятельные направления, методы и процедуры ведения регулярного (процедурного бизнеса).

К основным функциям бизнеса относят: менеджмент, логистику, управление производством, управление человеческими ресурсами, маркетинг, бухгалтерский учет и финансовый менеджмент.

Развитие институциональных форм организации фирм и форм взаимодействия предпринимателей.

Укреплению независимости бизнеса способствует и более четкое оформление механизмов взаимодействия предпринимателей внутри фирмы и за ее пределами с помощью организационно-правовых форм бизнеса и принципов заключения сделок и развития сферы предпринимательского права.

11.4 Принципы бизнеса

Принципы бизнеса проявляются в деловых отношениях и возникают при зарождении данных отношении. Их воздействие на развитие системы бизнеса происходит независимо от воли и желания людей, вступающих в деловые отношения.

Каждый из субъектов бизнеса является только одной из сторон сделки, а его эгоистические деловые интересы противоположны эгоистическим интересам других субъектов бизнеса. Каждая из сторон сделки совершает противоположные действия. Их объединяет, прежде всего, определенный продукт или группа продуктов — объектов бизнеса, вокруг которых совершается данная сделка. Конструкция же самой сделки обусловливается принципами бизнеса.

Выделяют двадцать семь принципов бизнеса, а именно:

1 принцип ограниченности;

2 принцип обмена результатами деятельности;

3 принцип возвышения потребностей;

4 принцип неограниченности потенциала человеческих способностей;

5 принцип состязательности;

6 принцип общности;

7 принцип развития собственности;

8 принцип компромисса;

9 принцип свободы выбора;

10 принцип субъективизма;

11 принцип ценности;

12 принцип неопределенности;

13 принцип стремления к определенности;

14 принцип ассоциативности;

15 принцип риска;

16 принцип рациональности;

17 принцип анализа;

18 принцип стоимости;

19 принцип ответственности;

20 принцип синтеза;

21 принцип взаимодействия со средой;

22 принцип концентрации ресурсов;

23 принцип диссипативности;

24 принцип креативности или инноваций;

25 принцип дифференциации;

26 принцип системной интеграции;

27 принцип системной самоорганизации.

1 Принцип ограниченности

Деловая деятельность субъектов бизнеса осуществляется в условиях ограниченности материальных благ, ограниченности возможностей, ограниченности способностей. Ограниченность материальных благ предопределила необходимость взаимодействия субъектов бизнеса для удовлетворения своих потребностей.

Именно ограниченность материальных благ создает замкнутое пространство, определенную сферу, в рамках которой и возможна человеческая деятельность по удовлетворению потребностей каждого конкретного индивидуума и потребностей всего общества в целом. Удовлетворяя свои личные потребности, субъекты бизнеса вынуждены создавать блага для других, чтобы в обмен на блага, доступные им, получить то, что не доступно и в чем есть нужда.

2 Принцип обмена результатами деятельности

Ограниченность материальных благ делает их недоступными для многих членов общества. Среди всех живых существ на земле только человек обладает способностью обмениваться результатами своей деятельности. Для большинства субъектов бизнеса важным способом удовлетворения потребностей служит обмен.

3 Принцип возвышения потребностей

Стремление субъектов бизнеса получить доступ к благам заставляет их действовать различными способами. Если нет хлеба насущного, то человек ищет способ заработать. Каждый день ему необходимо заботиться о своем пропитании, удовлетворении других постоянно растущих потребностей, в том числе потребностей в деловой деятельности, креативных потребностей. Развитие способностей субъектов бизнеса происходит одновременно с возвышением его потребностей.

4 Принцип неограниченности потенциала человеческих способностей

Ограниченность благ заставляет субъектов бизнеса постоянно искать наиболее эффективные пути доступа к ним, а это, в свою очередь, вместе с возвышением потребностей людей обусловливает необходимость постоянного развития разнообразных способностей людей, которые могли бы проявиться в их деловой деятельности. Прогресс любого общества зависит от потенциала людей, которые в нем живут, а этот потенциал неисчерпаем.

5 Принцип состязательности

Ограниченность материальных благ обусловливает необходимость состязательности (конкуренции) между субъектами бизнеса. Разделяя с другими субъектами бизнеса ограниченные блага, каждый участник деловых отношений оказывается втянут в состязательность по поводу товаров (услуг) и рынков. Он становится участником конкурентной борьбы, результаты который изначально никому не известны.

6 Принцип общности

Стремясь преодолеть ограниченность благ, обмениваясь результатами деятельности, субъекты бизнеса развивают общественный характер деловой деятельности.

7 Принцип развития собственности

Вступая в деловые отношения, субъекты бизнеса стремятся реализовать свои эгоистические и общественные деловые интересы. Укрепить свое положение в обществе каждый из субъектов бизнеса может, последовательно расширяя перечень объектов собственности. Развитие собственности субъектов бизнеса — одно из важнейших условий устройства общества, организации деловых отношений. Поэтому развитие собственности является одним из важнейших принципов бизнеса.

8 Принцип компромисса

Компромисс — это один из ключевых принципов формирования и развития деловых отношений. Удовлетворяя свои потребности в ограниченных благах путем обмена результатами деятельности, субъекты бизнеса сталкиваются с необходимостью учитывать интересы других субъектов бизнеса.

Под компромиссом понимается отказ от обязательности реализации собственных интересов в текущем периоде деловой деятельности в пользу интересов других субъектов бизнеса во имя стабильного и гарантированного существования в перспективе.

9 Принцип свободы выбора

Свобода выбора является и предпосылкой и следствием способности субъектов бизнеса заключать сделки, вступать в деловые отношения между собой. У каждого субъекта бизнеса всегда имеется право выбора и партнеров по сделкам и объекта бизнеса.

10 Принцип субъективизма

Принцип субъективизма состоит в том, что общественный прогресс обусловливается активной деловой деятельностью субъектов бизнеса. Поэтому субъективизм пронизывает всю систему деловых отношений. Деловые отношения, осуществляемые субъектами бизнеса, и объединяют их, и разъединяют. Все решения, принимаемые в процессе подготовки и проведения сделок, основаны на свободном и субъективном выборе. Этот выбор производится с критериями, избираемыми каждым из субъектов бизнеса в отдельности. Данные критерии обусловлены представлениями каждого из субъектов бизнеса о рациональном и нерациональном в бизнесе, о ценности, стоимости объектов бизнеса, об определенности, неопределенности, риске, ответственности в бизнесе.

11 Принцип ценности

Каждый из объектов бизнеса обладает ценностью, по которой понимается способность данного объекта удовлетворять потребности, а также способность быть предметом сделки, в ходе которой субъекты бизнеса осуществляют обмен результатами деловой деятельности, сделав свободный выбор. Ценность объектов бизнеса является критерием для осуществления свободного выбора благ.

12 Принцип неопределенности

В развитой экономической системе имеет место многообразие видов деловой деятельности, ни один из которых не может быть полностью изначально спланирован из-за необходимости постоянного обеспечения свободы выбора всеми участниками сделок. Постоянные динамические изменения и асинхронные индивидуальные действия субъектов бизнеса постоянно усиливают неопределенность развития событий.

13 Принцип стремления к определенности

Осуществляя свой субъективный выбор в условиях относительной неопределенности, субъекты бизнеса постоянно стремятся к достижению определенности. Субъектам бизнеса необходимо анализировать спрос и предложение объектов бизнеса, а также своих потенциальных партнеров но сделкам и детерминировать собственные действия. Именно для этого субъекты бизнеса занимаются организацией собственной деятельности, в том числе прибегают к таким действиям, как материально — техническое обеспечение, организация производства или потребления, работа с персоналом, финансовая деятельность и маркетинг.

14 Принцип ассоциативности

Деловая деятельность субъектов бизнеса находится под воздействием его способности к осознанию принципов бизнеса, деловых интересов, состава объектов бизнеса и потенциальных партнеров по сделкам.

Принцип ассоциативности состоит в том, что в любых действиях субъектов бизнеса всегда отражаются ассоциативные связи по отношению к другим субъектам бизнеса. С одной стороны, субъекты бизнеса, даже те из них, кто занят исключительно инновационным предпринимательством, вынуждены считаться с достигнутыми формами деловых отношений и воспроизводить их в собственных действиях, с другой стороны, сделки, заключаемые между двумя любыми субъектами бизнеса, отражаются на состоянии всей системы деловых отношений в обществе.

15 Принцип риска

Неопределенность условий протекания деловых отношений обусловливает риск каждого из субъектов бизнеса, на который он вынужден идти, осуществляя свободный выбор. Данный риск воплощается в возможности несения убытков, в том числе из-за действий необязательных партнеров, действия макроэкономических, политических и природных факторов, вхождения в состояние банкротства.

16 Принцип рациональности

Поскольку деловые отношения всегда связаны с риском, в основу рискованных действий необходимо заложить рациональность выбора. Каждое решение в условиях неопределенности должно быть максимально взвешенным, продуманным, обоснованным — рациональным. Первым действием всякого субъекта бизнеса в любом деле должен быть расчет соотношения спроса и предложения, сопоставления собственных деловых интересов и интересов других субъектов бизнеса. Субъекту бизнеса следует задаться вопросом: «Что выгодно, а что невыгодно делать», а также получить на него ответ. Если действия субъекта бизнеса нерациональны, он гарантированно проигрывает в конкурентной борьбе. Если же его действия рациональны, то он, конечно, добивается большей определенности в процессе выбора и, следовательно, оказывается более конкурентоспособным.

17 Принцип анализа

По мере развития деловых отношений рационализм формирует у субъектов бизнеса потребность в осуществлении системного анализа всей совокупности деловых связей, постоянного стратегического и оперативного наблюдения и контроля ситуации, оценки собственной деятельности и деятельности других субъектов деловых отношений. Стратегический анализ позволяет обнаружить и оценить перспективу деятельности, оперативный анализ позволяет ответить на вопрос о том, что выгодно, а что невыгодно в проектируемой сделке.

18 Принцип стоимости

Все блага, за доступ к которым конкурируют между собой субъекты бизнеса, имеют стоимость. Стоимость является денежной оценкой благ и, следовательно, параметром оценки рациональности выбора. С помощью стоимостного оценивания благ субъекты бизнеса могут соизмерять собственные затраты с затратами конкурентов. С помощью стоимостного оценивания степени рациональности своего выбора они могут сопоставлять степень своей конкурентоспособности. Благодаря стоимостным оценкам они могут соотносить свои затраты с доходами, а объемы инвестиций в развитие бизнеса с объемами личного потребления.

19 Принцип ответственности

Выбор, который совершает каждый из субъектов бизнеса, обязывает его ответственно выполнять условия сделки. Ответственное исполнение принятых обязательств не только предусматривается международным законодательством и законами стран с рыночно ориентированной экономикой, но и выступает необходимым обстоятельством долговременного развития системы деловых отношений. Напротив, безответственное отношение к принятым обязательствам подрывает основу делового сотрудничества субъектов бизнеса, заключивших сделку.

20 Принцип синтеза

Реализация деловых интересов приводит к синтезу частного (эгоистического) и общественного в интересах субъектов бизнеса и в их действиях. Деловые отношения субъектов бизнеса объединяют их, между тем, каждый из них отстаивает свои эгоистические интересы, и для их реализации вынужден удовлетворять интересы общества.

21 Принцип взаимодействии со средой

Деловые отношения конкретных субъектов бизнеса всегда складываются и развиваются в определенной среде, имеющей внутреннее и внешнее содержание. Среда бизнеса включает внутреннюю организацию каждого из субъектов бизнеса, а также и совокупность экономических, политических, социальных, природных и иных факторов и условии, являющихся внешними для участников данных деловых отношений. Развитие бизнеса происходит под воздействием среды и, в свою очередь, отражается в трансформации данной среды.

22 Принцип концентрации ресурсов

Развитие деловых отношений проявляется в постепенном освоении субъектами бизнеса элементов природы, из состава которой черпаются естественные ресурсы для всех видов деловой деятельности, и общества. Все ресурсы имеют природную основу, за исключением социальных ресурсов, формирующихся в ходе коммуникаций между людьми (они называются социальным потенциалом экономики). И природные ресурсы, и социальные ресурсы анализируются, отбираются и концентрируются субъектами бизнеса для осуществления своей деятельности. Именно деловая деятельность субъектов бизнеса позволяет постоянно осваивать и развивать природный и социальный потенциал экономики.

23 Принцип диссипативности

Диссипативность — это потеря энергии. Объединяя разрозненные элементы природы и человеческого общества, субъекты бизнеса своей деятельностью способствуют ограничению возможностей неэффективного использования природных и социальных ресурсов. По мере развития деловых отношений постоянно происходит разрушение любых функционирующих неэффективно форм деловой деятельности, что в свою очередь ведет к постоянной трансформации состава субъектов того или иного типа бизнеса. К примеру, в результате слияний, поглощений, преобразований, банкротств, разделений субъектов предпринимательского бизнеса состав предпринимательских фирм, действующих на рынке, постоянно меняется, причем неэффективные фирмы при этом, просто прекращают свое существование.

24 Принцип креативности или инноваций

Креативность является оборотной стороной диссипативности. Креативная (или инновационная) деятельность — это конструирование, привнесение в бизнес, экспериментальная апробация и запуск новых идей и решений. В основе креативности лежит стремление каждого из субъектов бизнеса действовать рационально, ответственно и созидательно. Креативность проявляется посредством освоения новых технологий создания продукции, оказания услуг, выполнения работ, потребления благ, других форм деятельности субъектов бизнеса, новых способов представления объектов бизнеса, а также новых приемов конкурентного поведения.

25 Принцип дифференциации

Развитие деловых отношений сопровождается дальнейшим углублением разделения труда между субъектами бизнеса и дифференциацией отдельных видов деловой деятельности.

26 Принцип системной интеграции

Соотношение интеграции и дифференциации в бизнесе напоминают соотношение интегрального и дифференциального исчисления в высшей математике. С развитием деловых отношений становится все более очевидным, что все расчеты в бизнесе имеют условный характер в том случае, если разделение труда и связанная с ней специализация субъектов бизнеса, порождая потребность в устойчивых деловых отношениях в обществе, не сопровождается интеграцией упомянутых субъектов бизнеса в одно целое. Эго целое называется системой бизнеса. Бизнес представляет собой систему потому, что ему необходимо избегать превращения конфликта интересов в неустранимые антагонистические противоречия между их носителями и их конкурентного противостояния — в борьбу каждого из них до полной победы над всеми противниками без исключения.

27 Принцип системной самоорганизации

В условиях системной интеграции бизнеса каждому ее субъекту и обществу как единому целому приходится становиться самоорганизующейся субстанцией, которая развивается по законам органической природы. По мере усложнения ее внутренних связей, данная субстанция делается достаточно динамичной.

Наши рекомендации