Государственное регулирование рыночной экономики

БЕЛКООПСОЮЗ

Учреждение образования «Минский торговый колледж»

Цикловая комиссия экономических дисциплин

ЭКОНОМИКА ОРГАНИЗАЦИИ

Консультация по теме:

«Планирование хозяйственной деятельности

на предприятии»

ЗАДАНИЯ

для практических занятий по темам:

«Расчет натуральных и стоимостных показателей

Производственной программы.

Расчет производственной мощности участка, цеха, предприятия»,

«Материально-техническое обеспечение»

Автор-составитель: Забелина Е.А.

Рассмотрено и обсуждено на заседании

цикловой комиссии экономических дисциплин

Протокол № ____

от «___» ___________ 2005г.

Председатель цикловой комиссии

_______________ Е.А. Забелина

Минск, 2005

СОДЕРЖАНИЕ

1. Тема «Государственное регулирование производства. 3

Планирование как вид государственного регулирования»

Государственное регулирование рыночной экономики 3

Планирование 3

Основные термины и понятия 10

Вопросы для актуализации знаний 10

2. Тема «Производственная мощность. 11

Обоснование производственной программы

производственными мощностями»

  1. Производственная программа 11

Сущность производственной мощности, методика ее расчета 13

Эффективность использования производственной мощности 16

Обоснование производственной программы производственными 18

Мощностями

Основные термины и понятия 19

Вопросы для актуализации знаний 20

Задания для практических занятий по теме 21

«Расчет натуральных и стоимостных показателей производственной

Программы. Расчет производственной мощности участка,

цеха, предприятия»

3. Тема «Внешнеэкономическая деятельность предприятия» 25

Содержание внешнеэкономической деятельности 25

Виды внешнеэкономических связей. Целесообразность выхода 26

На внешний рынок.

Основные термины и понятия 28

Вопросы для актуализации знаний 29

4. Тема «Материально-техническое обеспечение» 30

Материальные ресурсы, используемые предприятием 30

Планирование материально-технического обеспечения производства 31

Определение потребности предприятия в материальных ресурсах 32

Составление плана материально-технического обеспечения. 34

Материальный баланс

Основные термины и понятия 35

Вопросы для актуализации знаний 36

Задания для практических занятий 37

по теме «Материально-техническое обеспечение»

Тема «Государственное регулирование производства.

Планирование как вид государственного регулирования»

Государственное регулирование рыночной экономики.

!Предпринимательская деятельность регулируется рынком и государством.

Государственное регулирование рыночной экономики – это целенаправленное воздействие на экономические интересы предпринимателей с целью координации их деятельности, развития производства, решения социальных и других общегосударственных проблем.

Субъекты государственного регулирования – носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов. Государство выступает самым крупным субъектом и оказывает регулирующее воздействие на деятельность других субъектов. Оно является исполнителем хозяйственных интересов.

Объектом государственного регулирования могут быть экономика страны в целом или ее отдельных регионов, отраслей, предприятий. Это может быть структура народного хозяйства, темпы экономического роста, занятость населения, цены, окружающая среда.

Основные формы государственного регулирования:

  • планирование – разработка долгосрочных целевых программ, государственных заказав;
  • стимулирование – включает гибкую систему налогообложения, управление ценами, оплатой труда, поддержку малого бизнеса;
  • административное воздействие – издание законодательных актов, норм, правил, инструкций, постановлений.

Методы государственного регулирования:

  • прямые – это непосредственное воздействие: законы, нормативные документы и др.;
  • косвенные – опосредованное влияние: система налогообложения, управление ценами и т.д.

Планирование.

В современных экономических условиях эффективность функционирования предприятий любой хозяйственно-правовой формы определяется многими факторами:

§ определение того, что, сколько и какого качества необходимо произвести;

§ выбор оптимальной технологии и организации производства;

§ своевременное и рациональное ресурсное обеспечение;

§ определение необходимой величины основного и оборотного капитала;

§ учет возможных форм и методов реализации продукции и др.

Стратегия развития предприятия воплощается в стратегическом планировании.

Актуальность планирования работы предприятия имеет непреходящее значение. Это наилучший способ оценить шансы на успех, уберечься от коммерческой деятельности, обреченной на провал, взглянуть на свое предприятие со стороны, выявляя слабые стороны. Планирование является средством формирования целей предприятия (фирмы) и способов их достижения.

Планирование является самой важной функцией управления и присуще всем видам деятельности.

Планирование – научное обоснование экономических целей развития предприятия и форм его хозяйственной деятельности и разработку наилучших способов их осуществления с учетом требований рынка при максимальном использовании имеющихся производственных ресурсов.

Планирование- это процесс разработки планов, программ и проектов на основе использования экономических законов и передового опыта (анализа).

Планировать - значит искать различные варианты развития предприятия, сопоставлять их, оценивать, выбирать наилучшие.

Планирование осуществляется в несколько этапов, основное назначение которых – формулирование целей и задач предприятия, выявление проблем и возможных вариантов его развития, планирование основных средств достижения поставленных целей и задач, определение потребности в ресурсах и планирование структуры и сроков их поступления, внедрение разработанных планов и контроль за их выполнением.

Таким образом, цель планирования – это максимальный учет всех внутренних и внешних факторов, обеспечивающих оптимальные условия для развития предприятия.

Планы разрабатываются до начала планируемого периода на основании ожидаемых данных. Они утверждаются руководителем предприятия и носят обязательный характер (обязательны к исполнению).

Кроме планов в экономической работе используют прогнозы (прогноз численности населения, рождаемости, миграции, прогноз курса валют, цен и др.) В отличие от планов прогнозы не носят директивного и адресного характера (они не обязательны для исполнения).

Прогнозирование на предприятии включает изучение перспектив развития предприятия, которые зависят от развития экономики страны в целом.

Значение планирования:

· в планах предусматривается достижение стратегических целей предприятия;

· в планах предусматривается эффективное использование всех ресурсов предприятия (материальных, финансовых и трудовых);

· в планах предусматривается сбалансированность платежеспособного спроса населения с объемом соответствующих товаров и услуг;

· и т.д.

Функции планирования:

§ функция распределения ресурсов предприятия, т. е. тех факторов внутренней среды, которые заданы определенными ограничениями (ресурсы предприятия ограничены, а потребности велики);

§ планирование способствует адаптации предприятия к внешней среде, повышает его готовность, как к благоприятным возможностям, так и к опасностям, обеспечивает эффективное приспосабливание деятельности к окружающим условиям, помогает найти новые ее направления;

§ функция внутренней координации деятельности различных звеньев предприятия, что позволяет достичь эффективной интеграции (слаженной работы) внутренних операций;

§ планирование на основании учета опыта прошлых лет, правильной оценки текущего состояния предприятия определяет направления его деятельности, позволяет обосновывать цели, средства и методы развития предприятия.

Принципы планирования:

§ принцип необходимости - предусматривает обязательность применения планов при выполнении любого вида трудовой деятельности (соблюдение этого принципа соответствует требованиям рационального использования ограниченных ресурсов);

§ принцип непрерывности – означает постепенный переход от стратегических планов к оперативным, необходимость взаимодействия долго- и краткосрочных планов (процесс планирования должен осуществляться постоянно);

§ принцип гибкости (взаимосвязан с принципом непрерывности и предполагает возможность корректировки планов);

§ принцип единства (предполагает разработку общего плана социально-экономического развития предприятия);

§ принцип точности – опред6еляется влиянием различных внутренних и внешних факторов, т. е. план должен составляться с такой точностью, которую желает и может достичь само предприятие с учетом своего финансового состояния, положения на рынке и т.д. (предполагает учет различных факторов);

§ принцип эффективности (предполагает разработку такого плана, который при существующих ограничениях используемых ресурсов обеспечит получение наибольшего экономического эффекта);

§ принцип оптимальности (предполагает выбор лучшего варианта на всех этапах планирования).

Реализация принципов планирования осуществляется посредством использования различных методов.

Основные методы планирования:

1. балансовый – основан на равенстве спроса и предложения, ресурсов и потребностей предприятия, расходов и доходов населения и т.д.

Пример: прибыль = доходы - расходы;

остатки на начало + поступление = реализация + остатки на конец

2. нормативный – основан на использовании различных норм и нормативов (нормы естественной убыли; норматив запасов сырья, товаров, готовой продукции, денежных средств; ставки налогов, тарифы за услуги других организаций и т.д.);

3. опытно-статистический (экстраполяции) – основан на изучении опыта работы предприятия за ряд предыдущих лет, изучении передового опыта, развития НТП и т.д.;

4. экономико-математический(метод оптимальности) - основан на использовании высшей математики и ЭВМ и позволяет из множества вариантов выбрать оптимальный;

5. сетевой – применяется при планировании подготовки производства новой продукции;

6. и другие.

! Ни один метод не используется в чистом виде, применяются различные их комбинации.

Планирование деятельности предприятия – явление многогранное и может быть систематизировано в зависимости от ряда факторов.

Классификация планов:

1. По срокам:

· текущие (краткосрочные) - до года – включают планирование объема производства, прибыли, себестоимости и т.д. Они позволяют увязать планы различных партнеров и поставщиков;

· среднесрочные – от 2 до 5 лет;

· долгосрочные – свыше 5 лет. Объектами долгосрочного планирования на предприятиях могут быть: расширение производства и снижение издержек; изменение организационной структуры; потребности в финансовых средствах; поиск новой стратегии и т.д.

2. По содержанию:

· организационно- технологические (план процесса производства);

· социально-трудовые (план показателей по труду: численность работников, средняя заработная плата, ФЗП);

· снабженческо-сбытовые (план снабжения, план реализации);

· финансово-инвестиционные (план прибыли, привлечения инвестиций);

· бизнес-планирование и др.

3. По видам (по содержанию планирования):

  • оперативное – представляет собой выбор средств для решения текущих задач деятельности предприятия (распределение продукции по объему, номенклатуре, срокам и т.д.); дает ответы на вопросы: что производить, на каком оборудовании, какие конкретно ресурсы использовать и. т.д. – реализация возможностей;

· стратегическое – ориентировано на разработку общей стратегии предприятия и установление его основных целей, определение маркетинговой стратегии на рынке, выявление стратегических перспектив финансирования капиталовложений и т.д. (срок 10-15 лет), т.е. это планирование от будущего к настоящему исходя из глобальных идей и поставленных целей развития – поиск новых возможностей;

· тактическое:

- технико-экономическое планирование – предусматривает разработку системы показателей развития техники и экономики предприятия (обосновываются оптимальные объемы производства, выбираются необходимые производственные ресурсы, устанавливаются рациональные нормы их использования);

- оперативно-производственное планирование – предполагает последующую детализацию технико-экономических планов предприятия (предусматривает установление текущих производственных заданий различным структурным подразделениям и корректировку плановых заданий в процессе производства).

4. По методам обоснования:

  • рыночное – основывается на взаимодействии спроса, предложения и цен на производимые товары и услуги;
  • индикативное – представляет собой государственное регулирование цен и тарифов, действующих видов и ставок налогов, минимального уровня заработной платы и т.д.;
  • директивное (централизованное) – предусматривает установление вышестоящим органом управления подчиненному предприятию плановых показателей.

! Стратегическое планирование является основой формирования целей предприятия и объединения усилий всего коллектива по ее достижению.

Этапы стратегического планирования:

· определение общих целей;

· определение детализированных целей на заданный промежуток времени (2 – 10 лет);

· определение путей и средств достижения целей;

· контроль за выполнением поставленных целей на основе сопоставления фактических и плановых показателей.

Для успешного стратегического планирования необходимо:

· оно должно дополняться текущим;

· в планировании должно участвовать как можно больше работников предприятия;

· процесс разработки стратегий должен быть постоянным;

· должна быть постоянная сверка стратегии с реальным положением дел на предприятии;

· оно должно быть экономичным и гибким (должна быть возможность изменять основные ориентиры при изменении внешних и внутренних условий).

Стратегическое планирование имеет свои «плюсы» и «минусы».

«Плюсы»: большая степень обоснованности плановых показателей, большая вероятность реализации планов.

«Минусы»: не дает детального описания будущего; для разработки стратегических планов требуется высокий профессионализм и творчество плановиков, тесная связь с внешней средой, активная инновационная политика и т.д., значительные затраты ресурсов и времени.

Плановые показатели могут быть:

· расчетные – утверждаются организацией самостоятельно (объем выпуска продукции, прибыль, выручка от реализации и т.д.);

· директивные – доводятся вышестоящей организацией, государством.

!На уровне государства разрабатываются:

· бюджет;

· осуществляется регулирование цен (устанавливаются предельные размеры торговых надбавок, уровня рентабельности и т.д.);

· осуществляется регулирование оплаты труда (установление базовая величина, тарифной ставки 1-го разряда и т.д.);

· ставки налогов и т.д.

Основной документ, регулирующий вопросы прогнозирования на государственном уровне – Закон РБ «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития РБ» от 5.05. 1998г. №157-3.

Главными целями разработки прогнозов социально-экономического развития и программ социально-экономического развития являются:

  • достижение устойчивого экономического роста;
  • достижение высокой степени занятости;
  • достижение стабилизации цен;
  • достижение внешнеэкономического равновесия;
  • повышение уровня жизни народа.

Учитывая прогнозы социально-экономического развития на государственном уровне, а также внутренние и внешние изменения в хозяйственной деятельности конкретной организации (предприятия) разрабатывается план социально-экономического развития предприятия.

Данный план предусматривает планирование производства и реализации продукции, потребностей в производственных и других ресурсах предприятия, социально-трудовых показателей, себестоимости, цен, формирования и распределения прибыли, экономической эффективности и инвестиционной деятельности и т.д.

План социально-экономического развития предприятия включает следующие разделы:

1. Производство и реализация продукции и услуг (производственная программа);

2. Научно-техническое развитие, совершенствование производства и управления;

3. Нормы и нормативы;

4. Капитальное строительство;

5. Материально-техническое обеспечение;

6. Труд и заработная плата;

7. Себестоимость, доходы, прибыль и рентабельность;

8. Фонды экономического стимулирования;

9. Социальное развитие коллектива;

10. Охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов;

11. Финансовый план.

! Приведенный перечень разделов плана может меняться в зависимости от размера предприятия, сложности его структуры, программной цели, форм собственности.

В современных экономических условиях возрастает роль бизнес-планирования.

Бизнес-план – это детальная финансово-экономическая программа хозяйственной деятельности предприятия, т. е. блочная модель производства и реализации продукции, которая включает анализ экономических ситуаций и проблем, с которыми может столкнуться коллектив, определение способов их решения.

Бизнес-план - это программа действий, направленная на достижение успеха в предпринимательской деятельности предприятия в рыночных условиях.

! Вид бизнес-плана зависит от поставленных целей предприятия (например, бизнес-план по реализации отдельных мероприятий, бизнес-план развития действующего предприятия, инвестиционный бизнес-план, бизнес-план вновь создаваемого предприятия).

На предприятии иногда могут разрабатываться несколько бизнес-планов.

Бизнес-план разрабатывается на 3 – 5 лет (1-й год – помесячно; 2-й год – поквартально; 3-й год – на год и т.д.).

Назначение бизнес-плана – помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы будущего рынка, оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги; убедить возможного инвестора в привлекательности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы предприятия, рассчитать прибыльность или убыточность данной деятельности.

В отличие от стратегического плана бизнес-план включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну из них, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес план ориентирован только на развитие, в то время как стратегический план может включать другие типы стратегий предприятия.

Функции бизнес-плана:

§ определение стратегии бизнеса;

§ планирование;

§ привлечение дополнительных кредитных ресурсов;

§ привлечение к реализации проекта внешнего финансового капитала для закупки новых технологий;

§ определение основных направлений реструктуризации.

Этапы бизнес-плана:

§ формирование целей – необходимо дать ответы на следующие вопросы: какую продукцию выпускать, какой доход получит предприятие от ее реализации (определяются цели, на достижение которых будет направлена работа предприятия);

§ связан с маркетингом – необходимо определить место, которое будет занимать на рынке предприятие, оценить конкурентов, дать характеристику рынка и указать, как на него проникнуть или удержать свои позиции, какие затраты необходимы для этого;

§ проводится оценка финансового состояния предприятия, рассчитываются затраты и прибыль. В оценку финансового состояния включают: финансовые отчеты за последние годы; финансовый проект на предстоящие 3 года; оценки бухгалтерского баланса; отчеты о потоке денежной наличности. Эти расчеты должны показать эффективность прогнозирования вложения средств и содержать анализ основных факторов, влияющих на финансовые результаты;

§ определяется подход к привлечению инвестиций.

! Основное требование к бизнес-плану – его реальность.

Структура и объемы разделов бизнес-плана определяются предприятием самостоятельно. При этом учитываются такие факторы как, особенности применяемой технологии, особенности рынка, конкуренции, новизны продукта и т.д.

Примерная структура бизнес-плана:

Резюме (идея)

1. Характеристика предприятия и стратегия его развития.

2. Описание продукции (услуги).

3. План маркетинга. Анализ рынков сбыта.

4. Производственный план

5. Организационный план (управление предприятием, персоналом, сбытом и т.д.).

6. План реализации проекта (график выполнения мероприятий).

7. Финансово-инвестиционный.

8. Юридический план.

Приложения.

Резюме – отражает основную идею и обобщает основные выводы и результаты по разделам плана.

Характеристика предприятия – дается описание отрасли и самого предприятия, указывается его место в отрасли, указываются слабые и сильные стороны производственно-хозяйственной деятельности, дается характеристика имеющихся ресурсов (трудовых, финансовых, материальных) и т.д.

План маркетинга – дается оценка рынков сбыта. Основными объектами управления маркетингом являются: продукт, его качество и дизайн, упаковка, сервис, техническое обслуживание; цена, которая должна учитывать затраты, конкуренцию; стимулирование продаж через рекламу, организацию торговли; обеспечение сбыта при минимальных затратах.

Описание продукции – дается подробное описание выпускаемой продукции, работ или услуг.

Производственный план – предусматривает расчет программы производства и реализации продукции, необходимых производственных мощностей, издержек производства и реализации продукции, обеспечение источников материально-технического обеспечения.

Организационный план – это обоснование организационно-штатной структуры предприятия, выбор рациональной системы управления производством, персоналом, снабжением, сбытом и предприятием в целом.

Инвестиционный план – указываются источники финансирования проекта (собственные, заемные и т.д.). Проводится расчет и составляется график погашения долговых обязательств.

Финансовый план – просчитываются ожидаемые финансовые результаты деятельности предприятия, дается оценка эффективности проекта и наиболее вероятных рисков, которые могут возникнуть в ходе его реализации.

Юридический план – описывается организационно-правовая форма будущего предприятия, уточняются основные аспекты будущей деятельности предприятия, особенности внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, бизнес-план позволяет получить ответы на следующие вопросы:

- как начать дело;

- как эффективно организовать деятельность;

- когда будут получены первые доходы;

- как скоро можно будет расплатиться с кредиторами;

- как уменьшить возможный риск и т.д.

Наши рекомендации