Тема 8. Теоретические проблемы экономического роста

Понятие равновесного экономического роста и его измерение. Экстенсивный, интенсивный и смешанный типы экономического роста. Источники экономического роста. Влияние изменений совокупного предложения, совокупного спроса и распределения на экономический рост. Метод моделирования при исследовании проблем экономического роста.

Теории экономического роста. Неокейнсианская модель экономического роста Е. Домара - Р. Харрода. Фактический, гарантированный и естественного темпы экономического роста. Неоклассическая модель экономического роста Р. Солоу.

Государственное регулирование экономического роста: создание благоприятных институциональных условий, антициклическое регулирование, проведение прогрессивной структурной экономической политики, обеспечение баланса инвестиционного спроса и предложения сбережений.

Особенности экономического роста в условиях инновационного развития современной России.

Заключение

ПЕРЕЧЕНЬ ТЕМ КУРСОВЫХ РАБОТ

1. Методология оценки эффективности общественного производства.

2. Причины и структура инфляционного процесса в современном обществе.

3. Формирование трансакционных и административных издержек в национальной экономике.

4. Наемный труд в современной экономике: масштабы, перспективы, проблемы.

5. Исследование природы механизма взаимодействия инфляции и безработицы.

6. Проблемы краткосрочного и долгосрочного инвестирования в экономике России.

7. Роль системы национальных счетов в определении состояния национальной экономики.

8. Проблемы макроэкономической нестабильности: история вопроса и современность.

9. Воспроизводственные циклы и антициклические меры государственной политики.

10. Модели регулирования экономики: сравнительный анализ.

11. Финансовая политика государства, ее особенности в разных странах.

12. Бюджетная система государства: состояние, проблемы, перспективы развития (на примере …).

13. Налоговая система как регулятор рынка в современном обществе.

14. Кредитно-денежные отношения в современном обществе.

15. Стабилизация денежного обращения: проблемы и пути решения.

16. Система социальной защиты в условиях рынка.

17. Опыт либерализации в Японии.

18. Опыт экономических реформ в Китае.

19. Мировая экономика: долгосрочные тенденции и современный цикл.

20. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве: состояние тенденции.

21. Проблемы международной торговли: свободная торговля и протекционизм.

22. Мировая валютная система: состояние, перспективы развития.

23. Проблемы интеграции России в мировую экономику.

24. Особенности современного экономического кризиса: природа, эволюция.

25. Дефицит государственного бюджета и его влияние на экономику.

26. Особенности экономического роста в условиях инновационного развития современной России.

27. Взаимосвязь НТП и современного типа экономического роста.

ОСНОВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К

НАПИСАНИЮ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа – это самостоятельное письменное изложение студентом результатов анализа выбранной темы.

Предметом исследования должна быть одна из проблем, рассматриваемых в экономической теории.

Курсовая работа должна содержать элементы научного творчества: анализ альтернативных теорий по изучаемой проблеме, соответствующие выводы и обобщения, практические примеры. Фактический цифровой материал должен быть обработан и проанализирован.

1. Курсовая работа обязательно должна содержать план и введение, обосновывающее выбор темы, ее актуальность, анализ литературы.

2. Основная часть должна быть структурирована, т.е. разбита на пункты или параграфы, каждый из них должен быть завершен выводом или обобщением.

3. В курсовой работе обязательно должны содержаться сноски на использованную литературу.

4. В заключении работы необходимо обобщить весь изложенный материал и сделать выводы по теме.

5. Список изложенной литературы должен быть достаточно широким (не менее 15).

СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа включает в себя следующие элементы:

- титульный лист;

- содержание;

- текст работы (введение, основная часть, заключение);

- список использованной литературы;

- приложения, иллюстрирующие текстовую часть.

АННОТАЦИЯ

Аннотация представляет собой краткую характеристику содержания курсовой работы (какие вопросы были рассмотрены). Она помещается на обороте титульного листа или перед оглавлением (в верхней части листа).

За аннотацией следует оглавление (содержание). Оглавление должно содержать название всех глав и параграфов, приводимых в тексте работы, с указанием номеров страниц, на которых помещены эти заголовки в рукописи.

ВВЕДЕНИЕ

Во введении (не менее 2 стр.) необходимо обосновать:

- выбор темы, ее актуальность, практическое значение;

- степень изученности темы;

- цель и задачи исследования;

- определение предмета, объекта исследования;

- мотивировку выбора методов и объектов исследования;

- литературу, лежащую в основе работы (библиография);

- структуру работы.

Важно отметить также степень изученности данной темы, указать дискуссионные вопросы, если они есть. Давая краткую характеристику использованной литературы можно пояснить, какие вопросы вызвали наибольший интерес.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Основная часть работы подразделяется на главы и параграфы. При плане из двух глав объем главы может составить 12- 14 страниц, при трех главах объем составит 8-10 страниц.

В главах обязательно раскрываются, названные в плане и обоснованные во введении, вопросы темы.

Первая глава, как правило, посвящается теоретико-методологическим, правовым, историческим вопросам темы. В конце каждой главы рекомендуется сделать переход к проблемам, рассматриваемым в следующей главе.

Вторая глава должна содержать результаты эмпирического анализа хозяйствующего субъекта (фирма, организация, предприятие, экономика региона, национальная экономика).

Существуют определенные правила изложения текста:

1. Работа должна быть написана простым, ясным языком. Основные положения необходимо четко формулировать и выделять в тексте. Также необходимо следить за тем, чтобы не было повторов и соблюдалась логика изложения проблемы.

2. При изложении текста целесообразно придерживаться следующей логики: постановка проблемы, анализ состояния проблемы, обобщение. Не допускается только пересказ прочитанной литературы, необходима творческая аналитическая работа.

3. В тексте необходимо соблюдать единство терминологии, так как обозначение одного и того же понятия различными терминами может вызвать различные представления о значении этих терминов.

4. При использовании новых или редко употребляемых в литературе терминов значение этих терминов следует объяснять при первом их упоминании.

5. Формулы необходимо снабжать перечнем буквенных обозначений с их расшифровкой и указанием размерности. Перечень необходимо писать в виде колонки, причем символ надо отделять от его расшифровки знаком тире.

6. Все заимствования, цитаты, статистические данные обязательно должны иметь ссылки на источники информации, откуда они взяты. Оформление ссылок:

- сноски (постраничные и по разделам);

- отсылки к списку литературы.

Запрещается ссылка на издания, не опубликованные в печати.

7. Необходимо соблюдать единообразие построения примеров, графиков, таблиц.

8. При изложении следует избегать местоимений «я», « мы», в научной литературе принято писать от третьего лица («по мнению автора», или безлично - «как представляется»). Необходимо избегать выражений «в прошлом году », «в настоящее время», а точно указывать год, период и т.д.

После изложения основной части курсовой работы следует заключение.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключении (не более 2 стр.) подводится итог проделанной работы: на основе результатов проведенного анализа делаются выводы, обобщения, практические рекомендации, авторские соображения о перспективах изучения данной проблемы. Выводы и предложения формулируются тезисно, отражая главные моменты.

Завершается курсовая работа оформлением списка использованной литературы и приложениями (если они имеются).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

В списке использованной литературы включаются все источники, на которые есть сноски и ссылки в тексте, а также те важнейшие из них, которые были изучены и нашли отражение в формулировке узловых вопросов, структуре работы. Хотя и не были приведены в ссылках.

Произведения располагаются в алфавитном порядке по фамилии авторов или первым словам заглавий книг и статей, если автор не указан; авторов-однофамильцев указывают в алфавитном порядке по их инициалам. Труды одного автора располагают в алфавитном порядке его работ.

Объем работы не должен превышать 25-35 страниц печатного текста на стандартных листах форматом 210-297 мм. Шрифт 14, интервал 1,5.

ПОЗНАКОМЬТЕСЬ С ОСНОВНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ КУРСОВОЙ РАБОТЫ

Курсовой работе как одному из жанров научного стиля присущи те же особенности, что и научному стилю в целом:

• объективность;

• однозначность;

• предельная краткость;

• обобщенно-отвлеченный характер;

• логичность изложения;

• безличная манера повествования;

• использование научных терминов, абстрактной лексики

и т.д.

Для языка и стиля курсовой работы характерно:

• преимущественное использование простых предложений;

• преобладание неопределенно-личных форм;

• употребление причастных и деепричастных оборотов, однородных членов предложения;

• широкое использование пассивных конструкций;

• высокая номинализация языкового выражения;

• привнесение слов обобщающего характера и клишированных оборотов, отсутствующих в тексте первоисточника;

• отсутствие субъективно-оценочных элементов.

В языке работы максимально выражена тенденция (вообще свойственная языку научно-технической литературы) к преобладанию существительных над другими частями речи, а также возрастанию числа глаголов с общим значением типа считать, рассматривать, описывать, изображать.

Синтаксис курсовой работы характеризуется однообразием. Материал подается нев развитии, а в статике.Поэтому в текстепреобладают констатирующие обобщения иперечисления.

Перечисление связано с наличием параллельных конструкций и однородных членов предложения. В работе, как правило, имеют место обоснования выдвигаемых положений, примеров, сравнений, сноски или ссылки на первоисточники. Точные даты часто заменяются указанием периодов, конкретные имена — наименованием научных школ и направлений и т.п.

Информативность такого текста гораздо выше, чем информативность первичного документа.

Текст курсовой строится по заранее установленной схеме с раскрытием следующих аспектов:

1. Объект исследования представляет важнейшую сторону работы. Здесь выявляются закономерности, свойства и явления, показываются временные и пространственные признаки, даются характеристики устройств и способов, веществ и т.п.

2. Методы проведения работы реферируются в том случае, если они представляют особый интерес для данного исследования. Широко известные методы только называются без соответствующих пояснений.

3. Результаты проведенной работы, полученные в процессе наблюдений, измерений, обобщений и т.д., отражаются в виде описательных формулировок, цифровых данных, таблиц, графических материалов и формул.

4. Выводы, представленные в первичном документе (заключения, рекомендации, оценки, предложения), могут переноситься в полном или сокращенном объеме. При отсутствии выводов в первоисточнике автор работы обязан сделать их самостоятельно с соответствующими комментариями к ним.

5. Область применения полученных результатов должна быть определена в работе по возможности точно. При отсутствии в работе таких сведений автор указывает области их применения по своему усмотрению.

Характерной особенностью аннотации является то, что она должна быть тесно связана со сведениями, включенными в библиографическое описание, и при этом не повторять их. При составлении аннотации обычно используют следующие стандартные обороты речи (речевые клише)..

Концепция- система взглядов на что-либо, основная мысль, когда определяются цели и задачи исследования и указываются пути его ведения.

Конъюнктура–сложившееся положение в какой-либо области.

Парадигма– понятие современной науки, означающее особый способ организации научного знания.

Научно изучать – значит начинать исследовательский процесс с установления фактов и закономерностей.

Эмпирический сбор, накопление, первичная обработка данных опыта (фиксация фактов).

Объяснение, интерпретация фактов – дело теории.

Периоды: краткосрочный (2-3 года), среднесрочный (10-15 лет), долгосрочный (30-50 лет).

Объект исследования- процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет– то, что находится в границах объекта (совпадает с темой исследования или близок к ней).

Объект и предмет соотносятся между собой как общее и частное. Один и тот же объект может служить предметом разных исследований или даже научных направлений. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него направлено основное внимание автора.

Цель исследования –то, что должно быть достигнуто в итоге работы. Это тот результат, который должен быть получен, например:

- разработать методику (модель, критерии, требования, основы);

- обосновать что-либо,

- выявить что-либо;

- охарактеризовать, дать целостную картину,

- раскрыть особенности;

- проанализировать и обобщить опыт, определить его значение для развития.

Построение гипотезыдля объяснения каких-либо явлений (предположение). Формулируя гипотезу, автор строит предположения о том, каким образом он намерен достичь поставленной цели.

Работая над курсовой, он постоянно ставит перед собой вопросы: в каком направлении двигаться, что надо предпринять, что нужно изменить и как это сделать, т.е. каждый раз автор выдвигает те или иные предположения, подтверждая или опровергая их. Таким образом, идет постоянная работа с целой системой гипотез, только они не формулируются в письменном виде. Научное предположение заставляет активно, целеустремленно исследовать различные явления с тем, чтобы обнаружить данные, подтверждающие или опровергающие его.

В своем развитии гипотеза проходит три стадии:

1. накопление фактического материала и высказывание на его основе предположения.

2. Формирование гипотезы, т.е. выявление следствий из сделанного предположения, развертывание на его основе целой предположительной теории.

3. Проверка полученных выводов на практике и уточнение гипотезы на основе результатов такой проверки.

Порядок действий для построения гипотезы следующий:

1. Выделить группу явлений, причину существования которых пока невозможно объяснить с помощью имеющихся приемов и средств научного исследования.

2. Детально изучить доступную наблюдению совокупность явлений, причина которых должна быть найдена. В процессе этого изучения выяснить все связанные с этими явлениями обстоятельства (предшествующие явления, сопутствующие явления, последующие явления и т.д.)

3. Сформулировать научное предположение (т.е. саму гипотезу) о возможной причине, вызвавшей возникновение данного явления или группы однородных предметов.

4. Определить одно или несколько следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, как если бы причина уже в действительности найдена.

5. Проверить, насколько эти следствия соответствуют фактам действительности. Когда выведенные следствия соответствуют реальным фактам, гипотеза признается основательной.

Сформулированная цель и гипотеза работы логически определяют ее задачи.

Определение задачи– частные, самостоятельные цели. Они исходят из указанной цели исследования, его основными задачами являются:

1) изучить, 2) выявить, 3) обосновать, 4) разработать,

5) систематизировать, 6) экспериментально проверить,

7) структурировать и т.д.

Каждый раздел работы имеет определенную задачу.

Методологические основы исследования –те концепции и теории,

которые легли в основу исследования.

Общие методы научного познания обычно делят на три большие групп:

1. методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);

2. методы, используемые как на эмпирическом, так и на теоретическом уровне исследования (абстрагирование, анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование и др.);

3. методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Подход к исследованию должен быть системным, комплексным, целостным.

На защитувыносится положение о том что, о том-то и о том-то.

Обоснование новизны. Определяется теоретическая значимость и практическая значимость.

ЯЗЫК И СТИЛЬ НАУЧНОГО ТЕКСТА

Для научного текста характерна смысловая законченность, целостность и связность. Важным средством выражения логических связей являются функционально-синтаксические средства связи, указывающие на:

- последовательность развития мысли (в начале, прежде всего, затем, во-первых, значит, итак, предварительно, наряду с этим, в настоящее время, в последние годы, еще раз, вновь, далее, потом, ниже, одновременно, в первую очередь, в дальнейшем, в последующем и др.);

- противоречивые отношения (однако, между тем, в то время как, тем не менее, с одной стороны, по сравнению, наоборот, вместе с тем, не только, но и….);

- причинно-следственные отношения (следовательно, поэтому, благодаря этому, сообразно с этим, вследствие этого, кроме того, к тому же, в зависимости от, в результате, что способствует, что соответствует, что имеет значение, что свидетельствует, что дает возможность);

- переход от одной мысли к другой (прежде чем перейти к…, обратимся к…, рассмотрим…, остановимся на…, рассмотрев, перейдем к…, остановимся на…, необходимо рассмотреть);

- введение новой информации (рассмотрим следующие случаи, остановимся подробно на…, приведем несколько примеров, основные преимущества этого метода…, некоторые дополнительные замечания…, несколько слов о перспективах исследования);

- ссылку на предыдущее или последующее высказывание (тем более что…, как было установлено (упомянуто, показано, отмечено, обнаружено, найдено, сказано), в том числе, в случае, в связи с вышеизложенным, согласно этому, соответственно, аналогичный, сходный, рассматриваемый, названный, данный);

- итог, вывод (итак, таким образом, значит, в заключение отметим, все сказанное позволяет сделать вывод, подведя итог, следует сказать, это свидетельствует, это сводится к следующему, это позволяет сделать вывод).

Научным текстам характерна ограниченная сочетаемость слов. Приведем ниже список определений оценочного характера, сочетающихся с основными научными понятиями.

Проблема - научная, фундаментальная, актуальная, ключевая, ведущая, острая, частная, глобальная, неразрешимая, важная, надуманная

Вопрос – актуальный, теоретический, общий, конкретный, важный, сложный, спорный, правомерный, практический, коренной

Цель – основная, важная, научная, практическая, конкретная, указанная, реальная

Задача – первоочередная, конечная, поставленная, коренная, узловая, намеченная, определенная, конкретная, ближайшая

Направление – ведущее, решающее, основное, генеральное, правильное, ошибочное, избранное, намеченное, указанное, следующее

Изучение – объективное, теоретическое, практическое, специальное, длительное, глубокое, всестороннее, системное, детальное, тщательное, внимательное, интенсивное, практическое

Исследование – научное, объективное, теоретическое, экспериментальное, опытное, общее, конкретное, всестороннее, обширное, подробное, углубленное, серьезное, сложное, систематическое, фундаментальное

Путь (изучения) – простой, сложный, верный, рациональный, оптимальный, длительного изучения, всестороннего наблюдения, путем тщательного анализа

Анализ – научный, объективный, сравнительный, конкретный, проведенный, всесторонний, обстоятельный, полный, исчерпывающий, детальный, тщательный, глубокий, точный

Материал – справочный, научный, экспериментальный, фактический, статистический, собранный, систематизированный, полученный, имеющийся, большой, богатый, обширный, разнообразный, достоверный, использованный, достаточный

Данные - опытные, косвенные, конкретные, расчетные, современные, последние, прежние, точные, проверенные, исчерпывающие, полные, дополнительные, полученные, исходные, ценные, убедительные, цифровые

Факт – конкретный, общеизвестный, достоверный, неопровержимый, несомненный, бесспорный, очевидный, убедительный, реальный

Информация - точная, полная, подробная, накопленная, важная, существенная, важная, ценная, необходимая, получаемая, оперативная, текущая, новая

При написании курсовых, дипломных и диссертационных работ для изложения содержания используемого в работе первичного документа особый интерес для вас представляют информативные рефераты.

При написании рефератов для адекватного изложения основных положений источника необходимо владеть не только научными знаниями в соответствующей отрасли науки, но и навыками реферирования, знать правила составления реферата в соответствии с требованиями нормативных документов.

ПРИМЕР ВВЕДЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Влияние рынка на хозяйственную деятельность российских предприятий проявляется в большей мере на развитии его товарной политики, которая предопределена материально-техническими и финансовыми возможностями, но в первую очередь зависит от качества и уровня управленческих решений.

Степень разработанности проблемы. В настоящее время проблема оптимизации продуктового портфеля является объектом изучения зарубежных ученых Й. Ворста, П. Ревентлоу, Д. Кэмбела, Д. Стоун Хауса, Б. Хьюстона. В трудах российских ученых Б. А. Аникина, Н. Л. Зайцева, Т. Д. Масловой, С. Г. Божука, В. П. Федько, Г.Б. Клейнера рассмотрены вопросы формирования стратегий предприятия.

Вопросам анализа производственной программы и реализации продукции посвящены работы Н. П. Любушина, В. Г. Дьяковой, В. Ф. Протасова.

Цель исследования состоит в теоретическом обосновании и развитии методов формирования конкурентных торгово-экономических связей промышленного предприятия в области производства и сбыта продукции, позволяющих предприятию принимать научно-обоснованные управленческие решения в системе производства и продажи продукции.

Поставленная цель исследования предопределила постановку и последовательное решение следующих взаимосвязанных задач:

· раскрытие сущности понятия «продуктовый портфель» исходя из представления о товарно-рыночной стратегии;

· исследование методики проведения анализа программы производства и реализации продукции;

· применение факторного анализа прибыли от реализации продукции;

· определение эффективности производственно-хозяйственной деятельности предприятия ОАО «ХХХ», оценка его финансового состояния и внешней среды;

· анализ выполнения объема производства и структуры выпуска продукции и резервов роста объема производства;

· обоснование и разработка оптимальных решений в отношении продуктового портфеля ОАО «ХХХ»;

· изучение условий труда рабочих электротехнической лаборатории цеха электроснабжения предприятия, в том числе организации охраны труда и требований безопасности.

Объектом исследованияявляется ОАО «ХХХ» как участник торгово-экономических связей в области производства и реализации продукции.

Предметом исследования является товарно-рыночная и ресурсно-рыночная стратегия предприятия.

Теоретической и методологической базой исследования являются труды российских и зарубежных ученых, посвященные изучению проблем теории организации, управления, логистики и экономики предприятия. В процессе исследования использовались методы: системного анализа и синтеза, аккумулятивный, ретроспективный, экстраполяции, факторного анализа, а также сравнения.

Теоретическая значимость работы состоит в том, что в ней получены результаты, уточняющие определение понятия продуктовый портфель и систематизирующие представления о формах стратегий.

Практическая значимость работы. Разработанные автором управленческие решения в отношении продуктового портфеля ОАО «ХХХ» позволяют повысить эффективность управления процессом производства.

Объем и структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения. Работа содержит 34 страницы основного текста, список используемой литературы из 22 наименований, 5 из которых являются первичными, 3 иллюстрации, 10 таблиц и 2 приложений.

Во введении обосновывается актуальность темы курсовой работы и дается описание сути проблемы, поставленной и решенной в ходе выполнения работы; определены цель и задачи исследования; практическая значимость полученных результатов.

В первой главе «Теоретические основы товарно-рыночной стратегии промышленного предприятия» раскрываются современное содержание термина «стратегия» и «продуктовый портфель»; исследуются подходы к определению товарно-рыночной и ресурсно-рыночной стратегии, представлена методика проведения анализа программы производства и реализации продукции.

Во второй главе «Анализ производственной программы и реализации продукции ОАО «ХХХ» анализируется производственно-хозяйственная деятельность предприятия, объем производства и структура выпуска продукции, проводится оценка внешней его среды.

В третьей главе «Управленческие решения в отношении продуктового портфеля ОАО «ХХХ» представлены анализ резервов роста объема производства и оптимальные решения в отношении продуктового портфеля предприятия.

В заключении курсовой работы приводятся основные выводы и предложения теоретического и практического характера.

В приложении представлен исходный и расчетный материал.

Наши рекомендации