Методы управления региональным развитием

Местные органы власти любого уровня — региона, города или района — выполняют две основные функции: предоставление ус­луг жителям и предприятиям (содержание дорог, водо-, тепло-, энергоснабжение, уборка мусора, содержание парков, мест отды­ха и пр.) и управление социально-экономическим развитием подведомственной территории.

Управление развитием может осуществляться с помощью разнообразного спектра стратегий, программ, конкретных действий и одноразовых управленческих решений, посредством ко­торых местная администрация стремится стимулировать разви­тие экономики региона, создать новые рабочие места, увеличить налоговую базу, расширить возможности для определенных ви­дов экономической активности, в которых заинтересовано мест­ное сообщество (рис. 7.2).

Объекты управления функционированием Объекты управления развитием
• дороги • уборка мусора • водо-, газо-, тепло-, электроснабже­ние • состояние и эксплуатация жилого фон­да • парки, благоустройство • возникновение новых и развитие старых производств • развитие городской инфраструкту­ры, прежде всего связи и комму­никаций • занятость • уровень благосостояния

Рис. 7.2. Управление функционированием и развитием

Функция социально-экономического развития становится особенно значимой в переходный период, когда к традицион­ным вопросам экономического развития присоединяются во­просы формирования и развития рыночной инфраструктуры и преодоления кризисных явлений, сопровождающих переход экономики из одного состояния в другое. Выход из кризиса может оказаться болезненным, если экономические процессы пущены на самотек, и в то же время он может быть более глад­ким, если региональная администрация будет активно воздействовать на процессы экономического развития, используя имею­щиеся местные преимущества и создавая новые.

Преодоление кризиса в любой сфере жизни региона напря­мую связано с уровнем экономической активности. Социальное развитие, хотя и обладает относительной самостоятельностью, в значительной мере определяется ресурсными возможностями, которые, в свою очередь, зависят от степени экономического развития. Поэтому, только развивая экономическую активность, можно осуществить те или иные прорывы в жизни местного сообщества и поднять уровень благосостояния населения, который в конечном счете всегда определяет успех той или иной соци­ально-экономической политики.

Все возможные методы воздействия региональной администра­ции на ход экономического развития можно сформулировать так:

• создание в регионе благоприятных общих условий для развития деловой активности;

• регулирование деловой активности;

• прямая кооперация администрации региона и бизнеса.

Рассмотрим эти методы управления региональным развитием.

Создание благоприятных общих условий для развития деловой активности.К таким условиям следует отнести рыночную инфра­структуру, наличие земли и соответствующих прав на нее для развития новых видов экономической активности, хорошо раз­витые транспорт, связь, офисное хозяйство и др.

В странах Запада администрация все чаще осуществляет ин­вестиции в региональную инфраструктуру, предпринимает опре­деленные акции по реорганизации земельных участков, а также проводит работу в рамках регионального маркетинга для привле­чения новых видов бизнеса в регион. Администрации россий­ских регионов в условиях становления рыночных отношений по­мимо этих видов косвенного воздействия осуществляют прямую поддержку новых институтов, составляющих основу рыночной инфраструктуры.

Традиционными являются активные действия по созданию и укреплению инфраструктуры, которая является базовой для всех видов бизнеса: дороги, телефон, городские вокзалы, аэропорт и пр. По отношению к земле также можно совершать целена­правленные действия — объединять и дробить земельные участ­ки, выкупать и продавать их, сдавать в аренду и даже передавать в безвозмездное пользование. От конкретных действий в отноше­нии земли зависят как общее направление, так и интенсивность новой деловой активности в регионе.

Относительно самостоятельным фактором экономического развития любого региона в последнее время стал международный фактор: чем интенсивнее международные связи, тем боль­ший импульс, как правило, получает экономическое развитие региона. Содействие международным связям и международной торговле, привлечение иностранных инвестиций в регион ста­новятся относительно самостоятельным и весьма эффективным инструментом экономического развития в целом.

Регулирование деловой активности.Администрация формиру­ет побудительные мотивы предпринимателей с целью принятия ими необходимых для развития данного региона решений. Это достигается, в частности, путем уменьшения местных налогов либо предоставления дешевого капитала с помощью инструмен­тов займа, субсидий, гарантий и даже прямых заимствований.

Данные методы воздействия на предпринимателей нередко подвергаются обоснованной критике. В частности, доказывается, что такие меры ведут к прямым потерям ресурсов регионов и го­родов и не влияют в конечном счете на размещение новых видов бизнеса. Дело в том, что разница в условиях местного налогообло­жения, как правило, есть величина несоизмеримо меньшая, чем разница по другим условиям бизнеса (расположение, наличие близких поставщиков, близость рынков сбыта и пр.) Более того, конкуренция между регионами и городами часто ведет к выравниванию величин льгот по местным налогам. При этом ни один из вступающих в такую конкуренцию регионов не получает заметных преимуществ, с одной стороны, а с другой стороны, все они зара­нее уменьшают поступления в свой бюджет.

В целом стратегия налогового и прочего влияния оказывает­ся эффективной лишь тогда, когда у властей имеется подробная информация, в том числе аналитическая, о состоянии того или иного бизнеса и о факторах, влияющих на принятие стратегических решений. Обычно подобной информации у администрации нет. Более того, информация такого рода обычно утаивается с целью получения налоговых и других льгот. Все это приводит к тому, что налоговые льготы становятся необоснованным и односторонним выигрышем бизнеса.

В то же время особый налоговый режим для новых инвести­ционных проектов в современных российских условиях позво­ляет достичь весьма значимых результатов. Так, администрация Новгородской области установила налоговые льготы для инвестиций на территории области, получила существенный приток иностранных инвестиций, гарантирующих уже сегодня высокий потенциал экономического развития области в будущем.

К регулирующим воздействиям администрации относится установление правил пользования землей. Например, в 90-е годы в отечественной практике организации жилищного строительст­ва стало правилом строительство «с нагрузкой», когда частный инвестор получал право на строительство (или капитальный ре­монт здания) лишь в том случае, если соглашался определенную долю готового жилья передать городским властям, а также при условии восстановления или расширения общегородских сетей и коммуникаций.

Выделение соответствующих зон использования земли для жилищного строительства, для торговли и бизнес-центров, для промышленного использования оказывает влияние на частных инвесторов, планирующих развитие своей деловой активности. При планировании и осуществлении того или иного строитель­ства можно изменять обычные правила застройки, тем самым предоставляя конкретные льготы или высвобождая средства под те или иные программы.

Регулирование порядка застройки может дать весьма ощути­мый эффект в длительной перспективе. Однако получение соот­ветствующего эффекта возможно только при условии проработ­ки стратегических планов развития города, при четком выделе­нии долгосрочных и краткосрочных целей его развития.

Прямая кооперация администрации и бизнеса.В случае реализации крупных проектов развития городов иногда оказывается целесообразным непосредственное сотрудничество администрации и частных организаций. Примерами такого рода могут служить проекты «Сити» и «Манежная площадь» в Москве. Будучи масштаб­ными долгосрочными проектами, способствующими развитию города в целом, они осуществляются совместными усилиями частных организаций и администрации города. В ряде случаев для координации деятельности в рамках одного проекта создается смешанная компания. Однако в смешанных компаниях всегда наблюдается конфликт интересов частного и общественного секторов, всегда сложно до конца согласовать интересы развития города конкретными интересами, связанными с извлечением прибыли. Чтобы избежать ненужного перекоса в сторону частных интересов прямая кооперация должна сопровождаться подробным и обоснованным процессом планирования, достаточно эффективным контролем, находиться под авторитетным и влиятельным руководством со стороны местной администрации.

Общемировой тенденцией последних лет стал рост числа организаций неправительственного, негосударственного характера, вовлеченных в решение проблем экономического развития го­родов. Как правило, это бесприбыльные организации, которые могут оказывать помощь частному бизнесу, содействовать его развитию. К таким организациям можно отнести местные тор­гово-промышленные палаты, специализированные агентства по развитию или маркетингу региона. Кооперация администрации с такими организациями приносит пользу региону в целом.

Обеспечивая процесс экономического развития региона, ру­ководители местной администрации подчас действуют как по­средники, как «создатели коалиций», помощники реальных дей­ствующих лиц, используя разнообразные подходы к содействию экономическому развитию. Поэтому работа по экономическому развитию может и должна строиться с привлечением руководи­телей крупнейших предприятий и работодателей региона. В та­кой кооперации с руководителями предприятий региональная администрация может более эффективно решать вопросы обу­чения персонала, развития инфраструктуры, стимулирования малого и среднего бизнеса.

Инструментами управления экономическим развитием на региональном уровне, как показано на рис. 7.3, являются создание общих условий бизнеса (дорога, связь, офисы, рыночная инфра­структура), регулирование деловой активности (местные налога, зонирование, особые условия), прямая кооперация администрации и бизнеса (совместные проекты).

Для выхода из кризисного состояния необходимы целевые планы, предусматривающие комбинацию всех методов воздействия на экономическое развитие региона, при этом весьма важным аспектом составления таких программ может стать анализ баланса результатов и затрат, связанных с осуществлением программы.

Независимо от того, какие конкретные методы управления развитием региона применяет администрация, сама по себе функция воздействия на развитие региона обладает рядом особенностей Прежде всего, это нерутинная функция, в отличие от стандартных функций обслуживания населения (водо-, газо-, электроснабжение, ремонт дорог, вывоз мусора, утилизация отходов). Более того, нерутинность этой функции предполагает гибкий, неординарный способ организации работ по управлению региональным развити­ем. Данная функция предполагает нестандартный подход к реше­нию проблем, организацию переговоров с частными и негосудар­ственными организациями, применение прогрессивных методов современного менеджмента, в том числе стратегического планиро­вания и маркетинга.

Формирование общих условий бизнеса Регулирование деловой активности Прямая кооперация администрации и бизнеса
• транспорт • связь • гостиницы • рекреации • телекоммуникации • региональная рыночная инфраструктура: ° банки ° аудит ° страхование ° консультации • зонирование • правила землепользования • налогообложение • субсидии • льготы • гарантии   • совместные проекты • взаимодействие с некоммерческими организациями: ° торгово-промышленные палаты ° учебно-консультационные центры    

Рис. 7.3. Виды воздействия на экономическое развитие региона

Контрольные вопросы

1. Что такое развитие?

2. Каковы цели развития региона?

3. Назовите основные критерии и показатели социально-экономического развития региона.

4. В чем суть концепции стадий роста Д. Белла?

5. В чем разница между управлением функционированием и управлением развитием городов и регионов?

ОСНОВЫ МУНИЦИПАЛЬНОГО

МЕНЕДЖМЕНТА

Муниципальный менеджмент

Как область практики

Муниципальному менеджменту более двухсот лет, он осуще­ствляется практически во всех странах. Возникновение этих от­ношений было связано с действием многочисленных факторов и проходило в различных формах. В истории России, например, мощная побудительная мотивация местной самоорганизации заключалась в необходимости поддержания престарелых членов общин совместными усилиями семей, первоначального обучения детей, самообороны и т.д. В Германии во главу угла ставилось воспитание энергичной нации, способной решать глобальные и местные проблемы инициативно, предприимчиво, ответственно. Преимущественно бытовая основа характерна для генетической природы английской муниципальной организации; она опирается не столько на формально-юридическую основу, сколько на правосознание населения, которое ценит местные обычаи, бережет их и точно соблюдает.

Муниципальный менеджмент понимают в узком и широком смысле слова. В первом случае речь идет о практике регулирова­ния социально-экономических и общественно-политических про­цессов в городах и районах, населенных пунктах силами и средствами органов местного самоуправления в пределах их компетен­ции. Во втором случае муниципальный менеджмент раскрывается как вся совокупность организационно-экономических отношений, реализуемых в этих территориальных системах государственными, региональными, муниципальными органами власти и управления, экономическими негосударственными структурами, политическими партиями и другими общественными самодеятельными организациями населения, конфессиями, средствами массовой информации.

Муниципальный менеджмент возник в результате относительногo обособления и интеграции интересов жителей поселений для реализации этих интересов и связан с появлением специфического вида управленческого труда, нацеленного на удов­летворение потребностей территориальных сообществ. Муници­пальный менеджмент реализуется там и тогда, где и когда суще­ствует территориальная общность, в рамках которой происходит взаимодействие людей в повседневной жизнедеятельности, ори­ентация их на сохранение и развитие ценностей и установок, сложившихся в данном типе поселения.

При помощи муниципального менеджмента обеспечиваются все основные условия жизнедеятельности и потребности населения: в жилье, коммуникациях, общественном порядке, образовательных и медицинских услугах. Посредством муниципального бюджета перераспределяется 20—40% ВВП, в структуре местной власти занято до 20—30% работающего населения, находится до 1/3 собственности городов и районов.

О масштабах муниципального менеджмента в истории России можно судить по тому, что он осуществлялся более чем в тысяче городов, почти в двух тысячах районов, более чем в двух тысячах поселков городского типа, на территории свыше 24 тысяч волостей. Различия между ними были весьма существенными. В стране есть города и районы как находящиеся на стадии становления, так и достигшие передовых рубежей в НТП и являющиеся своего рода «локомотивами прогресса».

Практический механизм муниципального менеджмента включает институциональные и организационные структуры, методы установления правовых и административных норм, разработку, принятие и осуществление управленческих решений, этносоциальных и других императивов, других реальных регуляторов жизнедеятельности населения городов и районов. Организация этой деятельности довольно сложна и включает механизмы политического, социального, административного и экономического менеджмента.

Муниципальный менеджмент реализует следующие функции;

• анализ, оценку, разработку прогнозов, сценариев, программ и планов социально-экономического развития городов районов;

• стимулирование увеличения и использования трудового потенциала муниципальных образований, их научно-технического и интеллектуального ядра;

• поддержание и развитие социальной и производственной инфраструктур;

• инициирование конкурентной борьбы по предоставлению услуг населению, в том числе муниципальными структурами;

• наполнение местного бюджета и рациональное его исполь­зование;

• получение внебюджетных ресурсов;

• владение и распоряжение муниципальной собственностью, рациональное ее использование;

• создание условий для развития рыночной среды, ее ин­фраструктуры и предпринимательства;

• организацию рабочих мест, оптимизацию занятости и демографической нагрузки на экономику муниципальных обра­зований и экономически активное население;

• налаживание и укрепление экономических и производст­венных связей с другими городами и районами;

• взаимодействие местной власти с коммерческими банками, инвестиционными, страховыми и другими структурами, в том числе расположенными в других регионах и за рубе­жами России.

Наши рекомендации