Типы макроэкономического регулирования.

Феликс:

Типы МКРег -- объект один, а субъекты и субстрат могут различаться:

1. Рыночное регулирование.

субъект регулирования -- рынок, выполняет эту роль стихийно посредством цены, конкуренции, соотношения спроса и предложения -- механизмы рынка.

Сторонники:

начал развивать Адам Смит: "Регулирование осуществляется невидимой рукой". Роль гос-ва -- "ночной сторож";

Все последователи Смита развивали эту концепцию.

Неоклассики, современные монетаристы, либералы (Хайек, фридман), представители соц рын хоз-ва в Германии (Ойкиен, Эрхард и др).

Последние придумали новую аналогию роли гос-ва: "Гос-во -- судья на футбольном поле: бегает, принимает решения, но сам голов не забивает".

Радикалы -- "Никакое другое регулирование не нужно: дайте свободу рынку, он сам себя настроит".

Современные монетаристы: "Ничто не может быть умнее рынка".

Всё это -- Сторонники правых либеральных взглядо.

Эти концепции легли в основу политики Рейгана (рейгономика), Тетчер (тетчеризм).

2. Государственное регулирование.

Субъект -- гос-во.

"Рынок не может сам себя регулировать: он слишком жесток, стихиен, непредсказуем... не оптимален. Только гос-во может разумно (рационально) регулировать МКС через административные действия".

Рынок подсказывал, а гос-во -- предписывает.

Основоположники:

В XVII веке воникает теория гос хоз-ва (Макиавелли, Гобс и другие): "Только гос-во может так вести хоз д-ть, чтобы была польза для всего общ-ва".

Марксисты довели эту идею до логического завершения: "Рынок не способен разрешить ве противоречия и заводит экономику в тупик. Вместо этого должно быть созданосоциолистическое устройство экономики -- плановая экономика: МК пропорции предписываются в плановом порядке и эти предписания имеют силу закона. МК -- завод в масштабах всей страны, с соответствующей дирекцией, к-ая командует каждым звеном -- предприятием. Отсюда команды, законы, планы выступают главной регулирующей силой".

Появился термин "Командно-административная система" ввёл Г.Х. Попов. Позднее выяснилось, что подобную же характеристику рынку давал и Струве, назвавший социализм "командной экономикой".

Не только социалисты являются сторонниками командной экономики:

Фашисты также считали, что гос-во должно жёстко регулировать экономику.

Муссолини: "Для нас гос-во -- вовсе не ночной сторож, а великая полит, соц и эконом сила, к-ая определяет развитие страны".

Пирамизм (Хустисиализм) -- полковник Перрон, захвативший власть в Аргентине и осуществивший эконо чудо в этой стране.

Перрон: "Гос-во это не ночной полицейский, а лоцман или локомотив, к-ый двигает экономику вперёд".

3. Смешанное регулирование.

Субъекты -- рынок и гос-во (нет крайних, радикальных позиций).

"Всё, что лучше делает рынок, -- отдать рынку; всё, что лучше делает гос-во, -- отдать гос-ву. Всё, что плохо делает рынок, -- отдать гос-ву; всё, что плохо делает гос-во, -- отдать рынку".

Сочетается рынок и защита от рынка.

Соотношение рынка и гос-ва разное.

Рынок превпалирует в: США, Германии...

Страны, где привалирует гос-во: Франция, Япония, Южная Корея. Китай (!)

На соотношении рынка и гос-ва как регуляторов МКС влияет её состояние: благополучная экономика -- доминирует рынок, кризис в экономике -- гос-во.

Монкретьен ввёл термин "Политическая экономия"; выступал за увеличение роли гос-ва при активном участии рынка.

Революцию в этом вопросе совершил Кейнс: он доказал необходимость гос регулирования экономики. Это дало второе дыхание капиталистической экономике, к-ая ушла далеко вперёд.

Экономика и человек.

Феликс:

Рынок труда.

Из всех факторных рынков имеет наибольшую специфику.

Труд - деятельность по созданию определённого продукта, расходование физических, интеллектуальных сил (затрат) по созданию какого-либо продукта.

Характеристики труда:

1. Специфический объект купли/продажи - способности человека (специалиста) к труду;

Человеческий капитал - совокупность способностей (качеств) человека, которые позволяют ему обеспечивать производительную деятельность, чем выше затраты (вложения) в этот человеческий капитал, тем более качественным он является. Виды:

а) Общий (перемещающийся) человеческий капитал - получаются в школе, в университете; те физические навыки, которые вырабатываются в процессе жизнедеятельности;

б) Специфический (неперемещаемый) человеческий капитал - навыки, специфические для конкретной области деятельности, которые при переходе на другую работу не пригодятся.

2. Покупается способность - результат труда;

3. Товар на рынке труда продаётся на время;

4. Труд в процессе потребления не исчезает, не требует замены; он в процессе производства улучшается;

5. Оговариваются условия использования труда;

6. Носителем труда является человек с личностными характеристиками - каждый товар индивидуален;

7. С куплей-продажей связана организация особых объединений: профсоюзы (защищают интересы продавцов) и союзы предпринимателей (защищают интересы фирм) и на стороне покупателя существует то же самое;

8. Особая роль государства - оно гораздо активней, чем на любом другом рынке.

Особенности спроса на рынке труда:

1. Концентрирован;

2. Спрос предъявляют фирмы (как правило, крупные);

3. На рынке (любом) создаётся специальная инфраструктура. На потребительском рынке - она призвана обслуживать продажу товара, и создаётся продавцом. На рынке труда - покупателем, а продавец приходит и предлагает свои услуги;

4. Существуют комплексные инфраструктурные организации - биржи труда (занимаются изучением спроса и предложения);

5.Затруднено получение информации о спросе и предложении на рабочую силу - чтобы ограничить доступ всякого рода нежелательных продавцов (неопытных, скандальных и проч.);

6. Роль государства в формировании спроса на рабочую силу:

а) Само государство формирует спрос (но это характерно и для других рынков);

б) Государство устанавливает минимальный размер оплаты труда, отсюда особый вид кривой спроса: опускается до минимума по оси ординат (минимум заработной платы) и дальше идёт параллельно оси абсцисс.

7. Особая роль социальных факторов:

а) Длительность рабочего дня - сокращается, спрос должен быть увеличен (чтобы выпускать ту же продукцию);

б) Установленный государством уровень сверхурочных работ - снижается, нужно больше рабочих;

в) Длительность отпуска - длительный, спрос на рабочую силу возрастает (кроме предприятий, на которых все уходят в отпуск одновременно);

г) Система здравоохранения - плохая, спрос растёт (больных нужно заменять);

д) Пенсионный возраст (рамки трудоспособности) - удлиняется, спрос на труд уменьшается (часть людей пенсионного возраста продолжить работать);

е) Размер пенсии - высокая, спрос растёт;

ж) Условия эмиграции - отток раб силы из России, спрос возрастает, но не удовлетворяется: маленькая зарплата.

Специфика предложения на рынке труда:

1. Самое дифференцированное (рассредоточенное, раздробленное) - предлагает один человек;

2. Он находится в наиболее тяжелом положении - ни с кем не объединяется, и покупатель навязывает свои условия;

3. На предложение труда влияет государство - начало кривой предложения спроса - параллель на уровне минимальной заработной платы;

4. Конфигурация предложения - растёт до определённой поры, затем поворачивает назад (эффект замещения):

а) Если зарплата высокая, ему не нужно работать сверхурочно - хватает;

б) При маленькой зарплате должны работать родственники.

Общие черты кривой предложения зависят от предельных издержек человеческого капитала.

Структура формирования издержек производства:

- затраты на поддержание жизнеспособности;

- затраты на продолжение рода;

- затраты на подготовку к квалифицированному труду (на образование): семьи, государства, фирм, самого индивида;

- рост социологических и политических потребностей, требующих денег.

5. Сильно затруднено маневрирование спроса и предложения:

а) Естественно-биологические факторы;

б) Особое время выделяется на обучение;

в) Географические моменты;

Маневрирование затруднено и у продавца:

а) работать каждый должен работать, чтобы выжить, прямо сейчас;

б) Затруднения связаны с семьей, жильем.

Отсюда, предложение гораздо менее эластично, чем на других рынках.

Социальные факторы, влияющие на предложение:

1. Благосостояние населения - чем выше, тем меньше нужно работать;

2. Достижение трудоспособного возраста;

3. людей пенсионного возраста не берут на работу;

4. Здравоохранение;

5. армия.


Наши рекомендации