Многообразие видов рынков и их классификация по различным критериям.


К наиболее общей классификации относится следующая классификация рынков:


  1. Рынки индивидуальных потребителей (потребительский рынок).

  2. Рынки предприятий.


^ Потребительский рынок- отдельные лица и домохозяйства, покупающие или приобретающие иным способом товары и услуги для личного потребления.

Задача деятеля рынка понять покупательское поведение. Для этого необходимо изучить:


  1. характеристики покупателя, оказывающие основное влияние на то, как человек воспринимает раздражители и реагирует на них;

  2. процесс принятия покупательского решения, от которого зависит результат.


Рынки предприятийимеют следующие виды:

1) рынок товаров промышленного назначения;


  1. рынок промежуточных продавцов;

  2. рынок государственных учреждений


^ Рынок товаров промышленного назначения- совокупность лиц и организаций, закупающих товары и услуги, которые используются при производстве других товаров или услуг, продаваемых, сдаваемых в аренду или поставляемых другими потребителями.

Рынок товаров промышленного назначения обладает определенными характеристиками:

1) на нем меньше покупателей;


  1. эти немногочисленные покупатели крупнее;

  2. эти покупатели сконцентрированы географически;

  3. спрос на товары промышленного назначения определяется спросим


на товары широкого потребления;


  1. спрос на товары промышленного назначения неэластичен;

  2. спрос на товары промышленного назначения резко меняется;


7) покупатели товаров промышленного назначения - профессионалы.

^ Рынок промежуточных продавцов- совокупность лиц и организаций, приобретающих товары для перепродажи или сдачи их в аренду другим потребителям с выгодой для себя.

^ Рынок государственных учрежденийсоставляют организации Феде­рального правительства, правительства областей и местные органы, закупающие или арендующие товары, необходимые им для выполнения своих основных функций.

^ Классификация рынков по критериямприведена в таблице 2.2

Маркетологи, проводящие предварительное исследование рынка с целью определения целевого рынка, должны руководствоваться определенными критериями, позволяющими реально оценить достоинства и недостатки того или иного рынка.

Примерами таких критериев могут быть:


  • платежеспособность потенциальных покупателей (прожиточный ми­нимум, средняя заработная плата, ставки налогообложения);

  • сложившийся на рынке уровень цен на аналогичную продукцию, их динамика, диапазон сезонных колебаний, реакция покупателей на изменение цен и др.;

  • наличие оптовых торговцев с развитой системой оборудованных складов;

  • существование сетей розничной торговли;

  • организация сервиса;

  • условия реализации продукции (предоплата, продажа в кредит и др.).



Таблица 2.2 Классификация рынков

Критерии Классификация (название рынков)
По использованию товара Потребительский рынок (рынок предприятия, отраслевой рынок)
По поведению покупателя Удобный (активный), специальный (с особенностями), рынок с низкой степенью затруднительного положения, рынок с высокой степенью затруднительного положения
По физическим свойствам товара Рынок скоропортящихся товаров, рынок товаров длительного пользования
По общественному отношению Рынок предметов роскоши, рынок предметов первой необходимости
По демографическому признаку Рынки по возрасту (полу), размерам семьи (профессии), образованию (семейному циклу), социальным классам, рынок по региональному признаку, рынок по национальному признаку.
По географическому признаку Региональный, национальный, рынок развитых индустриальных стран, рынок развивающихся государств
По видам сырья Товарные рынки

Могут быть и другие критерии, учет которых позволит сделать вывод о целесообразности работы на том или ином рынке.

Целесообразность работы на том или ином рынке можно определить, сравнивая рыночные позиции каждого рынка, которые определяются с помощью балльного метода. Пример рыночных позиций приведен в таблице 2.3.

Выбор целевого рынка предполагает выявление реального потребительского спроса на продукцию с обязательным учетом динамики этой потребности в перспективе.

^ Целевой рынок- это некая совокупность (сообщество) потенциальных потребителей (юридических или физических лиц). Особенностью является то, что они обладают достаточно схожими потребностями при намерении приобрести ту или иную продукцию.





Наши рекомендации