Степень концентрации рынка и ее измерение. Индексы Лернера, Герфиндаля-Хиршмана. Антимонопольное регулирование.

Концентрация рынка - преобладание на рынке 1 или нескольких фирм.

Есть несколько методов измерения рыночной консентрации: 1 - размер частной прибыли, получаемых фирмами,предполагает, что уровень нормы прибыли находится в прямой зависимости от степени концентрации на рынке, но этому нельзя верить, так как работает система списания прибылей и амортизация. 2- количество фирм, те чем больше фирм, тем меньше рыночная концентрация и больше конкуренция.

Индекс рыночной концентрации Герфиндаля определяется следующим образом: H = p12 + p22 + p32 + … + pn2, где Н — индекс рыночной концентрации Герфиндаля; р — доля рынка каждой из фирм отрасли в процентах; n — количество фирм в отрасли. чем выше H тем вероятнее монополизация рынка.

Индекс Лернера — применяется для расчета степени монопольной власти в экономической теории.

Степень концентрации рынка и ее измерение. Индексы Лернера, Герфиндаля-Хиршмана. Антимонопольное регулирование. - student2.ru

гдеP– цена; MC– предельные издержки.

Чем больше разрыв междуPиMC, тем больше степень монопольной власти. ВеличинаLнаходится в интервале между 0 и 1. При совершенной конкуренции, когдаP = MC, индекс Лернера, естественно, будет равен 0.

АНТИМОНОПОЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ— совокупность законодательных, административных и экономических мер, осуществляемых государством с целью ограничения возможностей производителей монополизировать рынки.

Эта политика находит выражение в следующих действиях:

–предупреждение образования и сокращения существующей сферы монопольного ценообразования;

–разработка антимонопольного законодательства и применение его в хозяйственной практике;

–исключение условий для возникновения дефицита в экономике;

–проведение децентрализации ресурсов при их чрезмерной концентрации в одних руках;

–принудительное разукрупнение фирм, монопольно контролирующих рынок.

В США он базируется на 3х законах: 1) закон Шермана(1890) - запрет на тайну монополизацию рынка, 2) закон Клейтона (1914) - запрет на ценовую дискриминацию, 3) закон Робинсона- Потмена (1936) - запрет на ограничительную деловую практику.

В Рф действует федеральная антимонопольная служба, которая действует по федеральным законам о защите конкуренции.

Потери от несовершенной конкуренции («мертвый убыток»).

Несовершенная конкуренция — это такая организационная структура рынка, при которой могут быть затруднены вступления в него и ограничен выход к информации. Продукт, товар, продаваемый на таким образом организованном рынке, может быть дифференцирован или уникален, в связи с чем предприниматели могут назначать и продолжительное время удерживать монопольную, собственную, цену.

Потери от несовершенной конкуренции вызваны следующими обстоятельствами: власть монополиста над ценой позволяет ему получать монопольно более высокую прибыль, чем при совершенной конкуренции, и в результате в целом для общества монополизм наносит ущерб; власть над ценой монополиста или несовершенного конкурента в целом для общества может быть выгодной, если он ведет политику снижения цен, техническое обновление параметров изделий, производит массовую стандартизованную продукцию.

Ценовая дискриминация.

Ценовая дискриминация– это называется установление различных цен на один и тот же товар одному или разным покупателям, но проведение ценовой дискриминации возможно только при несовершенной конкуренции, в силу наличия у монополиста власти над ценной товара.

Впервые данный термин ввел Альфред Пигу в 1920 году, он также сформулировал 3 ее вида:

1) Ценовая дискриминация 1-й степени - это, когда с потребителя берется плата,равная его субъективной цене, те это идеальный случай для продавца, когда он может взять с продавца все деньги, которые он готов потратить.

2) Ценовая дискриминация 2-й степени - изменение цены в зависимости от объектов потребления, те устанавливаются тарифы, а покупатель уже сам из них выбирает, а у продавца его задачей являет взять максимальное количество денег с покупателя.

3) Ценовая Дискриминация 3-й степени - это уже изменение цен в зависимости от материального достатка потребителя, например скидки для студентов и пенсионеров. В основе лежит эластичность спроса.


Наши рекомендации