Тема 1. Макроэкономические результаты и их измерение

План семинара:

1. Основные проблемы макроэкономики. Цели и инструменты макроэкономической политики.

2. Измерение результатов экономической деятельности: от ВВП к располагаемому доходу.

3. Номинальные и реальные показатели. Индексы цен.

4. ВВП и экономическое благосостояние общества.

Основная литература:

1. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А.– 2010. Гл. 16.

2. Самуэльсон П.А., Нордхауз В.Д. Экономика: Пер. с англ.: М., 2009. Гл. 21, 22.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2010. Гл. 23, 24.

4. Мэнкью Г. Принципы экономикс.- СПб., 2010. Гл. 22, 23.

5. Макроэкономика. Теория и российская практика. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 1.

Вопросы и задания:

1. Даны следующие макроэкономические показатели (млрд. долл.):

Косвенные налоги на бизнес (акцизы) 11

Заработная плата наемных работников 382

Факторные доходы, полученные за рубежом 12

Арендная плата 24

Доходы от собственности 63

Экспорт 57

Стоимость потребленного капитала (амортизация) 17

Государственные закупки товаров и услуг 105

Дивиденды 18

Нераспределенная прибыль корпораций 4

Процентные платежи 25

Валовые частные внутренние инвестиции 76

Трансфертные платежи 16

Расходы на личное потребление 325

Импорт 10

Индивидуальные налоги 41

Налог на прибыль корпораций 9

Взносы на социальное страхование 43

Доходы, полученные иностранцами 8

Определите ВВП (по расходам и по доходам), ВНП, ЧВП, НД, ЛД, РЛД, личные сбережения, чистые инвестиции.

2. Какие из указанных ниже видов доходов или расходов учитываются при подсчете ВВП России данного года:

а) Процент по облигациям РАО «Газпром»

б) Пенсия бывшего рабочего

в) Работа сантехника по ремонту смесителя в собственной квартире

г) Доходы частнопрактикующего юриста

д) Объем продаж комиссионного магазина

е) Ежемесячные денежные переводы, получаемые студентом из дома

ж) Чистая прибыль, полученная компанией Nestle от своей шоколадной фабрики в Самаре

з) Арендная плата, полученная пенсионеркой за сдачу квартиру иностранцу

и) Дивиденд, полученный московским коммерческим банком по акциям компании IBM

к) Доходы китайского массажиста, работающего в медицинском центре в Томске

л) Рыночная стоимость работы домашней хозяйки

м) Покупка картины Левитана томским государственным художественным музеем

н) Рост запасов нефти у ОАО «Роснефть» на 100 млн. долл.

о) Покупка 100 обычных акций компании «Сибирьтелеком»

п) Проценты по государственным облигациям, полученные банком

р) Доход фирмы от продажи части своего товара, не отраженный в бухгалтерской отчетности.

3. Рассмотрим простую экономику с тремя товарами. Рыночные цены этих товаров в 2012г. были равны: Р1 = 5, Р2 = 10, Р3 =15, а объем производства (и потребления) каждого из товаров составил в 2012 г.: Q1 = 20, Q2 = 25, Q3 = 10.

Предположим, что в 2013 г. цены выросли до уровня: Р1 = 6, Р2 = 12, Р3 = 17, а объемы составили: Q1 = 21, Q2 = 27, Q3 = 11.

а) Рассчитайте объемы реального и номинального ВВП 2013г., используя в качестве базового 2012год.

б) Какова величина дефлятора ВВП? Каковы реальные темпы экономического роста?

в) Каким был уровень инфляции за рассматриваемый период? Сравните ответы, полученные с помощью индексов Ласпейреса и Пааше.

4. Обязательно ли более высокий уровень ВВП на душу населения означает более высокий уровень благосостояния? Какие еще факторы должны быть приняты во внимание при оценке благосостояния? Имеются ли интегральные показатели качества жизни?

5. Как изменятся ВВП и ВНП страны, если одновременно увеличится объём производства транснациональных корпораций-резидентов этой страны, и уменьшится объём производства находящиеся в данной стране предприятий, принадлежащих фирмам-нерезидентам? Что сильнее изменится во время спада производства, постигшего только данную страну: ее ВВП или ВНП, и почему?

Тесты для самоконтроля:

1. В системе национальных счетов в понятие инвестиций не включается:

а) покупка фирмами нового оборудования

б) покупка акций на фондовой бирже

в) покупка семьей нового дома

г) увеличение запасов фирмы.

2. Гражданин России временно работает в США в американской частной фирме. Его доходы включаются в:

а) ВНП России и ВВП США

б) ВВП России и ВНП США

в) ВНП России и ВНП США

г) ВНП США и ВВП США.

3. Предположим, что сталелитейный завод продал сталь автомобильной фирме за 3 тыс. долл., и эта сталь была использована в производстве автомобиля, который был продан дилеру за 12 тыс. долл. Дилер продал автомобиль семье за 14 тыс долл. В этом случае ВВП вырос на:

а) 29 тыс. долл.; б) 26 тыс. долл.; в) 14 тыс. долл.; г) 12 тыс. долл.

Тема 2.Совокупный спрос и совокупное предложение.

План семинара:

1. Кривая совокупного спроса. Причины ее отклонения вниз.

2. Неценовые факторы совокупного спроса.

3. Кривая совокупного предложения. Точки зрения классиков и кейнсианцев.

4. Неценовые факторы совокупного предложения.

5. Установление макроэкономического равновесия в кратко- и долгосрочном периодах.

Основная литература:

1. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2010. Гл. 18, § 2.

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 2; 2.2, с 70-82.

3. Мэнкью Н.Г. Принципы экономикс. – СПб.: Питер Ком, 2010. Гл. 31.

Вопросы и задания:

1. «Кривая совокупного спроса имеет отрицательный наклон, потому что когда уровень цен понижается, люди могут позволить себе покупать больше, и совокупный спрос растет». Вы согласны с таким объяснением формы кривой совокупного спроса? Поясните. Назовите три причины отрицательного наклона кривой AD.

Объясните и покажите на графике, какое влияние окажут ниже перечисленные события на совокупный спрос:

а) широко распространенный страх потребителей перед депрессией;

б) увеличение федеральных расходов на образование;

в) усиление инфляционных ожиданий в экономике;

г) значительная девальвация рубля;

д) повышение общего уровня цен;

2. Нарисуйте кривую совокупного предложения, оцените эластичность AS по всей длине кривой и дайте этому экономическое толкование. Поясните, каким ее отрезкам соответствуют следующие события:

· Сокращение AD на 15% вызвало сокращение равновесного реального объема производства на 15%.

· Рост AD на 20% вызвал увеличение равновесного реального ВВП на 5%.

· Сокращение AD на 10% вызвало сокращение равновесного реального ВВП на 7%.

· Сокращение AD на 12% не вызвало ответного изменения равновесного реального объема национального производства.

В каком случае прогнозируемый рост совокупного спроса может оказаться желательным, а в каком – крайне опасным?

3. Отметьте, как повлияют на совокупный спрос, совокупное предложение, равновесный объем выпуска и уровень цен следующие события. Выберите среди данных неценовых факторов те, которые воздействуют одновременно и на AD, и на AS.

а) увеличение ставки минимальной заработной платы;

б) подъем экономики у наших зарубежных торговых партнеров;

в) активизация работы антимонопольных комитетов по всей стране;

г) сокращение ставки налога на прибыль;

д) введение правительством новых, жестких экологических норм для фирм;

е) уменьшение части рабочей силы, объединенной в профсоюзы;

ж) приход к власти популярного у населения правительства.

4. Если экономическому благосостоянию страны А в большей степени угрожает безработица, а экономическому благосостоянию страны Б – инфляция, то в какой из этих стран вероятнее приход к власти правительства, склоняющегося к классической экономической политике, а в какой – к кейнсианской? Правительство какой из этих стран скорее сочтет «маленькую победоносную войну» экономически оправданной? Почему? Обоснуйте свой ответ с помощью элементов модели «AD – AS».

5. Почему долгосрочная кривая совокупного предложения (LRAS) вертикальна? Каковы основные факторы, определяющие положение LRAS? Как следующие события повлияли бы на LRAS и потенциальный ВВП?

· Завершение государственной программы модернизации железных дорог, благодаря которой скорость движения поездов существенно возрастает.

· Рост цен на нефть делает невыгодным использование значительной части национальных производственных мощностей.

· Осуществился массовый переход к ресурсосберегающим технологиям.

· Произошло сильное землетрясение, повлекшее за собой многочисленные разрушения.

6. Соответствуют ли истине следующие утверждения:

а) «Если фирмы будут ежедневно корректировать цены на товары, краткосрочная кривая совокупного предложения (SRAS) будет горизонтальна».

б) «Всякий раз, когда экономика вступает в период спада, долгосрочная кривая совокупного предложения смещается влево».

Тесты для самоконтроля:

1. Предположим, что первоначально экономика функционирует на уровне своего потенциала. Впоследствии, в результате шока происходит снижение совокупного спроса при каждом значении уровня цен. В условиях жесткости цен это вызовет:

а) увеличение уровня безработицы;

б) сокращение запаса капитала в экономике;

в) снижение потенциального ВВП;

г) повышение заработной платы и цен.

2. В году t-1 потенциальный ВВП составил 4000, кривая AD описывалась уравнением Y = 4200 – 2P. В году t потенциальный ВВП вырос на 1%, а уравнение совокупного спроса приняло вид Y = 4280 – 2P. На сколько процентов изменился равновесный уровень цен в году t ? а) вырос на 140%; б) вырос на 120%;

в) вырос на 20%; г) недостаточно данных для ответа.

3. Различие между состоянием экономики в долгосрочном и краткосрочном периоде состоит в том, что:

а) кредитно-денежная и бюджетно-налоговая политика оказывают влияние на объем выпуска только в долгосрочном периоде;

б) цены и номинальная заработная плата относительно гибкие только в краткосрочном периоде;

в) совокупный спрос влияет на объем выпуска и занятость в краткосрочном периоде, а предложение оказывается главным фактором, определяющим выпуск и занятость в долгосрочном периоде;

г) цены и номинальная заработная плата относительно жесткие только в долгосрочном периоде.

Тема 3. Деловые циклы

План семинара:

1. Общая характеристика делового цикла и его современные особенности. Основные подходы к объяснению циклов.

2. Кейнсианская модель делового цикла. Взаимодействие мультипликатора и акселератора.

3. Монетаристский взгляд на причины циклических колебаний и другие неоклассические теории циклов.

4. Антициклическое регулирование в теории и на практике.

Основная литература:

1. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2010. Гл. 19.

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 3.

Вопросы и задания:

1. В чем сущность циклического развития рыночной экономики? Как можно сгруппировать циклы по длительности? Объясните взаимосвязь экономических колебаний с научно-техническим прогрессом, какие теории цикла отражают данную взаимосвязь? Какого рода колебания объединены понятием «деловые циклы»?

2. Опишите различные фазы делового цикла. Охарактеризуйте четырехфазную модель экономического цикла и особенности двухфазной модели цикла. По каким признакам можно определить, на какой фазе находится экономика? На какой фазе экономического цикла могла бы находиться российская экономика в текущем году?

3. К какой группе – проциклических, контрциклических или ациклических относятся следующие переменные: инвестиции; выпуск; номинальная процентная ставка; количество денег в обращении; реальная зарплата; уровень инфляции; занятость; объем чистого экспорта? Поясните.

4. Объясните механизм циклического движения:

а) Почему зачастую кризис созревает в фазах оживления и подъема?

б) Какова роль фаз рецессии и депрессии в циклическом развитии?

в) Почему фаза подъема характеризуется преимущественно экстенсивным развитием?

г) Какова связь циклического движения рыночной экономики с ее ростом и развитием?

5. Одни деловые циклы происходят вследствие изменения совокупного спроса, другие возникают вследствие шоков предложения. Объясните разницу между ними с точки зрения их влияния на объем национального производства, уровень безработицы и общий уровень цен. Скажите, каким будет источник делового цикла (совокупный спрос или совокупное предложение) и покажите на графике AD – AS, если произошло:

а) резкое сокращение военных расходов государства;

б) разрушение дорог и электростанций на обширной части территории страны из-за стихийных бедствий;

г) сокращение чистого экспорта вследствие жесткой протекционистской политики других стран;

д) значительное повышение тарифов на железнодорожные перевозки.

6. Какой основной фактор, по мнению Кейнса, обусловливает циклические колебания? Каким образом изменения в этой переменной передаются всей экономике? К какому типу теорий – эндогенных или экзогенных – относилась теория цикла, предложенная Кейнсом? Каким образом введение последователями Кейнса принципа акселератора улучшило исходную кейнсианскую теорию цикла?

7. Опишите монетаристскую теорию делового цикла. Какие факты она объясняет лучше, чем кейнсианская теория? Каким образом теория политических деловых циклов объективно подкрепляет монетаристскую теорию?

8. Как объясняют возникновение циклических колебаний сторонники теории «реального» делового цикла? Каковы достоинства и недостатки этой теории?

9. Может ли действительно компетентное правительство предупредить экономические циклы? Почему прогнозирование деловых циклов часто называют не наукой, а искусством? Поясните высказывание: «Индекс опережающих индикаторов предсказал post factum все прошедшие рецессии. Однако он не особенно полезен в предсказании будущих рецессий».

10. В чем специфические особенности кризиса, прошедшего в переходный период экономики современной России? Можно ли считать этот кризис циклическим? Что вы понимаете под кризисом трансформации?

11. Каковы особенности последнего мирового кризиса, развернувшегося в 2008 году? Почему в России падение производства оказалось больше, чем в других развивающихся и развитых странах?

Тесты для самоконтроля:

1. Какой из компонентов совокупного спроса наиболее важен для понимания закономерностей цикла экономической активности:

а) валовые частные инвестиции;

б) расходы населения на услуги;

в) расходы на приобретение товаров длительного пользования;

г) чистые инвестиции;

д) государственные расходы.

2. Фазами делового цикла принято считать:

а) бум, подъем, оживление и рост экономики;

б) депрессия, спад, падение деловой активности;

в) оживление, подъем, депрессия, кризис;

г) подъем, пик, спад, дно;

д) оживление, бум, рецессия, стагфляция.

3. Антициклическое регулирование экономики направлено:

а) на сдерживание кризисного падения производства;

б) на ускорение экономического роста;

в) на стабилизацию экономического развития;

г) на борьбу с инфляцией;

д) все ответы неверны.

4. Циклический характер экономического развития характерен для:

а) рыночной экономики;

б) рыночной экономики индустриального этапа развития;

в) переходной экономики;

г) командно-административной экономики;

д) верны ответы а), б), в).

Тема 4. Безработица

План семинара:

1. Теории безработицы.

2. Безработица, ее основные формы и причины. Естественный уровень безработицы.

3. Последствия безработицы. Государственное регулирование рынка труда.

Основная литература:

1. Курс экономической теории: учебник. –Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2010. Гл. 19, § 3.

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 4.

Вопросы и задания:

1. Какое влияние на занятость оказывают усложнение форм и рост многообразия трудовой деятельности? Назовите основные сегменты в структуре рынка труда. Какие сегменты рабочей силы наиболее уязвимы при ухудшении деловой конъюнктуры?

2. Что в экономике понимают под безработицей? Может ли в экономике страны наблюдаться ситуация, когда численность занятых растет быстрее, чем уменьшается количество безработных? А может ли происходить одновременно рост занятости и безработицы? Объясните.

3. Почему в соответствии с классической экономической теорией в рыночном хозяйстве не существует проблемы безработицы; утверждается, что нормой рыночной экономики является полная занятость? Чем отличается кейнсианская теория занятости от классического подхода? Почему книга Дж.М. Кейнса «Общая теория занятости, процента и денег» произвела революцию в экономической теории? В чем проявляется ее революционность?

4. В экономической литературе выделяют три основные причины, объясняющие безработицу в современной рыночной экономике:

· избыточно высокая заработная плата;

· недостаточно эффективный совокупный спрос;

· недостаточная гибкость рынка труда в силу чрезвычайной сложности его институциональной организации.

а) Какие направления экономической мысли придерживаются в основном той или иной трактовки причин безработицы?

б) Какие три основные силы стоят за тенденцией хронического превышения зарплаты ее равновесного уровня?

в) Почему безработицу нельзя рассматривать только как макроэкономическое явление? Может ли в экономике наблюдаться существенная безработица, если число пустующих рабочих мест превышает число безработных? Почему объявления в газетах о найме на работу печатаются даже во время спадов? Можно ли согласиться с утверждением, что безработица является сугубо негативным явлением в экономике? Аргументируйте ответ.

г) Какие формы безработицы определяются в основном недостаточным спросом на труд, а какие – микроэкономическими факторами, лежащими на стороне предложения труда? Каким формам в большей степени присущ добровольный, а каким – вынужденный характер?

5. Социальные и моральные издержки безработицы общеизвестны. Почему бы пособию по безработице не быть в среднем равным последней перед увольнением зарплате, чтобы люди не так страдали, что стали безработными? Влияет ли на динамику безработицы: а) расширение государственных пособий по социальному обеспечению; б) увеличение пособия по безработице, менее жесткие условия его предоставления; в) страхование на случай потери работы; г) жесткая система налогообложения доходов граждан?

6. В чем смысл идеи «безработицы при полной занятости»?

а) Различается ли «естественный уровень безработицы» в разных странах? Можно ли сказать, что это неизбежный и даже желательный уровень безработицы для экономики страны?

б) Меняется ли «естественный уровень безработицы» во времени? Если да, то в какую сторону? На каком уровне, по вашему мнению – относительно высоком или относительно низком – складывается естественная безработица в России?

7. В общей системе государственного регулирования рынка труда можно выделить два основных типа воздействия: прямое и косвенное. Если прямое направлено в основном в сторону предложения труда, то косвенное – в сторону спроса на труд.

а) Какой тип государственного воздействия на рынок труда можно отнести к макроэкономическому, а какой – к микроэкономическому?

б) На какие формы безработицы влияют меры прямого воздействия? Косвенного? Приведите примеры.

8. а) Вычислите недостающие данные, используя следующую информацию:

Трудоспособное население - 87 млн. Рабочая сила --

Кадровые военнослужащие - 1 млн. Занятые -

Занятые в гражданских отраслях - 63 млн. Безработные --

Не входящие в состав рабочей силы - 17 млн. Уровень безработицы --

б) Через полгода из числа лиц, имевших работу, 0.3 млн. были отправлены на пенсию; 0.5 млн. чел. были уволены и стали искать новую работу. В то же время 0.2 млн. выпускников учебных заведений поступили на работу, но 0.1 млн. не смогли этого сделать. 0.8 млн. чел., искавших работу, наконец получили ее, а 1 млн. официально зарегистрированных безработных прекратили поиски работы. Определите, каковы теперь численность самодеятельного населения, занятых, безработных, уровень безработицы.

Тесты для самоконтроля:

1. Экономика описывается следующими данными:

естественный уровень безработицы равен 6%;

фактический уровень безработицы равен 8%;

потенциальный ВВП увеличивается на 3% в год.

Насколько быстро должен возрастать фактический объем производства для того, чтобы в следующем году была обеспечена полная занятость ресурсов? (Коэффициент чувствительности ВВП к динамике циклической безработицы равен 2).

а) 3%; б) 4%; в) 5%; г) 6%; д) 7%.

2. Что из нижеперечисленного верно:

а) Люди в возрасте от 16 лет и старше относятся либо к категории занятых, либо к числу безработных.

б) Безработица возможна при равновесии рынка труда.

в) Люди, которые желают найти работу, но отчаялись и прекратили ее поиски, тем не менее относятся к категории самодеятельного населения.

г) Если фактический объем производства равен потенциальному, то в экономике нет безработицы.

3. Что из нижеперечисленного неверно:

а) Естественный уровень безработицы относительно стабилен в краткосрочном периоде и изменяется в долгосрочной перспективе.

б) NAIRU включает в себя фрикционную, структурную и циклическую безработицу.

в) Реальный ВВП равен потенциальному, если уровень безработицы равен NAIRU.

г) Повышение минимума заработной платы является фактором увеличения естественного уровня безработицы в долгосрочном периоде.

Тема 5. Инфляция

План семинара:

1. Инфляция: понятие, причины, факторы, типология, измерение.

2. Микро- и макроэкономические последствия инфляции. Связь инфляции и безработицы.

3. Управление инфляцией, антиинфляционная стратегия и тактика.

Основная литература:

1. Курс экономической теории: учебник. Под ред. Чепурина М.Н, Киселевой Е.А. – Киров: «АСА», 2010. Гл. 23.

2. Макроэкономика. Теория и российская практика: учебник. – 2-изд., перераб. и доп. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. – М.: КНОРУС, 2006. Тема 5.

Вопросы и задания:

1. Согласны ли вы с утверждением, что в обществе без денег, где все сделки производились бы на основе бартера, или с использованием товарных денег, инфляция была бы логически невозможна?

2. Всякий ли рост цен означает, что мы имеем дело с инфляцией? Можно ли привести примеры неинфляционного роста цен?

3. Известно, что в 50 - 70-е годы в СССР цены не росли. Была ли инфляция?

4. Верно ли, по-вашему, утверждение, что современная экономика по своей природе инфляционна? Ответ обоснуйте.

5. Какие критерии положены в основу классификации видов инфляции? Чем различаются умеренная, галопирующая и гиперинфляция?

6. И при инфляции спроса, и при инфляции издержек наблюдается повышение общего уровня цен в стране. Существует ли какой-либо способ разграничения этих двух разновидностей инфляции? Изобразите графически с помощью модели «AD-AS».

7. Что чему предшествует при развертывании инфляционных процессов: 1) рост денежной массы предшествует росту цен или 2) рост цен – росту денежной массы?

8. Традиционное понимание инфляции – превышение денежной массы над товарной, переполнение сферы обращения излишними бумажно-кредитными деньгами сверх потребностей товарооборота. Как же можно объяснить феномен инфляции в России, когда экономика в течение 1992-1994 гг. задыхалась от нехватки наличности?

9. Некоторые экономисты (например, Ф. Хайек) подчеркивают, что самая главная причина инфляции – политическая. А известный российский экономист Е. Гайдар в своих выступлениях и публикациях неоднократно подчеркивал, что из гиперинфляции нет экономического выхода. Вы согласны с этими утверждениями?

10. Известный французский экономист Л. Столерю в своей книге «Равновесие и экономический рост» пишет: «Как часто говорят, инфляция – это прежде всего «вера в инфляцию». Вы согласны с такой трактовкой инфляции? Причем здесь вера и, вообще, психологические аспекты при объяснении экономических категорий? Действует ли эффект Пигу (см. тему «AD и AS») в условиях утраты доверия к правительству и проводимой им кредитно-денежной политики? Аргументируйте свой ответ.

11. Объясните, какой ущерб может нанести конкретному человеку неожиданный рост инфляции. Затем объясните, в чем будет заключаться общественный ущерб от действия как ожидаемой инфляции, так и от неожиданного ее роста.

12. Предположим, что россияне ожидали, что в 2010 г., согласно прогнозам правительства, инфляция составит не более 6%, однако цены выросли на 8,8 %. Каким образом инфляция скажется на положении следующих лиц и учреждений?

а) Федеральное правительство.

б) Семья, получившая ипотечную ссуду на приобретение жилья под фиксированный процент.

в) Молодой преподаватель, работающий по контракту второй год.

г) Благотворительный фонд, инвестировавший часть полученных пожертвований в долгосрочные казначейские облигации.

13. Как отражается инфляция на функциях денег и на важнейшей функции цены – быть объективным информационным сигналом?

14. Между какими макроэкономическими показателями отражает связь кривая Филлипса? Что является «зеркальным отражением» этой кривой? И в теории адаптивных, и в теории рациональных ожиданий графически кривая Филлипса сдвигается в «северо-восточном» направлении, демонстрируя устойчивость естественного уровня безработицы. В чем же тогда различие в интерпретации неэффективности макроэкономической политики стимулирования AD между этими двумя теоретическими концепциями?

15. Многие экономисты считают, что победить инфляцию в принципе невозможно вследствие наличия в современной рыночной экономике трех видов монополизма (монополия государства на эмиссию денег; монополизм фирм в области ценообразования; монополизм профсоюзов в области установления ставок зарплаты). Возможна ли тогда успешная борьба с инфляцией? Как вы понимаете фразу Л. Столерю: «Надеяться затормозить инфляцию, ограничиваясь блокированием цен, настолько же бесполезно, как и надеяться остановить повышение температуры у больного, блокировав термометр».

16. ЦБ принимает решение снизить инфляцию. Используйте кривую Филлипса, чтобы показать краткосрочные и долгосрочные результаты этой политики. Каким образом могут быть сокращены издержки (коэффициент потерь) антиинфляционной политики краткосрочного периода?

17. Население тратит на продукты питания 50% доходов; на непродовольственные товары – 30%; на оплату услуг – 20%. За год цены выросли: на продукты питания – на 12%; на непродовольственные товары – на 5%; на услуги – на 15%. По требованию профсоюзов зарплата выросла на 10%. Как рост цен и зарплаты повлияли на уровень жизни?

Тесты для самоконтроля:

1. Один из эффектов неожиданной инфляции состоит в том, что богатство перераспределяется:

а) от заемщиков к кредиторам;

б) от кредиторов к заемщикам;

в) от молодых людей к старым;

г) от государства к фирмам.

2. Экономика описывается следующими данными: естественный уровень безработицы равен 6%, ожидаемый уровень инфляции составляет 3%, относительное отклонение реального ВВП от потенциального меньше нуля. В этом случае фактический уровень инфляции составит:

а) более 3%; б) менее 3%; в) равен 3%; г) равен 6%.

3. Имеются следующие данные о динамике уровня цен ( %):

Месяцы ИПЦ

январь 400 В этом случае можно утверждать, что:

февраль 440 а) уровень инфляции в апреле превышает уровни инфляции

март 462 в феврале и в марте;

апрель 462

б) уровень инфляции в марте превышает уровень инфляции в феврале;

в) уровень инфляции в феврале превышает уровни инфляции в марте и в апреле;

г) в экономике отсутствует тенденция к снижению уровня инфляции.

Тема 6. Определение объема совокупного продукта в кейнсианской модели.

План семинара:

1. Совокупные планируемые расходы домашних хозяйств и фирм (АЕ).

2. Механизм достижения равновесного объема производства. Два подхода к анализу равновесия на товарном рынке.

3. Изменения в совокупных расходах и колебания равновесного объема производства. Эффект мультипликатора.

4. Общие расходы и потенциальный выпуск. Рецессионный и инфляционный разрывы.

5. Парадокс бережливости.

Основная литература:

1. Курс экономической теории. Под ред. Чепурина М.Н., Киселевой Е.А. - Киров: "АСА", 2010. Гл.18, §§ 3,4,5,6,7.

2. Самуэльсон П.А., Нордхауз В.Д. Экономика.: Пер. с англ.: М.: Бином-Кно-Рус, 2009. Гл. 23, гл. 24.

3. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. – М.: Дело, 2010. Гл. 25.

4. Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика. - М., ДИС, 1997. Гл. 5.

Вопросы и задания:

1. В чем суть кейнсианского принципа эффективного спроса? Почему государственная политика стимулирования совокупного спроса является неэффективной в рамках классической модели?

2. Критически оцените высказывание: «То, что домохозяйства могут сберегать больше, чем предприниматели намерены инвестировать, не играет роли, т.к. со временем обстоятельства заставят домохозяйства и предпринимателей сберегать и инвестировать в одинаковых размерах».

3. Какими факторами в модели Кейнса определяется уровень инвестиций? Уровень сбережений? Почему в кейнсианской модели в отличие от классической модели, процентная ставка не уравновешивает сбережения и инвестиции?

4. Когда доход семьи Ивановых равен нулю, то они потребляют товаров и услуг на 6000 руб. в месяц. Из каждых 1000 дополнительных рублей, которые они зарабатывают, 200 руб. они обычно сберегают.

а) Составьте уравнение функции потребления для семьи Ивановых и изобразите эту функцию на графике. Сделайте то же самое в отношении функции сбережения. Каков «пороговый доход» (когда весь доход потребляется) для Ивановых?

б) Если их доход составит 50 тыс. руб. в месяц, то какими будут их уровень потребления и уровень сбережения?

в) «Вдоль всего графика функции потребления изменение дохода больше изменения потребления». Чью точку зрения отражает данное утверждение? Что это означает относительно MPC и MPS? Согласны вы с этим?

5. Укажите два главных компонента инвестиционного спроса (автономный и индуцированный) и объясните, почему запланированные инвестиции фирмы могут отличаться от фактических инвестиций? Почему инвестиции в запасы подвержены колебаниям в большей степени, чем другие категории инвестиций?

6. Из предыдущих тем вы узнали, что расходы и доходы должны быть всегда равны (величина ВВП, определенная по доходам и расходам – одно и то же). В этой же теме говорится, что совокупные расходы (АЕ) и совокупный доход (У) могут не совпадать. Не противоречит ли одно утверждение другому?

7. Что такое мультипликатор автономных расходов? Если предельная склонность к потреблению равна 0, то какова величина мультипликатора? Какова величина MULT, если МРС = 0,5; 0,75; 0,9? Если МРС = 1? Что произойдет с мультипликатором, если МРС будет расти?

8. Предположим, что экономика первоначально находится в равновесии, и совокупный доход (продукт) составляет 600 млрд. долл. Для каждого случая вычислите мультипликатор и новый равновесный уровень совокупного дохода.

а) MPS = 0,25 и планируемые совокупные расходы возрастают на 20 млрд. долл.

б) MPC = 0,75 и планируемые сбережения увеличиваются на 30 млрд. долл.;

в) MPS = 0,2 и функция инвестиций сдвигается вверх на 5 млрд. долл.;

г) MPC =0,9 и функция потребления сдвигается вниз на 3 млрд. долл.

9. Вам известны данные об одной стране с закрытой частной экономикой: Y = C + I. Функция потребления: С = 200 + 0,8Y. Функция инвестиций: I = 100. Определите:

а) равновесный уровень совокупного дохода для этой страны;

б) равновесный уровень потребления и сбережений,

в) если автономные инвестиции возрастут до 110, то как изменится равновесный совокупный продукт?

г) если потенциальный ВВП для данной экономики равен 1700 ден.ед., то возникнет ли рецессионный или инфляционный разрыв? Какова будет его величина? Если правительство решило его полностью ликвидировать, то как оно должно изменить свои расходы?

д) если правительство изберет другой путь и решит изменить налоги на ту же величину, что и госрасходы, то достигнет ли оно своей цели? Если нет, то на какую величину нужно изменить экзогенные налоги?

10. Вы назначены экономическим советником в Кейнсиании. Президент хочет, чтобы Вы посоветовали, как сократить безработицу с 8% до 6% (уровень полной занятости). Установлено, что снижение безработицы на 1 процентный пункт требует увеличения ВВП на 2,5%. ВВП страны равен 4000 млн. долл. МРС = 0,5; МРМ = 0,1; а предельная налоговая ставка t =0,2. Какую политику расходов правительства Вы рекомендуете?

11. Если я решаю сберечь дополнительный рубль, мои сбережения возрастают на эту величину. Но если все решат сберечь по одному дополнительному рублю, то совокупный доход упадет, а сбережения не возрастут. Объясните, используя понятие «парадокс бережливости».

Тесты для самоконтроля:

1. Если и государственные закупки, и налоги увеличатся на 200 млрд. руб., то ВВП:

а) вырастет; б) сократится; в) не изменится; г) определенно сказать нельзя.

2. Если фактический равновесный ВВП составляет 4000 млрд., мультипликатор расходов равен 2, а ВВП при полной занятости должен составлять 3500 млрд., то в экономике существует:

а) инфляционный разрыв 500 млрд.;

б) инфляционный разрыв 250 млрд.;

в) рецессионный разрыв 500 млрд.;

г) рецессионный разрыв 250 млрд.

3. Какое из положений не соответствует кейнсианской модели:

а) совокупный спрос определяется объемом предложения;

б) цены и зарплата неэластичны;

в) уровни сбережений и инвестиций определяются разными мотивами;

г) неполная занятость существует из-за недостаточного совокупного спроса.

Наши рекомендации