Информационно-технологический потенциал

Общий мировой фон, на котором происходит научно-техно- логическое и инновационное развитие Беларуси, в последние годы определяется глобальными процессами информатизации, ускорения технологических сдвигов, усиления международной конкуренции в мировом информационном пространстве. Про­рывы в цифровых, электронных, сетевых технологиях способ­ствуют росту производительности интеллектуального труда, радикально меняют его роль в прогрессе человечества. Харак­терной чертой постиндустриального общества является измене­ние его структуры в направлении снижения удельного веса от­раслей материального производства и бурного развития инфор­матики и телекоммуникаций на основе компьютерных сетей.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) и их яркое воплощение — сеть Интернет оказывают мощное пре­образующее воздействие на все сферы жизни современного об­щества и наиболее масштабно — на экономическую. Новое ка­чество экономики информационной эры отражает «новая эко­номика» — комплекс наукоемких отраслей, занятых производ­ством и обслуживанием информационного оборудования, раз­работкой и распространением программных продуктов, разви­тием коммуникационных сетей и т.д. При этом имеются в виду формирование глобальной электронной среды экономической деятельности, создание новых сетевых форм организации биз­неса, глубокие изменения в системе торговли, связанные с раз­витием электронной коммерции, и др. Кардинальная черта сов­ременных технологических трансформаций состоит в том, что происходит сдвиг экономики, основанной на производстве то­варов материального характера, в сторону экономики, основан­ной на производстве и применении знаний. На долю новых зна­ний, воплощаемых в технологиях, оборудовании, образовании и подготовке кадров, организации производства, в высокораз­витых странах приходится до 85 % прироста ВВП.

Информационно-коммуникационные технологии оказыва­ют решающее влияние на все стороны жизни современного об­щества:

• функционирование органов государственной власти и уп­равления и их взаимодействие с бизнесом и населением («элек­тронное правительство»);

• развитие производительных сил («электронная экономи­ка, или экономика, основанная на знаниях»);

• повседневную жизнь граждан — удовлетворяются многие из основных потребностей (в электронном обучении, информа­ции, общении).

Степень влияния, меру продвижения к информационному обществу отражает уровень развития («зрелости») информаци­онно-технологического комплекса страны, включающего вза­имосвязанный набор производств и видов деятельности — от промышленности интегральных схем, электронно-вычисли­тельного машиностроения, производства офисного оборудова­ния и техники связи до рынка компьютерных услуг и услуг средств связи, обеспечения потребителей (физических и юриди­ческих лиц, государственных и общественных структур) ин­формационными продуктами и услугами.

Обеспеченность информационно-технологического комплек­са всеми видами ресурсов, создание условий для его функцио­нирования и развития отражает понятие информационно-тех­нологического потенциала. Его компоненты и параметры в ди­намике определяют стадии становления новой экономики и ин­формационного общества в стране.

Основными составляющими информационно-технологиче- ского потенциала являются:

• информационные ресурсы, методы обеспечения их накоп­ления, сохранности и эффективного использования;

• компьютерные информационные и телекоммуникацион­ные технологии;

• интегрированные информационные системы и механизмы предоставления услуг на их основе;

• информационно-телекоммуникационная инфраструктура (технологическая сетевая среда передачи, обработки и хране­ния данных);

• информационная индустрия, в том числе индустрия средств информатизации, телекоммуникации и связи;

• вычислительный комплекс как технический базис инфор­мационной индустрии, включая программное (системное, ин­струментальное, прикладное) и техническое обеспечение (архи­тектура вычислительных систем, их элементная база);

• система подготовки кадров в области информационных технологий;

• система государственного управления информатизацией и регулирования рынка информационных технологий, продук­тов и услуг.

Важнейшими факторами интеграции главных компонен­тов информационного потенциала являются: создание условий информационной безопасности и защиты данных; строгое соб­людение международных стандартов по разработке и внедре­нию компонентов; единство организационных, технических и технологических принципов их построения.

Республика Беларусь активно участвует в развитии отрас­лей ИКТ с момента их зарождения в мире в 1950—1960-х гг. За последние 50 лет в стране с разными степенью интенсивнос­ти и масштабом успешно разрабатывались все основные компо­ненты информационной индустрии, в том числе техническое и программное обеспечение, информационной инфраструктуры и информационных систем (РАСУ, АСПР, АСОИДО и др.), ко­торые однако не получили широкого распространения из-за рас­пада СССР, изменения базисных политических и экономических условий в Беларуси и других странах СНГ. Глубокий систем­ный кризис в первой половине 1990-х гг. негативно сказался на состоянии информационно-технологического комплекса: из-за недостаточного финансирования были свернуты многие отрас­ли информационной индустрии. И хотя в настоящее время ус­пешно работают приборостроительная, радиотехническая, элек­тронная и другие отрасли промышленности (см. 5.2.5), дли­тельный кризис привел к тому, что основная часть потребностей страны в техническом и программном обеспечении покрывает­ся за счет импорта (компании Microsoft, Apple, IBM, Oracle и др.). Подробную количественную оценку структуры и дина­мики компьютерного парка, темпов его обновления, характери­стику общего состояния программного обеспечения в отраслях и комплексах национальной экономики сегодня дать сложно из-за отсутствия адекватных статистических данных в этой области.

Историческая специфика становления экономики суверен­ной Беларуси наложила свой отпечаток и на развитие информа­ционной сферы. Ресурсные, финансовые и иные внутренние и внешние ограничения обусловили выбор модели построения информационного пространства в стране с акцентом на процес­сы информатизации и проведение соответствующей государ­ственной политики. Под информатизацией понимается «орга­низационный социально-экономический и научно-технический процесс обеспечения потребностей органов государственной власти, юридических и физических лиц в получении сведений о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах на базе информационных систем и сетей, осуществляющих формирование и обработку информационных ресурсов и выда­чу пользователю документированной информации» (Закон Рес­публики Беларусь «Об информатизации», 1995 г.). Данное оп­ределение заложено в основу проведения работ в области ин­форматизации.

Государственная политика в новых условиях стала склады­ваться с принятием Правительством и реализацией Программы информатизации Республики Беларусь на 1991—1995 годы и на период до 2000 года. Главное внимание на начальном этапе построения информационного пространства (1991 —1995 гг.) уделялось проблемам создания общегосударственной информа­ционной системы и информационных систем органов государ­ственного управления, а также формированию государствен­ных информационных ресурсов, включая нормативно-методи­ческое обеспечение процессов построения этих систем. В ходе выполнения заданий Программы были разработаны также ин­формационные системы в области статистики, науки, образова­ния, медицины, социального обеспечения, управления произ­водством, государственного управления и т.д. Интенсивно раз­вивались средства телекоммуникаций, направленные на созда­ние национальной информационной сети и обеспечение доступа в Интернет. Однако из-за ограниченных финансовых ресурсов выполнить Программу в полном объеме не удалось, были реа­лизованы только отдельные проекты. В результате возникли трудности в организации информационного взаимодействия разработанных информационных систем, которые оказались практически изолированными друг от друга. Основная цель Программы — повысить оперативность и качество принятия управленческих решений, экономическую эффективность субъ­ектов хозяйствования и уровень предоставляемых информаци­онных услуг — не была достигнута.

На следующем этапе (1996—2001 гг.) была прежде всего укреплена нормативно-правовая база, разработаны новые кон­цептуальные и программные документы, в том числе законы «Об информатизации», «О государственных секретах», «Об ос­новах государственной научно-технической политики», «О стан­дартизации», «О сертификации». Положения данных законода­тельных актов определяли, что государство через свои органы формирует информационные ресурсы, оказывает содействие развитию информатизации, стимулирует создание современных информационных технологий, систем и сетей, обеспечивает функционирование системы коммуникаций, определяет полно­мочия органов по вопросам информатизации, регулирует отно­шения в сфере информатизации через инвестиционную, нало­говую и бюджетную политику. Это был период реализации Программы информатизации Республики Беларусь на 1996— 2000 годы, ГНТП «Информатика», программы «Развитие единой научно-информационной компьютерной сети» и ряда других.

С 2001 г. началось выполнение ГНТП «Передовые информа­ционные и телекоммуникационные технологии» и «Защита ин­формации», государственной программы «Информатизация об­разования», темпы осуществления которой из-за недостатка финансирования были крайне низки. Ведущим направлением работ по формированию нормативной базы информатизации в республике в этот период стало создание нормативного обес­печения по взаимодействию открытых систем, защите инфор­мации, разработке программных средств тестирования и серти­фикации средств информатизации, обеспечению надежности и живучести систем и сетей на всех стадиях жизненного цикла (CALS-технологии) и др. Основная цель государственной поли­тики в области информатизации при этом заключалась в созда­нии и эффективном применении такой нормативно-правовой базы, которая, с одной стороны, способствовала бы стабильно­сти белорусского информационного рынка и его ориентации на удовлетворение информационных потребностей общества, с другой — обеспечивала бы преференции на рынке отечествен­ным производителям информационных технологий, средств, продуктов и услуг.

Однако на внутреннем рынке и на этом этапе информатиза­ции доминировали продукты, производимые крупными запад­ными фирмами, в первую очередь базовые информационные и телекоммуникационные технологии. Обладая существенным научно-техническим потенциалом в данной области, республи­ка тем не менее не смогла сократить отставание от промышлен- но развитых стран в их разработке и использовании.

Новый этап информационно-технологического развития на­чался с принятием Декрета Президента Республики Беларусь «О совершенствовании государственного управления в сфере науки» от 5 марта 2002 г. № 7, согласно которому на Нацио­нальную академию наук были возложены функции республи­канского органа государственного управления в сфере инфор­матизации. Для реализации государственной политики и уп­равления информационным ресурсом страны в соответствии с Декретом был создан Национальный центр информационных ресурсов и технологий.

В 2002—2004 гг. получил дальнейшее развитие и был обнов­лен перспективными проектами комплекс программных доку­ментов, реализующих стратегические положения Концепции государственной политики в области информатизации (одоб­ренной Указом Президента Республики Беларусь от 6 апреля 1999 г. № 195). Комплекс включал 14 государственных прог­рамм. Реализация программных заданий в значительной мере ускорила осуществление стратегической цели — создание еди­ного информационного пространства Беларуси как базы для ре­шения задач социально-экономического, политического и куль­турного развития страны, обеспечения ее безопасности и вхож­дения в мировое информационное сообщество. Были продолже­ны работы по совершенствованию нормативно-правовой базы информатизации, формированию национальных информаци­онных ресурсов и обеспечению доступа к ним, созданию усло­вий для устойчивого развития информационной инфраструкту­ры и телекоммуникационных систем.

В этот период активно разрабатываются сетевые информа­ционно-аналитические системы (ПАС) и базы данных проблем­но-ориентированных функциональных комплексов. В их числе ИАС экономического управления, макроэкономического ана­лиза и прогнозирования, инновационного предприниматель­ства, топливно-энергетического комплекса, по товарам и це­нам, по инвестициям.

Развитие сети Интернет все в большей мере способствует преобразованию традиционных видов экономической деятель­ности и созданию новых, в том числе электронной коммерции (E-commerce), мобильной коммерции (M-commerce), телевизи­онной коммерции (T-comnierce), электронной рекламы, элек­тронных платежей, электронного маркетинга, электронного управления и электронного правительства.

В стране реализован и ряд других государственных прог­рамм по информатизации, например, программа «Информати­зация системы образования Республики Беларусь до 2006 го­да», Программа развития государственной системы НТИ на ос­нове информационно-коммуникативных технологий. Успешно выполняются программы Союзного государства Беларуси и Рос­сии по интеллектуальным информационным технологиям и сис­темам. Конкретные результаты достигнуты в создании супер­компьютеров с параллельной архитектурой (СКИФ, ТРИАДА, СКИФ-ГРИД), а также в разработке и использовании средств и технологий получения и обработки космической информации (Космос-СГ). Реализация программ позволила сформировать ба­зовые условия инновационного пути развития республики в та­ких направлениях, как нано- и биотехнологии и материалы, космические исследования, машиностроение, прогнозирование и моделирование социально-экономических явлений, обеспече­ние безопасности.

В 2005 г. с принятием Декрета Президента Республики Бе­ларусь от 22 сентября 2005 г. № 12 создан Парк высоких тех­нологий в целях обеспечения благоприятных условий для по­вышения конкурентоспособности отраслей национальной эко­номики, основанных на новых и высоких технологиях, даль­нейшего совершенствования организационно-экономических и социальных условий для осуществления разработок современ­ных технологий и увеличения их экспорта, привлечения в эту сферу отечественных и иностранных инвестиций. Экспорт ус­луг компаний — резидентов ПВТ по разработке программного обеспечения в 2010 г. составил 161 млн дол. США и по сравне­нию с 2009 г. увеличился на 46 %. На долю экспорта в общем объеме производства ПВТ приходится 82 %. Заказчиками яв­ляются компании из 52 государств, в числе которых страны

Северной Америки — 50 % экспорта, Западной Европы — 32, СНГ — 14 %.

Темпы информатизации возрастают с каждым годом. Сог­ласно прогнозу на 2015 г., мировой рынок наукоемкой продук­ции составит около 6 трлн дол. США, из которых 2 трлн дол. придется на информационные технологии. Следует отметить, что даже наиболее консервативные прогнозные оценки вклада информационных технологий (производство информационной техники и услуг, выпуск продукции на основе их использова­ния) в ВВП на перспективу первой четверти XXI в. превышают 40 %. Уже сегодня труд 64 % занятых в хозяйстве развитых стран хотя бы частично носит информационный характер.

В настоящее время в подавляющем большинстве развитых государств реализуются собственные стратегии перехода к ин­формационному обществу. Несмотря на национальные разли­чия основой всех стратегий являются:

• формирование общедоступной информационно-коммуни- кационной инфраструктуры и организация доступа в сеть Ин­тернет;

• развитие человеческого потенциала, что определяет эф­фективное использование информационных технологий и ин­новационное развитие;

• совершенствование нормативно-правовой базы, стимули­рующей инвестиции и конкуренцию.

В русле мировых и региональных тенденций реализована Государственная программа информатизации Республики Бе­ларусь на 2003—2005 годы и на период до 2010 года «Электрон­ная Беларусь». Основная цель Программы — создание в стране единого информационного пространства как одного из этапов перехода к информационному обществу, предусматривающего повышение эффективности функционирования экономики, го­сударственного и местного управления, обеспечение прав на свободный поиск, передачу и распространение информации о состоянии экономического и социального развития общества. Реализация Программы обеспечила необходимые условия для приведения отечественных стандартов в сфере информатиза­ции в соответствие с мировой системой стандартов и ускорения формирования информационного общества.

Международным союзом электросвязи (International Telecom­munication Union), специализированным подразделением ООН, определяющим стандарты в области информационно-коммуни- кационных технологий, исследовано состояние ИКТ в 152 го­сударствах мира в период с 2008 по 2010 г. Результатом стал доклад «Измерения информационного общества 2011», содер­жащий рейтинг развития стран в этой сфере: 1-е место занимает Республика Корея (индекс 8,4), 2-е — Швеция (8,23), 10-е — Великобритания (7,6), 35-е — Литва (6,04), 37-е — Чешская Республика (5,97), 47-е — Россия (5,38), 52-е — Беларусь (5,01), 62-е — Украина (4,34); последнее (152-е) место принад­лежит Чаду (индекс 0,83).

Более отдаленные перспективы информационно-технологи- ческого развития Беларуси определены в Национальной страте­гии устойчивого социально-экономического развития на пери­од до 2020 года, обосновавшей долгосрочные цели государства в области ИКТ как средства повышения эффективности эконо­мики, производства и экспорта продукции с высокой степенью обработки, образования населения и государственного управле­ния. В рамках реализации Стратегии утверждена Националь­ная программа ускоренного развития услуг в сфере информаци­онно-коммуникационных технологий на 2011—2015 годы. Ее цель — создание условий для развития информационного об­щества на инновационной основе, интенсификации и повыше­ния качества информационных отношений населения, бизнеса и государства, в том числе построения государственной систе­мы оказания электронных услуг в целях эффективного приме­нения современных ИКТ.

Кроме того, в стране разработана и реализуется Стратегия развития информационного общества в Республике Беларусь на период до 2015 года. Она призвана решить такие задачи, как формирование государственной информационной полити­ки, содействующей информатизации общества на инновацион­ной основе; создание информационно-коммуникационной ин­фраструктуры, обеспечивающей опережающее удовлетворение растущих информационных потребностей граждан, бизнеса и государства; поддержка национальной информационной инду­стрии, привлечение в нее инвестиций и информационных ре­сурсов; совершенствование системы образования, обеспечива­ющей формирование качественного человеческого капитала; формирование системы информационной безопасности в целях защиты национальных интересов Беларуси в мировом инфор­мационном пространстве, правового и безопасного использова­ния ИКТ во всех сферах жизнедеятельности общества. Основ­ным показателем успешной реализации Стратегии должно стать существенное повышение к 2015 г. позиций нашей стра­ны в рейтинге европейских государств по системам оценок Международного союза электросвязи и ООН (вхождение в трид­цатку ведущих стран мира). С этой целью утверждена Государ­ственная программа инновационного развития Республики Бе­ларусь на 2011—2015 годы.

Стратегическим направлением программы «Информацион- но-коммуникационные и авиакосмические технологии» явля­ется развитие ИКТ как основы формирования высокотехноло­гичного сектора национальной экономики и создания произ­водств V и VI технологических укладов. В этих рамках преду­сматриваются: стимулирование внутреннего спроса на услуги отечественных разработчиков программного обеспечения в це­лях формирования комплексной информатизации отраслей на­циональной экономики; создание инфраструктуры ПВТ; раз­работка технологий, устройств и систем микро- и наноэлектро- ники; предоставление услуг центров обработки данных и т.д. Главная задача — превышение темпами роста сектора ИКТ средних показателей по экономике в 2—3 раза и превращение Республики Беларусь в крупного экспортера информационных технологий и программного продукта.

Стратегическая важность развития сектора ИКТ в конечном счете определяется тем, что успех в этой сфере способен обеспе­чить стране высокий рейтинг в мировом сообществе.

Наши рекомендации