Тема 24. Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства

Цели:

- рассмотреть сущность протекционизма;

- познакомиться с основными моментами фритредерства;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Сущность и структура всемирного хозяйства, его единство и противоречия.

2. Общемировой характер современных производительных сил и экономического прогресса.

3. Мировой рынок и эффективность разделения труда

  1. Экономические аспекты глобальных проблем современности

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) Формой международной экономической интеграции не является:

A) таможенный союз;

B) зона свободной торговли;

C) общий рынок;

D) двустороннее торговое .

2) Специализация отдельных стран на определенных видах производственной деятельности – это:

A) международное разделение труда;

B) международное кооперирование;

C) международная концентрация производства;

D) международная интеграция.

3) Основная часть экономически активного населения развитых стран занята:

A) в сельском хозяйстве;

B) в строительстве;

C) в сфере услуг;

D) в промышленности.

4) Международная миграция капиталов:

A) кредитование международной торговли;

B) оплата за импортные товары и услуги в валюте;

C) получение прибыли зарубежными фирмами;

D) встречные инвестиции между странами.

5) Национальный протекционизм в первую очередь реализуется путем:

A) количественных ограничений экспорта;

B) установления высоких таможенных пошлин;

C) установления низких таможенных пошлин;

D) количественных ограничений импорта.

6) Основные сдвиги в структуре экономики развитых стран во второй половине XX в.

A) увеличение доли сельского хозяйства в структуре ВВП;

B) рост сферы услуг;

C) увеличение доли промышленного производства в структуре ВВП;

D) существенных сдвигов не происходило.

7) Сторонники протекционизма утверждают, что он необходим для…

A) укрепления демократических институтов;

B) открытости национальной экономики;

C) увеличения внутренней занятости;

D) заключения новых торговых сделок.

8) Особенность, делающая компанию транснациональной –

A) производство товаров в зарубежных странах;

B) предоставление коммерческих кредитов другим странам;

C) продажа товаров в зарубежных странах;

D) привлечение на работу специалистов из разных стран.

9) Основной компонент в российском экспорте в страны Западной Европы:

A) сельскохозяйственная продукция;

B) промышленная продукция;

C) топливно-сырьевые ресурсы;

D) машины и оборудование.

10) Основным побудительным мотивом участия страны в МРТ является:

A) получение доступа к новым технологиям и знаниям;

B) передел сфер влияния между странами;

C) получение экономических выгод;

D) доступ к источникам сырья и энергии.

Тема 25. Теория международной торговли

Цели:

- рассмотреть процесс распределения доходов;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Необходимость внешней торговли. Теория сравнительного преимущества Д. Рикардо.

2. Теория внешней торговли Хекшера –Олина, возможности ее применения.

  1. Спрос и предложение на мировом рынке, равновесный уровень цен. Выигрыш от внешней торговли

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) Базовым показателем внешней торговли является …

A) внешнеторговый оборот;

B) реальный валютный курс;

С) состояние платежного баланса;

D) объем вывезенного капитала.

2) В соответствии с теорией внешней торговли Хекшера – Олина страны экспортируют те товары, в производстве которых …

A) требуется интенсивно использовать относительно избыточные факторы производства;

B) требуется интенсивно использовать относительно дефицитные факторы производства;

C) имеется абсолютное преимущество;

D) имеется сравнительное преимущество.

3) Страна А может производить 1 т пшеницы или 4 т угля, используя одну единицу ресурсов. Страна В может производить 2 т пшеницы или 5 т угля, также используя одну единицу ресурсов. В этом случае:

A) страна А будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

B) страна В будет экспортировать пшеницу и импортировать уголь;

C) страна А не будет экспортировать и импортировать пшеницу;

D) страна В не будет экспортировать и импортировать уголь.

4) Принцип сравнительного преимущества был впервые сформулирован:

A) Адамом Смитом;

B) Давидом Рикардо;

C) Альфредом Маршаллом;

D) Василием Леонтьевым.

5) Если страна имеет абсолютное преимущество в производстве некоторого товара, она:

A) производит его с меньшими издержками, чем другие страны;

B) имеет сравнительное преимущество в его производстве;

C) производит его в больших количествах.

6) Если страна имеет сравнительное преимущество в производстве некоторого товара, она:

A) производит его в больших количествах, чем другие страны;

B) производит его с меньшими издержками;

C) производство данного товара ей обходится дешевле, чем производство других товаров.

7) Форма связи между товаропроизводителями разных стран, возникающая на сонове МРТ и выражающая их взимную экономическую зависимость – это:

A) меркантилизм;

B) свободная тоговля;

C) международная торговля;

D) естественная свобода;

E) нет верного ответа.

8) Чтобы определить возможность взаимовыгодной торговли между странами А и В, производящими товары X и У, в соответствии с теорией сравнительных преимуществ, необходимо оценить:

A) соотношение издержек производства товара X в странах А и В и соотношение издержек производства товара У в этих странах;

B) соотношение издержек производства товаров X и У в стране А и соотношение издержек производства товаров X и У в стране В до установления торговых отношений между странами;

C) абсолютные величины издержек производства товаров X и У в двух странах;

D) нет верного ответа.

9) Какое из перечисленных утверждений, характеризующих теорему Хекшера—Олина, неверно?

A) страна считается обеспеченной фактором производ­ства в избытке, если соотношение между его количе­ством и остальными факторами в данной стране выше, чем в остальном мире;

B) страны импортируют продукты, в производстве которых интенсивно используются избыточные для них факторы;

C) межстрановые различия в сравнительных издержках объясняются неодинаковой обеспеченностью стран факторами производства и различным соотношением факторов, используемых в производстве разных товаров;

D) страны импортируют товары, в производстве которых интенсивно используются дефицитные для них факторы.

10) Страна А, используя все имеющиеся ресурсы, может произвести 200 товаров X или 350 товаров У. Страна В может произвести 450 товаров X или 600 товаров У. В этом случае:

A) взаимовыгодная торговля между странами невозмож­на;

B) страна А будет специализироваться на производстве товара X и экспортировать его в страну В;

C) страна А после установления торговых отношений будет импортировать товар X;

D) Тема 24. Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства - student2.ru Тема 24. Сущность, основные черты и структура мирового хозяйства - student2.ru страна В после установления торговых отношений будет экспортировать товар У.

Тема 26. Торговая политика

Цели:

- изучить уровень защитного тарифа;

- рассмотреть виды эффектов тарифа;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Торговая политика. Тариф на импорт и механизм его действия. Последствия введения тарифов.

2. Экспортные субсидии, демпинг и антидемпинговые меры в торговой политике.

  1. Нетарифные ограничения в международной торговле

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) Сторонники протекционизма утверждают, что пошлины, квоты и другие торговые барьеры необходимы для:

A) защиты нарождающихся отраслей от иностранной конкуренции;

B) повышения уровня занятости в стране;

C) предотвращения демпинга;

D) обеспечения национальной безопасности страны;

E) всего, что перечислено выше.

2) Какая из следующих форм государственного регулирования внешнеэкономических связей не является существенным препятствием для свободы торговли:

A) импортная пошлина;

B) «добровольное» ограничение экспорта;

C) импортная квота;

D) лицензии на экспорт и импорт;

E) ни одна из вышеперечисленных.

E)

3) В виде фиксированной суммы с единицы измерения продукта устанавливается _____ пошлина.

A) специфическая;

B) адвалорная;

C) комбинированная;

D) компенсационная.

4) В зависимости от степени обработки товара наиболее низкая ввозная пошлина будет применятся к …

A) стриженной шерсти для производства пряжи;

B) моткам шерстяных ниток для ручного вязания;

C) упаковкам шерсти ниток для производства;

D) трикотажным изделием из шерсти.

5) Известно, что размер ввозной таможенной пошлины на сыры и творог составляет 15% от таможенной стоимости, но не менее 0,3 евро за 1кг. Это пример описания ______ пошлины.

A) комбинированной;

B) специфической;

C) адвалорной;

D) сезонной.

6) Примером тарифного регулирования является …

A) повышение пошлин за вывоз леса;

B) введение количественных ограничений по вывозу леса;

C) субсидирование предприятий, занятых деревообработкой;

D) государственные закупки леса по установленным расценкам.

7) К тарифным барьерам внешней торговли не относят …

A) пограничный налог;

B) импортную пошлину;

C) экспортную пошлину;

D) транзитную пошлину.

8) К нетарифным барьерам внешней торговли не относят …

A) импортные и экспортные пошлины;

B) лицензирование;

C) квотирование;

D) портовые, статистические, фитосанитарные сборы.

9) К нетарифному методу регулирования внешней торговли не относят …

A) импортные пошлины;

B) лицензирование;

C) квотирование;

D) демпинг.

10) К характеристикам адвалорной пошлины не относят …

A) применение для однородных групп товаров;

B) аналогичность ее пропорциональному налогу;

C) применение к товарам, имеющим разные качественные характеристики в рамках одной товарной группы;

D) необходимость таможенной оценки стоимости товара для целей обложения пошлиной.

Тема 27. Платежный баланс

Цели:

- рассмотреть дефицит баланса;

- изучить кризис платежного баланса;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Макроэкономическое значение, основные статьи и структура платежного баланса. Торговый баланс, баланс текущих операций и баланс движения капитала

  1. Взаимосвязь счетов платежного баланса. Колебания валютного курса как инструмент автоматического урегулирования платежного баланса

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) Если в стране сохраняется устойчивый дефицит по сче­ту текущих операций, то правительство должно:

A) продолжать финансирование этого дефицита, занимая средства у других государств и МВФ;

B) ввести налог на импорт, субсидировать экспорт и де­вальвировать национальную валюту;

C) увеличить импорт и сократить экспорт таким образом, чтобы увеличить приток денег в экономику;

D) повысить обменный курс национальной валюты для того, чтобы увеличить экспорт.

2) Допустим, что страна импортирует товаров и услуг больше, чем экспортирует. Тогда:

A) это не окажет воздействия на номинальный ВВП;

B) чистые зарубежные активы этой страны увеличатся;

C) баланс по текущим операциям будет сводиться с по­ложительным сальдо;

D) реальный ВВП сократится.

3) Если правительству необходима иностранная валюта для оплаты импорта, но нет возможности продавать активы или занимать средства за рубежом, то наиболее целесообразно:

A) занимать валюту в Центральном банке;

B) производить и продавать больше товаров другим странам;

C) повысить налоги и покупать иностранную валюту на валютных рынках;

D) сократить государственные закупки отечественной продукции и полученные от этого средства использо­вать для оплаты импорта;

E) не предпринимать ничего из вышеперечисленного, так как без продажи активов или зарубежных займов задача неразрешима.

4) Какое из следующих утверждений является неверным?

A) если импорт страны снижается по сравнению с ее экс­портом, то сальдо текущего счета платежного баланса окажется отрицательным;

B) экспорт товаров и услуг из одной страны служит им­ портом для другой;

C) если местные резиденты продают товары иностран­цам, то экспорт из страны увеличивается;

D) если американцы покупают акции немецкой промыш­ленной фирмы, то зарубежные активы США увели­чиваются;

E) одно из вышеперечисленных утверждений неверно.

5) Если страна А продает стране В новую буровую вышку, то эта операция будет отражена в платежном балансе страны А как:

A) увеличение актива текущего счета;

B) сокращение актива текущего счета;

C) сокращение актива счета капитала и финансовых ин­струментов;

D) увеличение актива по финансовому счету;

E) операция с официальными валютными резервами.

6) Если житель страны А покупает облигацию государ­ственного казначейства страны В за 100 тыс. долл., то эта опе­рация отражается в платежном балансе страны В как:

A) уменьшение актива по финансовому счету;

B) увеличение актива по финансовому счету;

C) уменьшение актива по текущему счету;

D) увеличение актива по текущему счету;

E) операция с официальными валютными резервами.

7) Если чистый экспорт положителен, то какое из нижеперечисленных утверждений окажется неверным?

A) объем внутреннего выпуска превышает объем внут­ренних расходов;

B) внутренние сбережения превышают внутренние инвестиции;

C) имеется дефицит текущего счета платежного баланса;

D) возможен дефицит платежного баланса по счету капитала и финансовых инструментов;

E) одно из вышеперечисленных утверждений неверно.

8) Что из нижеперечисленного является неверным?

A) положительное сальдо по финансовому счету возникает в том случае, когда внутренние инвестиции пре­вышают внутренние сбережения;

B) сумма сальдо текущего и финансовых счетов платеж­ного баланса равна величине чистого экспорта;

C) сальдо текущего счета платежного баланса равно ве­личине чистого экспорта;

D) из основного макроэкономического тождества следу­ет, что если экономика находится в состоянии равновесия, то сальдо текущего счета и финансового счета, при прочих равных условиях, равны по величине.

9) Если объем выпуска составляет 1000, а внутренние рас­ходы на покупку всех отечественных и импортных товаров и услуг составляют 900, тогда величина чистого экспорта бу­дет равна:

A) -100;

B) 1900;

C) 100;

D) 0;

E) для расчета недостаточно информации.

10) Чистый экспорт:

A) положительно зависит от ставки процента и ВВП;

B) отрицательно зависит от ВВП, но положительно от ставки про­цента;

C) отрицательно зависит как от ставки процента, так и от ВВП;

D) положительно зависит от ВВП, но совершенно не зависит от ставки процента.

Тема 28. Валютный курс

Цели:

- рассмотреть сравнительную эффективность режимов валютного курса;

- развивать навык самостоятельной работы студента с книгой и другими источниками информации.

Вопросы, выносимые на СРС:

1. Валютный рынок. Системы гибких и фиксированных валютных курсов.

  1. Соотношение номинального и реального валютного курса в краткосрочной и долгосрочной перспективе

Методические указания:

Изучить вышеуказанные вопросы и ответить на вопросы теста (из предложенных вариантов ответов выбрать один правильный).

Тест

1) «Цена» денежной единицы данной страны, выраженная в иностранной валюте или международных валютных единицах – это …:

A) валютный курс;

B) конвертируемость валюты;

C) валютный паритет.

2) Соотношение между национальными валютами по их покупательной способности – это …

A) паритет покупательной способности;

B) валовой национальный доход;

C) валовой внутренний продукт.

3) Что из перечисленного способствует повышению обменного кур­са национальной валюты (при прочих равных условиях):

A) снижение процентных ставок в данной стране;

B) повышение процентных ставок за рубежом;

C) повышение в данной стране уровня цен;

D) повышение в данной стране уровня производительности труда.

4) Валютный курс является обменным, если он показывает:

A) сколько единиц отечественной валюты можно получить в об­мен на иностранную;

B) сколько единиц иностранной валюты можно получить в обмен на отечественную;

C) относительную цену товаров, произведенных в стране.

5) Если темпы роста денежной массы в Японии ниже, чем тем­пы роста денежного предложения в США, то это приведет к:

A) росту уровня инфляции в Японии;

B) снижению обменного курса цены относительно дол­лара;

C) снижению обменного курса доллара относительно цены;

D) снижению уровня инфляции в США;

E) снижению чистого экспорта из США.

6) Если государственные расходы в малой открытой эко­номике увеличиваются, то:

A) объем национальных сбережений снижается и рав­новесный реальный валютный курс падает;

B) объем национальных сбережений снижается и рав­новесный реальный валютный курс увеличивается;

C) объем национальных сбережений увеличивается и равновесный реальный валютный курс возрастет;

D) объем национальных сбережений увеличивается и равновесный реальный валютный курс снижается;

E) изменения величины национальных сбережений и равновесного реального валютного курса не связаны друг с другом.

7) Удешевление доллара означает, что:

A) импортируемые в США товары дешевеют для аме­риканских потребителей;

B) на зарубежных товарных рынках доллар обладает большей покупательной способностью;

C) экспорт из США становится менее дорогим для ино­странцев;

D) экспорт из США становится более дорогим для ино­странцев;

E) возникает иная ситуация, не описанная выше.

8) Если валютные курсы абсолютно гибкие, то увеличе­ние совокупного выпуска в США:

A) приводит к увеличению спроса на доллар, поэтому он дешевеет относительно других валют;

B) вызывает увеличение импорта и способствует воз­никновению дефицита текущего счета платежного баланса США;

C) приводит к сокращению расходов на отечественные и импортные товары, поэтому платежный баланс США улучшается;

D) не изменяет стоимости доллара за рубежом, так как эк­спорт при этом увеличивается, а импорт сокращается.

9) Как может повлиять на объем экспорта и импорта стра­ны заметное снижение цены ее национальной валюты на международных валютных рынках?

A) экспорт и импорт снизятся;

B) экспорт и импорт возрастут;

C) экспорт возрастет, а импорт снизится;

D) экспорт снизится, а импорт возрастет;

E) существенно не изменится ни экспорт, ни импорт.

10) Предположим, что цена немецкой марки сократилась с 0,5 долл. за одну марку до 0,4 долл. за одну марку. В этом слу чае цена магнитофона в долларах, продаваемого в Германии за 150 марок:

A) снизится на 10 долл.;

B) снизится на 7,5 долл.;

C) снизится на 15 долл.;

D) возрастет на 15 долл.;

E) возрастет на 10 долл.

Литература для изучения тем с 15 по 28:

1. Анисимов А. А. Макроэкономика [Электронный ресурс] : электронный учебник/ А. А. Анисимов, Н. В. Артемьев, О.Б. Тихонова .- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.

2. Басовский Л.Е. Макроэкономика [Текст] : учебник/ Л.Е. Басовский, Е.Н. Басовская .- М. : ИНФРА-М, 2012.- 202 c.- (Высшее образование).

3. Бродский Б.Е. Макроэкономика: продвинутый уровень: курс лекций [Текст] /Б.Е. Бродский, М.:ИНФРА-М, Магистр, 2012.- 336с.

4. Золотарчук В.В. Макроэкономика [Текст]: учебник/ В.В. Золотарчук. — М.: ИНФРА-М, 2012. — 608 с.

5. Ивашковский С.Н. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень [Текст] : учебное пособие/ С.Н. Ивашковский .- 5-е изд.- М. : Дело, 2010.- 440 c.

6. Кузнецов Б.Т. Макроэкономика [Электронный ресурс] : электронный учебник/ Б.Т. Кузнецов .- М. : ЮНИТИ - ДАНА, 2011.

7. Макроэкономика - 1[Текст]: учебное пособие / А.Ю. Воронин, И.А. Киршин. - (высшее образование: бакалавриат)., (Гриф).- М.:ИНФРА-М., 2012.-110с.

8. Макроэкономика [Текст] : учебник/ под ред. С.Ф. Серегиной .- М. : ЮРАЙТ, 2012.- 522 c.- (Учебники НИУ ВШЭ).

9. Макроэкономика [Текст]: учебник для бакалавров / Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С., 9-е изд., пер. и доп М.:Издательство Юрайт, 2013.-686с.

10. Серегина С.Ф. Макроэкономика. Комплект в 2-х томах. Учебник и сборник задач и упражнений [Текст]: Учебник для бакалавров / Серегина С.Ф., М.:Издательство Юрайт, 2013.- 681с.

Наши рекомендации