Сфера услуг Российской Федерации как часть глобальной экономики

В 1990-х годах перед всем миром встал актуальный и по сей день вопрос о глобализации. Глобализация подразумевает создание единого международного экономического, правового и культурно-информационного пространства. Следовательно, феномен глобализации выходит за рамки экономических изменений и оказывает влияние на все сферы жизни общества, включая социальную и духовную.

Долгое время отечественная сфера услуг сильно отставала по уровню развития от аналогичного сектора экономики большинства государств Западной Европы и Северной Америки. «В то время как в 1970–1980-х гг. во многих странах начался период бурного роста сервисного сектора, в экономике СССР сфера услуг играла отнюдь не ведущую роль», несмотря на очевидные достижения в области образования, здравоохранения, культуры и ряда других сервисных отраслей.[11]

Активизация роли сервисного сектора в российской экономике стала возможной благодаря воздействию целого ряда факторов, а именно:

- приватизация;

- внедрение новых технологий и инноваций;

- развитие системы кредитования;

- модернизация экономики;

- устранение монополии государства на некоторые виды услуг;

- создание законодательно-правовой базы предпринимательской деятельности (законы РФ «Об образовании», «О защите прав потребителей», Федеральные законы «Об основах туристической деятельности в Российской Федерации», «О банках и банковской деятельности», «Об аудиторской деятельности», Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации», законодательство в отношении ряда других профессиональных услуг);[11]

- либерализация ценообразования;

- формирование конкурентной среды;

- демонополизация внешнеэкономической деятельности.

Таким образом, «в 2007 г. доля доходов от сферы услуг в ВВП России составляла уже 57%, тогда как в 1991 г. — всего 38%».[23] Отдельно следует отметить появление такого вида предпринимательства как франчайзинг. Данная модель предпринимательства стала развиваться в России лишь с конца 1990-х гг. Сейчас на российском рынке уже успешно функционирует ряд международных франчайзинговых компаний: «Baskin Robbins», «English First», «Carlo Pazolini», «Kodak», «Sbarro», «Subway», «KFC», «McDonald’s» и многие другие.

Международные сделки, охватывают самые разнообразные сферы деятельности – оптовую и розничную торговлю, банковское дело, страхование, аудит, транспорт и телекоммуникации, строительство и инжиниринг, здравоохранение и туризм. Однако Россия занимает более чем скромное место в мировой торговле услугами (около 1 % мирового экспорта и около 1,5 % импорта).[23] Но в то же время, Россия входит в число ведущих 30 стран – участниц международной торговли услугами, выступает в качестве экспортера и импортера услуг. По масштабам экспорта Россия опережает ряд крупных участников международной торговли услугами: Мексику, Индию и Бразилию, а по импорту – Австралию, Швецию, Норвегию, Швейцарию, Сингапур, Бразилию, Мексику, Индию.

На протяжении последних трех лет экспорт услуг РФ имеет тенденцию к сокращению, так в 2014 г. уменьшился на 6,7 %, в 2015 г. – на 13,9 % до 51,8 млрд. долл. США.[20] «На общее сокращение экспорта услуг оказали значительное влияние и экономические санкции, примененные за период 2014 — 2015 г. против России некоторыми из ее важнейших торговых партнеров. Во многом именно они стали катализатором негативных тенденций сформировавшихся в данном секторе».[21]

Значительное влияние на стоимостные объемы экспорта услуг РФ оказало снижение курса рубля. Цены в ряде секторов (поездки, транспортные услуги) номинированы преимущественно в рублях. В результате ослабление курса национальной валюты спровоцировало снижение цен экспорта услуг.

Исходя из таблицы Б.1, можно сделать следующие выводы по развитию экспорта и импорта в России в 2013-2015 гг., с указанием причин каких-либо изменений:

1. Уменьшение экспорта услуг в страны дальнего зарубежья в 2013-2015 гг. на 37,2 % до 43,3 млрд. долл. США обусловлено главным образом снижением экспорта в страны ЕС.

2. Доля стран ЕС в общем экспорте РФ уменьшилась до 38 %. Снижение внешнеторговой активности с основным торговым партнером РФ – странами ЕС произошло в 2014 г. на фоне осложнения политических и экономических стран и ввода взаимных санкций.

3. Снижение экспорта услуг РФ произошло практически по всем страны ЕС, за исключением Люксембурга, Румынии, Франции и Хорватии. Примерно в 3 раза сократился оборот со Швецией и Мальтой, 2,3 раза – с Чешской Республикой, 2 раза.

4. Снизились объемы экспорта РФ в другие страны — инициаторы санкционных мер: США – на 54,1 %, Канаду – на 69 %, Австралию – на 45,3 %.

5. Экспорт услуг РФ в Украину, которая по итогам 2013 г. была основным торговым партнером среди стран СНГ, снизился на 27,4% до 1,9 млрд. долл.

6. Объемы импорта РФ услуг за период 2011-2015 гг. сократились на 3,5 % до 88,4 млрд. долл. США, при этом в 2015 г. по сравнению с 2014 г. – на 36,9 %.

По итоговым данным таблицы В.1 можно также сделать несколько выводов касательно сферы услуг в Российской Федерации по отдельным видам:

1. В структуре экспорта услуг РФ лидирующие позиции сохраняют транспортные услуги (в 2015 г. на них приходилось 32 %), прочие деловые услуги (24 %), поездки (16 %).

2. Доля других видов услуг (телекоммуникационных, компьютерных и информационных, строительных) не превышает 10 %.

3. Доля наукоемких и высокотехнологичных услуг (юридических услуг, услуг в области научных исследований и разработок, услуг по аудиту и бухгалтерскому учету) не превышает 5% экспорта прочих деловых услуг РФ, что свидетельствует о недостаточном развитии данного сектора и низкой конкурентоспособности российских предприятий.

Отсюда можно выделить основные проблемы в структуре и характере внешней торговли услугами, решением которых необходимо заниматься:

- низкая доля услуг во внешней торговле России;

- низкий удельный вес России на международном рынке услуг;

- нерациональная структура экспорта (низкая доля наукоемких видов услуг в общем экспорте услуг);

- низкое развитие конкурентной среды на национальном рынке услуг;

- низкий уровень привлечения инвестиций в сферу услуг.

Решение данных проблем позволит увеличить количество, а также качество предоставляемых экспортных услуг, приращивая прибыль от их продажи в пользу государства.

Выводы по главе 2

Глобализация сферы услуг это неизбежный процесс, имеющий как преимущества, так и некоторые недостатки для экономики различных стран. Чтобы успешно развиваться и занимать лидирующие позиции мировых импортеров и экспортеров услуг, необходимо найти баланс между политикой протекционизма и либерализма в условиях свободной торговли.

Сфера услуг, таким образом, занимает доминирующее положение в экономике многих стран мира с различными типами политического устройства, уровнем экономического развития, территорией, численностью населения, социокультурными особенностями. И хотя в одних странах вполне сложилась сервисная экономика, а в других сфера услуг не играет столь заметной роли,

в целом можно говорить об увеличении значимости сервисного сектора в глобальном экономическом пространстве.

Выставочная деятельность в сфере услуг является прогрессирующим явлением, которое положительно сказывается на общей направленности её развития. Участие различных стран мира позволяет участникам ознакомиться с новыми рынками, получить новые сведения о возможностях экспорта и импорта, изучить тенденции развития, а также обменяться опытом.

Сфера услуг в России, несмотря на высокие темпы роста в последние десятилетия, все еще имеет ряд нерешенных проблем для дальнейшего своего развития.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В последние десятилетия сфера услуг завоевывает все более устойчивые позиции в мировой экономике. Для многих стран характерны увеличение объемов производства услуг, возрастание доходов от сервисной деятельности, повышение занятости в этой сфере, расширение экспорта и импорта услуг. Изменения, происходящие в сервисном секторе, столь существенны в мировом

масштабе, что современная экономика удостоилась определения «сервисная», или «экономика услуг».

Спрос в современном мире становится чрезвычайно разнообразным, определяя тенденцию к стремительному увеличению сферы предоставляемых услуг как потребительского, так и производственного назначения. Обусловлено это множеством причин, включающих в себя технологический, научный, коммерческий, социальный аспект. Услуги развиваются не только количественно, но еще и качественно, видоизменяя и дополняя уже существующие традиционные виды.

С устранением локальной привязанности и временных ограничений связан в последнее десятилетие выход многих услуг в глобальное хозяйственное пространство и общее ускорение процесса экономической глобализации.

Российская сфера услуг претерпела за последние годы кардинальные изменения. Общемировые тенденции социально-экономического характера и процессы реорганизации отечественной экономики способствовали не только

достижению в сфере услуг России высоких темпов роста, но недостаточных для создания основы для дальнейшего стремительного развития. Улучшение ситуации невозможно без модернизации этой сферы: необходимо поддерживать баланс между интересами по защите своего внутреннего рынка и потребностью страны. Поэтому главной задачей России должна стать работа по ускорению развития сферы услуг и решение главных проблем, которые были выявлены в ходе проведенной работы.

Наши рекомендации