Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24)

Каждый вариант КИМ включает фрагмент источника (носителя социальной информации) общим объемом авторского текста порядка 250-230 слов. Первые два вопроса-задания (21, 22) оцениваются от 0 до 2 баллов, два последующих (23, 24) – от 0 до 3 баллов. Таким образом, за полное правильное выполнение мини-теста с текстовым фрагментом экзаменуемый может получить 10 баллов.

Тексты, используемые в КИМ ЕГЭ, обладают следующими характеристиками:

· тематически связаны с изученным содержанием, отражают, уточняют или расширяют его;

· поднимают социально значимую проблему;

· содержат завершенную, доступно изложенную авторскую точку зрения.

При оценке ответов экзаменуемых или еще на этапе предварительного ознакомления с заданиями и критериями их оценивания необходимо внимательно прочитать текст и разобрать задания к нему (в ряде случаев целесообразно отметить в тексте соответствующие фрагменты).

К текстовому фрагменту поставлены четыре вопроса – задания, которые в совокупности с фрагментом источника образуют составное задание, своего рода мини-тест. Каждый из четырех вопросов (заданий) к тексту имеет свое назначение в экзаменационной работе и направлен на проверку определенной группы умений. Первое задание (21) направлено на выявление осознанности восприятия и точности воспроизведения информации, содержащейся в тексте в явном виде. Второе задание (22) - на преобразующее воспроизведение и интерпретацию текста в заданном контексте (выявление ключевых идей текста, разъяснение отдельных положений и т.п.). Третье задание (23) предполагает привлечение знаний обществоведческого курса и направлено на конкретизацию отдельных положений текста в связи с изученным курсом, на интерпретацию ключевых идей, проблем с опорой на собственные знания. Четвёртое задание (24) предполагает использование информации текста в другой познавательной ситуации, самостоятельное формулирование и аргументацию оценочных, прогностических и иных суждений, связанных с проблематикой текста и т.п.

При детальном рассмотрении характера вопросов-заданий к текстам можно выделить некоторые их модели.

1) Задания на раскрытие смысла отдельной части, идеи, проблемы текста («Как вы понимаете мысль о том, что…? Используя текст, приведите два объяснения.»);

2) Задание на правильную интерпретацию авторского положения («Можно ли на основании приведенного фрагмента утверждать, что…? Свой вывод обоснуйте, привлекая положения текста.»);

3) Задания, требующие установления прямой связи положений текста
с обществоведческим курсом («На основе знаний курса и авторского текста назовите…»; «Опираясь на текст документа и знание курса, укажите…»);

4) Задания, требующие конкретизировать определенную авторскую идею фактами общественной жизни («Подтвердите / Проиллюстрируйте тремя примерами вывод автора о том…»);

5) Задания, выводящие экзаменуемых на анализ определенных явлений современности с использованием положений текста и контекстных обществоведческих знаний;

6) Задания, требующие выражения собственного мнения и его аргументации («Возможно ли, на ваш взгляд… Используя текст и знания курса, приведите три аргумента в подтверждение своей позиции»).

Для оценки правильности и полноты ответов разработаны специальные критерии. В критериях предлагаются возможные формулировки ответов или даются общие подходы, «ключи» к оценке ответов экзаменуемых. Вместе с этим указывается, что допускаются иные, отличные от данных в критериях, формулировки, не искажающие смысл правильного ответа.

Поскольку часть заданий обращена только к тексту, их система оценивания содержит эталон правильного ответа (задания с закрытым рядом допустимых ответов). Как правило, это цитаты или близкий к тексту пересказ определённых фрагментов содержания. Данное обстоятельство необходимо учитывать при оценивании рассуждений экзаменуемого, не связанных напрямую с содержанием текста. При любом, даже самом высоком качестве рассуждений, отсутствие их непосредственной связи с текстом не позволяет засчитать их как верные.

Выполнение другой части заданий (задания, предполагающие широкий спектр вариантов ответа) проверяется по критериям, содержащим лишь «ключ» и примеры возможных элементов правильного ответа.

Приводим фрагмент мини-теста – текст и два задания к нему, иллюстрирующие каждую из обозначенных выше групп заданий. К каждому из заданий приводятся примеры ответов из работ экзаменуемых.

Пример 4.

Главной движущей силой капиталистической экономики является личный интерес: каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой. Предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как варианта – минимизацию своих убытков. А владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам. Рабочие также стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. В свою очередь потребители, покупая определённый продукт, стараются приобрести его по самой низкой цене. Потребители, кроме того, стремятся сократить расходы и максимизировать полезность продукта. Короче говоря, капитализм предполагает, что личный интерес формирует фундаментальный образ действий различных экономических единиц, когда они реализуют свой свободный выбор. Мотив личного интереса придаёт направление и упорядоченность функционированию экономики, которая без такого интереса оказалась бы чрезвычайно хаотичной…

Просто поразительно, какие грандиозные масштабы приняла в обществе специализация. Подавляющее большинство потребителей сами не производят практически никаких товаров и услуг, которые они потребляют, и, напротив, потребляют очень мало или вовсе ничего из того, что они производят… Рабочий на сборочном конвейере, который по 8 часов в день устанавливает стёкла на «Форды», сам может владеть автомобилем «Хонда». Редко какие домохозяйства всерьёз налаживают собственное производство необходимых им пищи, жилья или одежды. Многие фермеры продают молоко со своей фермы местному молочному заводу, а сами покупают масло в местном супермаркете. Общество уже давно усвоило, что самообеспечение порождает неэффективность. «На все руки мастер» может быть весьма яркой личностью, но уж высокой производительностью труда он наверняка не отличается.

(К. Макконнелл, С. Брю)


Что авторы называют личным интересом? Как они определяют личные интересы владельцев различных факторов производства?

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) ответ на первый вопрос: личный интерес — это ситуация, когда каждая экономическая единица стремится делать то, что выгоднее всего ей самой; 2) личные интересы владельцев различных факторов производства: - предприниматели ставят своей целью максимизацию прибылей своих фирм или – как вариант – минимизацию своих убытков; - владельцы материальных ресурсов (собственности) пытаются продать или сдать в аренду эти ресурсы по возможно более высоким ценам; - рабочие стремятся получить возможно больший доход (удовлетворение) и ищут такую работу, где сочетание заработной платы, социальных благ и условий труда были бы для них наиболее подходящими. Элементы ответа могут быть приведены в иных, близких по смыслу формулировках  
Дан правильный ответ на первый вопрос, определены личные интересы владельцев двух-трёх факторов производства
Дан правильный ответ на первый вопрос, определён экономический интерес владельцев одного любого фактора производства. ИЛИ Определены только экономические интересы владельцев двух-трёх факторов производства
Дан только правильный ответ на первый вопрос. ИЛИ Определён только экономический интерес владельцев одного любого фактора производства. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 2

Варианты ответов:

Ответ 1

Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24) - student2.ru

Оба эксперта оценили этот ответ двумя баллами, т.е. присвоили максимальный балл.

Комментарий Дан правильный ответ на первый вопрос, определены личные интересы владельцев трёх факторов производства.

Ответ 2

Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24) - student2.ru

Оба эксперта оценили этот ответ одним баллом.

Комментарий Определены экономические интересы владельцев только двух факторов производства

Ответ 3

Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24) - student2.ru

Оба эксперта оценили этот ответ одним баллом.

Комментарий Не дан ответ на первый вопрос (приведена оценка роли личного интереса в экономике), правильно определены личные интересы владельцев трёх факторов производства.

Используя текст и обществоведческие знания, дайте три объяснения связи личного интереса и экономической специализации.

Содержание верного ответа и указания по оцениванию (допускаются иные формулировки ответа, не искажающие его смысл) Баллы
Могут быть даны следующие объяснения: 1) работник, заинтересованный в наиболее высокой оплате своего труда, как правило, специализируется в определённой области и постоянно повышает квалификацию, по сути, углубляя свою специализацию; 2) предприниматель выбирает для своей деятельности определённый сегмент рынка, т.е. осуществляет специали­за­цию производства и в соответствии с этим набирает персонал и привлекает ресурсы; 3) молодой человек, выбирая профессию, т.е. направление будущей специализации, ориентируется на её востребованность на рынке труда. Могут быть даны другие объяснения  
Даны три объяснения
Даны два объяснения
Дано одно объяснение
Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания. ИЛИ Ответ неправильный
Максимальный балл 3

Варианты ответов:

Ответ 1

Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24) - student2.ru

Эксперты оценили этот ответ двумя баллами из трех возможных.

Комментарий Правильно приведены два объяснения (позиции 1 и 2)

Ответ 2

Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24) - student2.ru

Оценивание выполнения заданий к фрагментам текста (21–24) - student2.ru

Эксперты оценили этот ответ 0 баллов.

Комментарий Приведены рассуждения общего характера, не соответствующие требованию задания.

При оценивании составного задания с фрагментом текста целесообразно уделить внимание следующим аспектам:

1) внимательному прочтению предложенного текста и выполнению заданий в логике требований к ответу;

2) моделированию вероятных вариантов построения ответа.

При проверке заданий 21 и 22 необходимо уяснить и четко выполнить указания разработчиков относительно состава оцениваемого ответа:

- что требуется: сформулировать какую-то мысль своими словами или привести цитату из текста (сформулировать мысль и подтвердить ее цитатами из текста);

- при формулировании собственных суждений опираться только на содержание текста или привлекать знания курса.

При проверке заданий 23 и 24 следует также обращать внимание на

- указанные источники информации для формулирования суждений, привлечения дополнительных сведений (могут быть указаны обществоведческий курс, знание других учебных дисциплин, факты общественной жизни, личный социальный опыт);

- требуемый поэлементный состав ответа (в ряде случаев эксперты не обращают должного внимания на требование выразить согласие или несогласие с предложенными положениями, сформулировать собственную позицию и т.п.).


Наши рекомендации