Этапы реализации проекта

Актуальность проекта.

Ознакомление дошкольников с природой является одной из важнейших задач в работе с детьми. При этом очень важно, чтобы получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки к целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания.
Экологическое воспитание - одно из основных направлений в системе образования, это способ воздействия на чувства детей, их сознания, взгляды и представления. Дети испытывают потребность в общении с природой. Они учатся любить природу, наблюдать, сопереживать, понимать, что наша Земля не сможет существовать без растений, так как они не только помогают нам дышать, но и лечат от болезней.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Сорвать цветок может каждый, а вот сказать – какой цветок сорвал, далеко не все.

Образовательная область – оптимизация мыслительной активности детей через сотрудничество педагогов и родителей.

Участники. Воспитатели, дети 4 -6 лет, родители.

Взаимодействие педагогов: музыкальный руководитель, воспитатели, родители.

Вид проекта: творческий, информационно – исследовательский, среднесрочный, коллективный, индивидуальный (совместно с родителями).

Проблемный вопрос:«Какие бывают цветы и зачем они на Земле?»

Цель: Активизация познавательной и творческой деятельности детей,

развитие творческого потенциала воспитанников и педагогов, активное вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Задачи:

· Дать понятие, что такое цветок.

· Учить детей классифицировать цветы по месту их произрастания (луг, сад, поле, дом).

· Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством.

· Учить детей правильно сажать и выращивать цветы.

· Отметить значение, роль цветов для жизни и деятельности человека, животных, насекомых.

· Развивать конструктивные, изобразительные способности детей в изготовлении цветов, применяя разные материалы и технические средства.

· Развивать умение сравнивать и анализировать.

· Развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.

· Развивать умение передавать свои чувства от общений с природой в рисунках и поделках. Пополнение и обогащать словарный запас детей и их знания о цветах лесных, луговых, садовых, комнатных.

· Воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.

· Воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.

Методы проекта:

· исследовательские: опыты, проблемные вопросы, наблюдения;

· самостоятельное наблюдение;

· коллективное наблюдение;

· словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции;

· технология моделирования;

· релаксация;

· ароматерапия;

· слушание музыки.

Формы организации проекта:

· Познавательная непосредственно-организованная деятельность (аппликация, рисование, лепка, музыка, развитие речи, природный и социальный мир);

· Экскурсии;

· Дидактические игры;

· Трудовая деятельность детей;

· Экологические викторины.

Ресурсное обеспечение проекта.

· Уголок природы в группе, цветник на участке детского сада.

· Методический инструментарий.

· Материально – техническое (компьютер, фотоаппарат, канцелярские принадлежности, фонотека, стеклянная посуда для экспериментов, горшочки, баночки, лупа, пластмассовые ножи для опытов, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, садово-огородный инвентарь, рассадники, спортивный инвентарь)

· Наглядный материал:

а) цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
б) настольно-печатные игры;
в) дидактические игры по экологии;
г) библиотечка юного цветовода, альбом «Легенды о цветах».

· Оснащение природным и бросовым материалом.

Сроки реализации проекта: 1 месяц.

Ожидаемый результат: развитие познавательного интереса детей, расширение представлений о луговых, лесных, садовых и комнатных цветах. Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребенка. Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями. Готовность участвовать в практических делах по улучшению природной среды (посадка, уход за цветами). Сформировались навыки культурного поведения в природе, умение беречь и заботиться о ней.

Этапы проекта.

1 этап. Целеполагание (выявление проблемы).

2 этап. Разработка проекта.

3 этап. Выполнение проекта (организация совместной работы детей и педагогов над проектом).

4 этап. Подведение итогов.

Содержание.

1. Комнатные растения (средняя группа).

2. Садовые цветы (старшая группа).

3. Луговые и лесные цветы (средняя группа).

6. Бал цветов.

7. Выставка рисунков, фотовыставка и цветочный коллаж.

Этапы реализации проекта

Период Мероприятия Ответственные
I. Подготовительный этап    
июнь 1 неделя · Сбор и анализ литературы по данной теме; · Разработка плана реализации проекта; · Подборка музыкального репертуара и музыкальных игр, упражнений на релаксацию; · Разработка дидактических игр, пособий; · Подборка иллюстративного материала; · Подборка стихотворений, загадок, песен, сказок, мифов, легенд по теме; · Подборка подвижных, пальчиковых, дидактических игр, веселых вопросов и упражнений по теме; · Подготовить материал для изобразительной деятельности, художественную и познавательную литературу для чтения детям; · Подготовка семян цветов, рассадников. · Задания родителям по оформлению экологической книги о цветах. · Диагностика-определение уровня умений и знаний детей по теме. Музыкальный руководитель: Даниленко О.В.; Воспитатели: Плотникова Е.А., Максименко Н.Г., Сычевская Т.Г.
II. Основной этап    
июнь 1 неделя   2 неделя · Экскурсия по территории детского сада, (старшая группа); · Экскурсия на луг, возле реки Аркарка, в березовую рощу (средняя группа); · Экскурсия в цветочный магазин (средняя группа) Цель: знакомство с цветами нашего края и детского сада. · Загадывание загадок, ребусов. · Заучивание и чтение стихотворений. · Чтение художественной, познавательной литературы, · Беседы: «Цветы в легендах, стихах, загадках, песнях», «Профессии людей, занятых в цветоводстве» · Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. · Дидактическая игра «Цветочный магазин» (закреплять умение различать цвета, называть их быстро, находить нужный цветок среди других; научить детей группировать растения по цвету, составлять красивые букеты). · Дидактическая игра «Сложи цветок» (уточнение знаний о строении цветка – стебель, листья цветок). · Дидактическая игра «Найди растение по описанию» (уточнение знаний о строении цветка, закрепление названий комнатных растений). · НОД «Тайны комнатных растений» (закрепить знание детей о комнатных растениях; продолжать учить сравнивать растения, находить сходство и различия во внешних признаках; закрепить знания об условиях роста комнатных растений; развивать желания ухаживать за растениями). · Беседа «Условия, необходимые для жизни комнатных растений», (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за уголком природы). Приложение 1. · НОД «Золотой луг» (Познакомить детей с писателем М. Пришвиным; развивать умение эмоционально откликаться на красоту природы и содержание литературного произведения). · Беседа об одуванчике (расширить и уточнить знания детей об одуванчике);Приложение 2. · НОД «Бархатцы – садовый цветок»
  • Беседа «Что необходимо цветам для жизни» (в доступной форме объяснить детям, как правильно ухаживать за садовыми цветами)Приложение 3.
· Подвижные игры. · Слушание музыки: цель: Формирование основ музыкальной культуры для детей. Ю.Антонов “ Не рвите цветы” П.И. Чайковский “Цикл времена года”, “Вальс цветов” Ю.Чичков “Волшебный цветок” “Это называется природа” З.Б. Качаева “Где же одуванчики?” «Кактус – ёж», «Ромашки» Вихаревой НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Он на ёжика похож» (расширять представления детей о кактусах); НОД ОО «Музыка» в средней группе по теме: «Цветы нашего края» (расширять представления детей о луговых и лесных цветах нашего края, знать и называть их); НОД ОО «Музыка» в старшей группе по теме: «Цветы вокруг нас» (расширять представления детей о садовых цветах, знать и называть их, воспитывать бережное отношение к природе)Приложение 4. Опыты и исследовательно-поисковая деятельность: · если долго не поливать цветы, листочки увядают, а цветок падает. · где семена быстро взойдут (на солнце, в тёмном месте или в дали от солнечных лучей); · проращивание отростков цветов, рассматривание корешков. Трудовая деятельность на участке, в группе – посадка цветов, поливка цветников, рыхление почвы, уход за комнатными цветами. · Собрать коллекцию: цветы, сделанные из разного материала, цветы на ткани, открытки «Букеты цветов». · Рассказы детей о цветниках дома, как они с родителями заботятся о цветах. В каких случаях дома дарят цветы? Работа с родителями: · Подготовка материала для экологических книг. Художественно-творческая деятельность: а) активное участие в мероприятиях, связанных с темой «Цветы»; б) изготовление цветов из бумаги; в) рисование цветов красками, карандашами, мелками, используя разные приемы: г) принимать участие в выставках в детском саду: -«Одуванчик золотой» (закрепление знаний о строении цветка, лекарственных растениях ближайшего окружения) - Коллективное рисование в нетрадиционной технике «Рисуем толстянку» (закрепление знаний о строении цветка, развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам). -Портрет “ Растение улыбается” · Картотека дидактических игр: «Цветок – твой талисман»; «Угадай цветок по описанию»; «Угадай цветок по загадке, по иллюстрации»; «Собери цветок из геометрических фигур»; «Укрась цветами ковер». «Посади луговой и садовые цветки» «Назови лишний цветок» · Наблюдения (пр: одуванчики распускаются с появлением солнца, если пасмурная погода, то они не распускаются), за цветами на рабатках. · День поэзии «Красивый цветок» (развитие эмоционально-ценностного отношения к художественным образам). · Вечер загадок «Загадки Лесной феи». · Работа в уголке природы (уход за комнатными растениями – полив, уборка пыли с листьев Работа с родителями: · Консультация для родителей «Как разводить сады и огороды на подоконнике». · Консультация «Ромашка» из серии «Вместе с детьми». · Консультация «Как сделать цветочный коллаж вместе с ребенком».
Плотникова Е.А. Максименко Н.Г. Сычевская Т.Г. Сычевская Т.Г. Максименко Н.Г. Плотникова Е.А. Музыкальный руководитель Даниленко О.В. Воспитатели. Максименко Н.Г. Сычевская Т.Г. Плотникова Е.А. Сычевская Т.Г. Максименко Н.Г. Плотникова Е.А.
3 неделя · Оформление фотовыставки на тему: «Комнатные растения в саду и дома»; · Оформление выставки рисунков на тему: «Цветы нашего края»; · Оформление выставки – коллаж: «Цветочный калейдоскоп». Родители и воспитатели
III. Заключительный этап    
4 неделя · Музыкальный праздник «Бал цветов»Приложение 5. · Коллаж «Цветочный калейдоскоп» · Выставка рисунков «Цветы моего края» · Фотовыставка «Помощники интерьера» Презентация. Даниленко О.В. Плотникова Е.А. Максименко Н.Г. Сычевская Т.Г.

В ходе проекта:

мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путем применения научных методов и приемов. Мы собрали бесценный материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте. У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений; желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями; навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности.
В период работы над проектом дети обогатили словарь и пополнили словарный запас, если к началу работы над проектом дети знали 3-4 названия цветка то к концу – более 10. В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развивали воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности.
Познакомились с растениями и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного материала.
Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей, в организации и проведении экологических мероприятий, конкурсов.

Список использованной литературы:

· Мир природы и ребенок (Методика экологического воспитания дошкольников): Учебное пособие для педагогических училищ по специальности «Дошкольное образование» / Под редакцией Л.М. Маневцовой, П.Г. Саморуковой. – СПб.: АКЦИДЕНТ, 1998.

· Е.А. Алябьева “Тематические дни и недели в детском саду”, “Итоговые дни по лексическим темам” 2006 год.

· Л.А. Владимирская “От осени до осени” 2004 год.

· А.И. Иванова “Живая экология”, “Экологические наблюдения и эксперименты в Д/С 2005 год.

· “Мы” - программа экологического воспитания детей 2005 год.

· А.В. Кочергина “Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников” 2005 год.

· С.Н. Николаева “Юный эколог” 2002 год.

· Н.А. Рыжова Экологическое образование в детском саду: лекции 1 – 8. – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2006.

· Н.А. Рыжова Экологический проект «Дерево». Журнал «Обруч». – N 2. – 1997.

Приложение 1.

Наши рекомендации