Для выполнения контрольной работы

Министерство образования РБ

УО «Жировичский государственный

аграрно-технический колледж»

Утверждаю

Зам. директора по учебной части

________________ В.И. Мороз

Одобрено на заседании

цикловой комиссии

« »

Протокол № ___ от _________ 20 ___ г

Председатель ________

Для выполнения контрольной работы - student2.ru

«ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ»

Методические рекомендации и контрольные задания по выполнению контрольной работы

Специальность: "Энергетическое обеспечение

сельскохозяйственного производства 2-74 06 31"

Quot;Техническое обеспечение процессов

сельскохозяйственного производства 2-74 06 01"

(заочное отделение)

Жировичи 2013

Содержание

1.Пояснительная записка -3

2.План самостоятельного изучения дисциплины -5

3.Распределение контрольных вопросов по вариантам -8

4.Перечень вопросов для выполнения контрольных работ -9

5.Критерии оценки выполнения домашней контрольной работы -12

6.Перечень рекомендованной литературы -13

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методические указания для учащихся-заочников дисциплины «Охрана окружающей среды и энергосбережение» предусматривают приобретения учащимися экологических и технических знаний, необходимых им в профессиональной деятельности и современной жизни. Задачами изучения экологии является формирование у учащихся правильных взглядов на современную экологию, взаимодействия человека с окружающей средой, антропогенное воздействие на окружающую среду.

Задачей раздела «Энергосбережение» является формирование экологического мировоззрения будущего специалиста, которое позволит самокритично анализировать и оценивать личную производственную деятельность в отношении к энергосбережению.

Изучение предмета должно основываться на знаниях биологических природно-экологических и социально-экономических наук. В качестве специальных методических приемов обучения возможно использование жизненного опыта учащихся, исторического подхода к анализу энергосбережения и экологических ситуаций. Учебный процесс необходимо ориентировать на выявление глубинных причин энергетического кризиса.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны

Знать на уровне представления:

· состояние окружающей среды в РБ;

· важнейшие государственные акты РБ об охране окружающей среды;

· современное состояние биосферы и окружающей среды;

· принципы природопользования;

· источники загрязнения окружающей среды;

· факторы, воздействующие на окружающую среду и здоровье человека;

· энергетические ресурсы РБ;

· систему потребления энергоресурсов при производстве сельскохозяйственной продукции.

Знать на уровне понимания:

· способы получения экологически чистой продукции;

· природоохранные мероприятия при техническом обеспечении процессов производства сельскохозяйственной продукции;

· мероприятия по защите окружающей среды от вредного воздействия пестицидов и других химических веществ;

· факторы отрицательного воздействия сельскохозяйственного производства на окружающую среду;

· особенности ведения сельского хозяйства в условиях радиоактивного загрязнения;

· основные положения по организации радиационного контроля природной среды и сельскохозяйственной продукции;

· санитарно-гигиенические требования при организации труда работников сельскохозяйственного производства на территории, загрязненной радионуклидами;

· методику оценки энергоемкости производства сельскохозяйственной продукции;

· эффективные энергосберегающие технологии механизированных работ в сельскохозяйственном производстве.

Уметь:

· выполнять механизированные работы, не оказывая отрицательного влияния на окружающую среду;

· проводить основные природоохранные мероприятия при эксплуатации техники;

· анализировать состояние окружающей среды;

· разрабатывать мероприятия по обеспечению охраны окружающей среды и радиационной безопасности;

· вести пропаганду экологических знаний и основных правил радиационной гигиены;

· пользоваться дозиметрическими приборами, проводить санитарную обработку техники;

· производить энергетическую оценку механизированных технологий;

· обследовать объекты с целью внедрения энергосберегающих технологий;

· анализировать эффективность различных энергосберегающих технологий.

ПЛАН САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Таблица 2 – План самостоятельного изучения дисциплины

Раздел, тема Требования к знаниям и умениям Литература
Раздел 1. Основы экологии    
Тема 1.1 Живые организмы и среда Знать на уровне представления влияние окружающей среды на живые организмы. Знать на уровне понимания взаимосвязь окружающей среды и живых организмов. Уметь определять лимитирующие факторы окружающей среды   [1] [9] [4] [36 ]  
Тема 1.2 Популяция. Биоценоз. Биогеоценоз. Агробиоценоз. Знать на уровне представления понятие популяции, биоценоза, экосистемы, агробиоценоза. Знать на уровне понимания структуру биоценозов, трафические уровни.   [1] [9] [4] [36 ]  
Раздел 2. Сельскохозяйственное производство и охрана природных ресурсов.    
Тема 2.1 Сельскохозяйственное загрязнение окружающей среды, как экологическая проблема. Знать на уровне представления источники загрязнения природной среды в сельском хозяйстве. Знать на уровне понимания миграцию средств химизации в сельскохозяйственном производстве. Уметь определять основные принципы ведения экологически чистого сельскохозяйственного производства.   [1] [9] [7] [12 ]  
Тема 2.2 Проблема получения экологически чистой сельскохозяйственной продукции. Знать на уровне представления виды и источники загрязнения сельскохозяйственной продукции. Знать на уровне понимания основные показатели качества сельскохозяйственной продукции. Уметь проанализировать степень загрязнения сельскохозяйственной продукции солями тяжелых металлов.   [24] [25 ]  
Тема 2.3 Водные ресурсы и атмосферный воздух, их состояние и охрана. Знать на уровне представления структуру водных ресурсов и источники загрязнения атмосферного воздуха в Республике Беларусь. Знать на уровне понимания источники загрязнения поверхностных и подземных вод и атмосферного воздуха. Уметь анализировать влияние сельскохозяйственной техники на окружающую среду.   [1] [5] [2] [12] [13] [27] [26] [35]  
Тема 2.4 Земельные ресурсы, их состояние и охрана. Охрана недр. Знать на уровне представления Земельные и минеральные ресурсы Республики Беларусь. Знать на уровне понимания виды и масштабы деградации почв. Уметь проанализировать влияние сельскохозяйственной техники на физико-химический состав почвы.   [1] [2] [5] [15 ] [26] [27] [35]  
Тема 2.5 Охрана растительного и животного мира. Знать на уровне представления растительные ресурсы и животный мир Республики Беларусь. Знать на уровне понимания методы защиты растений и животных. Уметь организовать полевые работы так, чтобы сохранить биологические разнообразия.   [12] [5] [26 ] [27] [35]  
Тема 2.6 Организация охраны природы и заповедного дела в Республике Беларусь. Международное сотрудничество по экологии. Знать на уровне представления структуру государственных органов по охране окружающей среды. Знать на уровне понимания общественные организации по охране окружающей среды. Уметь определять состояние охраняемых территорий.   [9] [3] [22] [14]    
Раздел 3. Радиационная безопасность.    
Тема 3.1 Радиологическая обстановка в Республике Беларусь. Единицы радиоактивности. Знать на уровне представления радиологическую обстановку в Республике Беларусь. Знать на уровне понимания состав Чернобыльского выброса. Уметь определять уровень радиационной загрязненности окружающей среды.   [6] [17] [18] [19]  
Тема 3.2 Источники и процессы радиоактивного загрязнения природной среды объектов сельского хозяйства. Знать на уровне представления источники радиоактивного загрязнения. Знать на уровне понимания пути радиоактивного загрязнения.   [6] [7] [18] [19]    
Раздел 4. Энергосбережение.    
Тема 4.1 Структура энергопотребления. Знать на уровне представления задачи энергосбережения. Знать на уровне понимания виды энергии и способы ее получения. Уметь анализировать структуру энергосбережения.   [8] [10]  
Тема 4.2 Топливно-энергетический комплекс в Республике Беларусь, перспективы его развития. Знать на уровне представления топливно-энергетические ресурсы в Республике Беларусь. Знать на уровне понимания источники обеспечения Беларуси топливно-энергетическими ресурсами. Уметь анализировать состояние топливно-энергетического комплекса Республики Беларусь с целью внедрения энергосберегающих технологий.   [8] [10]    
Тема 4.3 Энергосбережение на транспорте, в строительстве и сельском хозяйстве. Знать на уровне представления способы энергосбережения в сельском хозяйстве, на транспорте и в строительстве. Знать на уровне понимания источники потери энергии. Уметь внедрять энергосберегающие технологии.   [8] [10] [11]
Тема 4.4 Энергосбережение в быту. Знать на уровне представления энергосбережение в быту. Знать на уровне понимания структуру ресурсов потребления в быту. Уметь определять основные направления эффективности использования топливно-энергетических ресурсов в быту.   [8] [10]
Тема 4.5 Энергосбережение, как природоохранная деятельность. Знать на уровне представления источники загрязнения окружающей среды. Знать на уровне понимания экологические проблемы, связанные с использованием топливно-энергетических ресурсов. Уметь проанализировать влияние различных источников топлива на окружающую среду и выбрать экологически безвредный.   [8] [10]
Тема 4.6 Возобновляемые и нетрадиционные источники энергии. Знать на уровне представления нетрадиционные источники энергии. Знать на уровне понимания перспективы использования нетрадиционных источников энергии. Уметь рассчитать эффективность использования различных видов энергии.   [8] [10]

Распределение

контрольных вопросов по вариантам

Пред-пос- лед- няя цифра шифра Последняя цифра шифра
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ

для выполнения контрольной работы

1. Охарактеризуйте предмет, цели и задачи охраны окружающей среды и энергосбережения. Изложите экологические проблемы Республики Беларусь.

2. Изложите понятие экологической проблемы и экологические проблемы современности

3. Охарактеризуйте закон Республики Беларусь «Об охране окружающей среды».

4. Определите влияние сельскохозяйственного производства на природную среду и человека.

5. Укажите способность растений и животных к адаптации. Лимитирующие факторы.

6. Охарактеризуйте понятия популяция, биоценоз, экосистема

7. Охарактеризуйте виды искусственных биоценозов, их обедненность и неустойчивость.

8. Укажите антропогенное воздействие на биосферу. Охарактеризуйте масштабы и последствия.

9. Охарактеризуйте техносферу, как измененную человеком биосферу.

10. Перечислите и дайте характеристику источникам загрязнения природной среды в сельскохозяйственном производстве.

11. Как происходит миграция средств химизации сельского хозяйства в природе, и их кумуляция в организме животных и человека.

12. Укажите и охарактеризуйте основные виды поллютантов содержащихся в пищевых продуктах.

13. Перечислите и охарактеризуйте виды и источники загрязнения сельскохозяйственной продукции. Укажите предельно допустимые концентрации в продукции.

14. Охарактеризуйте действие нитратов и тяжелых металлов на организм животных и человека.

15. Охарактеризуйте влияние нефтепродуктов на животный и растительный мир. Каковы последствия загрязнение водоемов.

16. Как проводится охрана малых рек и озер республики Беларусь? Перечислите нормативные документы.

17. Укажите и охарактеризуйте виды и источники загрязнения атмосферы.

18. Каковы последствия загрязнения атмосферного воздуха? Укажите ПДК вредных веществ в атмосфере.

19. Причина принятия закона Республики Беларусь «Об охране атмосферного воздуха». Изложите и прокомментируйте основные статьи закона.

20. Почему происходит деградация почв. Как проводится охрана почв от загрязнения.

21. Что такое эрозия почвы. Охарактеризуйте её виды. Как проявляется эрозия почв в условиях Вашего района?

22. Каково значение мелиорации земель для сельского хозяйства и ее последствия?

23. Охарактеризуйте минеральные ресурсы Республики Беларусь. Какие экологические нарушения могут быть при их добыче.

24. Изложите как проводится переработка и утилизация твердых бытовых отходов.

25. Изложите как проводится переработка и утилизация твердых промышленных и токсичных отходов. Приведите примеры.

26. Правовая охрана земель. Кодекс Республики Беларусь «О земле»

27. Охарактеризуйте растительные ресурсы Республики Беларусь. Изложите экологическую роль лугов и болот.

28. Классифицируйте методы защиты растений от вредителей и болезней. Укажите достоинства и недостатки отдельных методов.

29. Охарактеризуйте лесной фонд Республики Беларусь и его рекрационное значение.

30. Почему отдельные растения и животные занесены в Красную книгу Республики Беларусь. Приведите примеры, Укажите численность и ареал(по пять растений и животных).

31. Как проводится охрана животных. Охарактеризуйте Закон Республики Беларусь «Об охране и использовании животного мира». Приведите примеры основных статей.

32. Как осуществляется охрана рыбных ресурсов. Приведите примеры прудовых хозяйств республики и перспективы их развития.

33. Охарактеризуйте заповедник, заказник и национальный парк. Укажите их роль в природоохранной работе. Охарактеризуйте Закон Республики Беларусь «Об особо охраняемых территориях и объектах», приведите примеры статей.

34. Какие органы государственного управления занимаются природопользованием и охраной природы Республики Беларусь. Дайте характеристику каждой организации и укажите схему подчинения.

35. Как осуществляется международное сотрудничество Республики Беларусь в области охраны окружающей среды?

36. Какова радиологическая обстановка в республике в настоящее время? Какие элементы определяют повышенный радиационный фон на загрязненной территории? Приведите примеры загрязнённых территорий.

37. Охарактеризуйте естественный радиационный фон. В каких пределах колеблется естественный радиационный фон на территории республики?

38. Охарактеризуйте единицы активности радиации: кюри, беккерель. Какие дозы облучения характерны для живых организмов?

39. Как происходит радиоактивное загрязнение растений? Укажите растения – радиоконцентраторы.

40. Как происходит радиоактивное загрязнение животных? Укажите перераспределение радионуклидов в тканях животных.

41. Охарактеризуйте факторы, влияющие на накопление радионуклидов в продукции растениеводства.

42. Изложите допустимый предел дозы облучения (ПД) для работников сельского хозяйства.

43. Как происходит миграция радионуклидов в биоценозах? Какова радиочувствительность животных и растений?

44. Изложите приемы технологической и кулинарной обработки растительного и животного сырья с целью уменьшения содержания радионуклидов.

45. Изложите гигиенические требования к труду работников сельского хозяйства на загрязненной радионуклидами территории.

46. Охарактеризуйте радиационный контроль природной среды и сельскохозяйственной продукции.

47. Что такое энергия? Укажите её виды и роль в жизни человека и общества.

48. Перечислите и охарактеризуйте энергетические ресурсы современного производства.

49. Какие виды топлива используются в народном хозяйстве. Дайте им характеристику и укажите их запасы в Республике Беларусь.

50. Охарактеризуйте топливно-энергетический комплекс Республики Беларусь.

51. Охарактеризуйте способы транспортировки тепловой и электрической энергии. Приведите примеры.

52. Традиционная энергетика и ее характеристика

53. Нетрадиционная энергетика и ее характеристика

54. Почему возникла объективная необходимость энергосбережения и какие существуют проблемы. Приведите примеры.

55. Изложите энергосберегающие технологии в растениеводстве (с указанием процессов, машин, механизмов).

56. Изложите энергосберегающие технологии при эксплуатации машино-тракторного парка (с указанием процессов, машин, механизмов).

57. Изложите энергосберегающие технологии в животноводстве (с указанием процессов, машин, механизмов).

58. Как вы осуществляете энергосбережение в быту.

59. Какие существуют экологические проблемы в энергетике? Приведите примеры.

60. Изложите мировой опыт энергосбережения. Приведите примеры.

Наши рекомендации