Сопоставьте климатическую карту области с распределением полей на ее территории и дополните предложения.

1. В Кузнецкой котловине за год выпадает __________ мм осадков.

2. Количество осадков на территории Западно–Сибирской равнины колеблется от ______ до ________ мм.

3. Количество осадков на равнинах области _________, чем в горах.

4. Почвы на равнинах __________________________, но растениям не хватает _______________________.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. Почему поля расположены, в основном, на территории Кузнецкой котловины?

____________________________________________________

__________________________________________________________

2. Почему поля отсутствуют в Горной Шории, в Кузнецком Алатау, на Салаире?

______________________________________________

3. Какие условия ограничивают возможности получения высоких урожаев на территории Кузнецкой котловины?

____________________________________________________

Задание 6

Культурные растения – давние спутники человека. Ежедневно используя их в пищу, мы даже не задумываемся о том, где находится их Родина.

Где находится Родина растений, которые используются при приготовлении самых обычных блюд нашего меню?

Проанализируйте табл. 3 (Родина некоторых культурных растений Земного шара) и дополните табл. 5.

Проанализируйте табл. 5 и дополните предложение.

1. Растения, которые мы ежедневно используем в пищу, были привезены из _____________________________________________.

Таблица 5

Родина продовольственных культур

Название блюда Название растения Родина растения
Борщ со свеклой
     
     
     
     
     
Суп гороховый
     
     
Гречневая каша
     
Манная каша
     
Пшенная каша
     
Салат из свежих огурцов и помидоров с подсолнечным маслом
     
     
     
Кофе с сахаром
     
Хлеб ржаной
     

Ответьте на вопрос. Ответ сформулируйте в виде вывода.

1. Какие растения преобладают в нашем меню: сибирские или иноземные?

____________________________________________________

__________________________________________________________

Задание 7

Дикие родичи культурных растений – виды естественной флоры, входящие в один род с культурными растениями, потенциально пригодные для введения в культуру или использования в процессе получения новых сортов.

Сколько диких родичей культурных пищевых растений произрастает в нашей области?

Проанализируйте Определитель растений Кемеровской области и дополните табл. 6 по образцу.

Таблица 6

Дикие родичи культурных пищевых растений во флоре Кемеровской области

Сопоставьте климатическую карту области с распределением полей на ее территории и дополните предложения. - student2.ru

Примечание: приведены названия родов растений.

Проанализируйте табл. 6 и дополните предложения.

1. В нашей области произрастает _______ видов диких родичей культурных растений, перечисленных в табл. 6.

2. Больше всего диких родичей обнаружено у следующих культур:

_____________________________________________.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. Какое значение имеют дикие родичи культурных растений в практической деятельности человека?

______________________________________________

__________________________________________________________

2. Могут ли дикорастущие растения Кемеровской области использоваться в селекции?

____________________________________________________

Задание 8

Возделываемые растения Земного шара преимущественно относятся к Цветковым (Покрытосеменным). Семейства Покрытосеменных растений отличаются по числу одомашненных видов.

К каким семействам относятся растения, выращиваемые в Кемеровской области в качестве пищевых?

1. Проанализируйте материалы пособия Растительный мир Кузбасса (глава «Культурные растения», Приложение 19) и заполните табл. 7.

Проанализируйте табл. 7 и дополните предложения.

1. В семействе _______________________ выявлено больше всего (________) видов культивируемых растений.

2. В семействе ________________________ выявлено меньше всего (_________) видов культивируемых растений.

3. Хлебные культуры – виды из семейства ________________.

4. Крупяные культуры – виды из семейств ___________________________________________________.

5. Овощные культуры – представители семейств _____________________________________________.

6. Пряные культуры обнаружены в семействах _____________________________________________.

7. Плодово–ягодные культуры выявлены в семействах _____________________________________________.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. С чем связано отсутствие овощных растений в некоторых проанализированных семействах?

______________________________________________

2. Почему пряные культуры неравномерно распределены в различных семействах?

____________________________________________________

__________________________________________________________

3. Может ли систематическая принадлежность растения повлиять на его применение человеком?

______________________________________________

__________________________________________________________

Таблица 7

Сопоставьте климатическую карту области с распределением полей на ее территории и дополните предложения. - student2.ru Систематическая принадлежность культивируемых в области растений

Задание 9

Сфера использования растений и их органов зависит от накапливаемых веществ.

В каких органах накапливаются вещества у выращиваемых в области культурных растений?

Проанализируйте Приложение 19 пособия Растительный мир Кузбасса и заполните табл. 8, укажите в каждой графе число видов.

Таблица 8

Сопоставьте климатическую карту области с распределением полей на ее территории и дополните предложения. - student2.ru Используемые органы культурных растений Кемеровской области

Проанализируйте табл. 8 и дополните предложения.

1. Чаще всего у растений, выращиваемых в нашей области, используются ____________________________________________, а реже всего – ______________________________________________.

2. Генеративные органы используются обычно у ____________________________________________________ культур. Использование вегетативных органов характерно для ______________________________________ культур.

Ответьте на вопросы. Ответы сформулируйте в виде выводов.

1. С чем может быть связано использование тех или иных органов растений?

_______________________________________

Задание 10

Человек использует в пищу растения из различных систематических групп?

В какие семейства входят растения, использованные для приготовления блюд ежедневного потребления?

1. Проанализируйте Приложение 19 пособия Растительный мир Кузбасса, Свободную энциклопедию Википедия [12] и дополните табл. 9.

Проанализируйте табл. 9 и дополните предложения.

1. В приготовлении блюд данного меню использованы растений из следующих семейств: _____________________________________________.

2. Чаще всего использовались растения из семейства _________________________________________________________.

Наши рекомендации