Возможно выполнение целевых видов

Методические указания для студентов по самостоятельной подготовке

К практическому занятию по коммунальной гигиене

Профилактика инфекционных и неинфекционных

заболеваний населения, которые распространяются водным путем»

(Для студентов VI курса медицинского факультета,

специальность – медико-профилактическое дело)

Донецк - 2011

Тема: «профилактика инфекционных

и неинфекционных заболеваний населения,

которые распространяются водным путем»

Актуальность темы

Обеспечение населения водой для хозяйственно-питьевых нужд практически всегда связано с теми или иными способами и методами кондиционирования ее качества, так как вода в источниках водоснабжения, в силу антропогенного загрязнения в современных условиях практически всегда не соответствует понятию «доброкачественная вода». Характер и степень этого загрязнения крайне разнообразны, в связи с чем требуются иногда большие затраты на получение чистой питьевой воды с применением различных устройств и сооружений. Выбор методов кондиционирования качества воды источника обусловлен ее химическим составом, органолептическими и микробиологическими показателями, а также показателями токсической безопасности.

В сельских населенных пунктах имеются свои специфические особенности в организации водоснабжения водой населения.

При осуществлении государственного надзора за водоснабжением населенных мест врач по коммунальной гигиене должен четко знать факторы, влияющие на выбор способов и методов улучшения качества воды, уметь оценить эффективность работы водопроводных сооружений для получения доброкачественной питьевой воды.

Цели обучения

Общая цель: уметь проводить сравнительную характеристику способов и методов кондиционирования качества питьевой воды для доведения ее качества до требований нормативных документов и видам водоснабжения населенных мест. Уметь проводить санацию шахтного колодца и каптажа родника.

Конкретные цели: Цели исходного уровня знаний-умений:
Уметь:
1. Дать сравнительную характеристику и обосновать вариант выбора источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения. 1. Определить вид источника водоснабжения (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
2. Оценить границы и мероприятия в зонах санитарной охраны источников водоснабжения. 2. Интерпретировать понятие «зоны санитарной охраны водоисточника» (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
3. Определить наиболее эффективные способы и методы улучшения качества питьевой воды. 3. Обосновать необходимость улучшения качества воды из водоисточника (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).
4. Установить причины ухудшения качества воды на водопроводной сети населенного пункта, предложить мероприятия по их устранению.  
5. Проводить дезинфекцию головных водопроводных сооружений и водопроводной сети, санацию шахтного колодца. 4. Оценить санитарно-топографические исследования территории расположения шахтного колодца (кафедра гигиены, экологии и безопасности жизнедеятельности, 3 курс).

Для того, чтобы уяснить соответствует ли исходный уровень Ваших знаний-умений необходимому, выполните следующие задания. Правильность решения заданий сверьте с эталонами ответов.

Задания для самопроверки и самокоррекции исходного

Уровня знаний-умений

Задание 1. Разведочной скважиной на глубине 52 м обнаружен подземный водоносный горизонт – меловые отложения мощностью 6-8 м, полностью заполненные водой. Подстилающий слой – глина, мощностью в 5-6 м, перекрывающий горизонт (кровля) – плотный песчаник и известняк, мощностью 7-8 м и далее к поверхности земли: суглинок – 9 м, супесь – 12 м, глина – 8 м и чернозем – 1 м.

По условиям залегания определите вид подземного водоносного горизонта:

А. Верховодка.

В. Грунтовые воды.

С. Межпластовые воды ненапорные воды.

D. Межпластовые напорные воды.

Е. Водоем.

Задание 2. В качестве водоисточника для хозяйственно-питьевого водоснабжения населенного пункта используется река. С целью охраны водоисточника от загрязнения организованы зоны санитарной охраны.

Для данного источника водоснабжения зоны санитарной охраны должны быть организованы в составе:

А. Одного пояса.

В. Двух поясов.

С. Трех поясов.

D. Четырех поясов.

Е. Пяти поясов.

Задание 3. В качестве источника хозяйственно-питьевого водоснабжения населенного пункта выбраны межпластовые ненапорные воды. При оценке качества воды из разведочной скважины установлено, что ее жесткость превышают гигиенические нормативы.

Определите необходимость улучшения качества воды из скважины.

А. Воду необходимо отстаивать.

В. Вода из скважины нуждается в фильтрации.

С. Необходимо обеззараживание воды.

D. Воду необходимо опреснять.

Е. Требуется умягчение воды.

Задание 4. Шахтный колодец расположен на территории домовладения на расстоянии 25 м от выгребной ямы.

Оцените правильность размещения колодца.

А. Колодец размещен правильно, расстояние от выгребной ямы должно быть не менее 10 м.

В. Колодец размещен правильно, расстояние от выгребной ямы должно быть не менее 20 м.

С. Колодец размещен неправильно, расстояние от выгребной ямы должно быть не менее 40 м.

D. Колодец размещен неправильно, расстояние от выгребной ямы должно быть не менее 50 м.

Е. Колодец размещен неправильно, расстояние от выгребной ямы должно быть не менее 100 м.

Эталоны ответов на задания: 1 – D, 2 – С, задания 3 и 4 решите самостоятельно.

Информацию, необходимую для формирования исходного уровня знаний-умений, можно найти в следующих источниках литературы:

1. І.І Даценко, Р.Д.Габович. Профілактична медицина. Загальна гігієна з основами екології. – К.: Здоров’я, 1999. – С. 190 – 220.

содержание обучения

Теоретические вопросы, на основании которых

возможно выполнение целевых видов

Деятельности

1. Источники водоснабжения, их сравнительная характеристика.

2. Гигиеническое обоснование выбора источника централизованного хозяйственно-питьевого водоснабжения.

3. Зоны санитарной охраны источников водоснабжения.

4. Водопровод из подземных и поверхностных источников: схемы водоснабжения населенных.

5. Основные и специальные методы улучшения качества воды.

6. Роль коагуляции в очистке питьевой воды. Коагулянты и флокулянты. Сущность процесса коагуляции, факторы, определяющие ее эффективность.

7. Сравнительная характеристика методов и способов обеззараживания воды, показания к применению. Механизм бактерицидного действия. Факторы, влияющие на эффективность обеззараживания.

8. Гигиенические требования к устройству, содержанию и эксплуатации водопроводной сети.

9. Причины возможного ухудшения качества воды на водопроводе, пути их предупреждения и устранения.

10. Методика санитарного обследования водопровода из подземного и поверхностного водоисточника.

11. Организация контроля за качеством питьевой воды на водопроводе.

12. Методика отбора проб питьевой воды и воды источника для лабораторного исследования.

13. Организация и проведение дезинфекции водопроводных сооружений. Показания к применению, оценка эффективности

14. Дезинфекция шахтных колодцев, обеззараживания воды в них, показания к применению, оценка эффективности.

После усвоения вышеуказанных вопросов ознакомьтесь с графом логической структуры темы занятия (Приложение 1).

Источники информации, необходимые

для реализации целей обучения

1. Комунальна гігієна / Е.Г. Гончарук, В.Г. Бардов, С.І. Гаркавий, О.П. Яворовський та ін. / За ред. Є.Г. Гончарука. – К.: Здоров׳я, 2003. – С. 96-115, 120-177, 183-184.

2. Руководство к лабораторным занятиям по коммунальной гигиене /Под ред. Е.И. Гончарука. – М.: Медицина, 1990. – С. 97 – 102.

3. Гігієна та екологія. Підручник / За ред. В.Г.Бардова. – Вынниця: Нова Книга, 2006. – С. 178-191.

Дополнительная литература

1. Коммунальная гигиена / Под ред. К.И. Акулова, К.А.Буштуевой. – М.: Медицина, 1986. – С. 75 – 109.

2. СНиП 2.04.01-85 «Внутренний водопровод и канализация зданий».

3. СНиП 2.04.02-84. «Водоснабжение. Наружные сети и сооружения».

4. Закон України «Про питну воду та питне водопостачання». Затверджений Постановою Верховної Ради України від 10.01.2002 р.

5. Державні санітарні норми та правила «Гыгыэнычны вимоги до води питноъ, призначеноъ для споживання людиною» (ДсанПыН 2.2.4-400-10). – Наказ МОЗ України № 400 від 12.05.2010 р.- Зареэстровано Міністерстві юстиції України 1 липня 2010 р. за № 452/17747.

ориентировочная основа деятельности

После изучения источников литературы ознакомьтесь с алгоритмом, который определяет последовательность и характер Ваших действия при выполнении самостоятельной работы (Приложение 2).

Наши рекомендации