Качество жизни и качество окружающей среды

Рассмотрение охраны и развития окружающей среды чаще всего связано с рассмотрением «качества жизни», а некоторые считают, что эти вопросы невозможно разделить. От­мечается, что охрана и развитие окружающей природной среды и общественной среды являются не только предпосылкой улуч­шения «качества» жизни, но и ее важнейшим компонентом. Эта взаимозависимость охраны и развития окружающей среды и «ка­чества жизни» стала очевидна начале 60-х.годов, когда термин «качество жизни» был впервые введен в научный оборот. В эти годы нарушение экологического равновесия стало темой многочисленных дискуссий и актуальность осознания экологиче­ских проблем стала все более очевидной. А именно, дискуссии о качестве жизни стали проводиться в то время, когда в промышленно развитых (и наиболее богатых) странах усилились не толь­ко позитивные (развитие производительных сил и рост жизнен­ного уровня), но и негативные последствия существующего типа промышленного и технологического развития. В этих странах резкий рост производительных сил и повышение богатства и жиз­ненного уровня не сопровождались гуманизацией промышленных и общественных отношений. Поэтому назрела потребность каче­ственно нового подхода к рассмотрению соотношения личного и общественного, поскольку понятие жизненного уровня недоста­точно учитывало требование «всеобъемлемого удовлетворения личности». Понятие «качество жизни» имеет различное толкование, так как его можно рассматривать с различных аспектов (что факти­чески и делается): физического, медико-экологического, экономи­ческого и социологического.

Так, с экономического аспекта ка­чество жизни характеризуется удовлетворением материальных по­требностей. Качество жизни хр-ет весь диапозон свойств, отражает удовлетворенность людей имеющимися у них материальными и духовными благами, обеспеченность, комфортность, удобство жизненных условий, их приспособленность к современным требованиям, отсутствие болезней и продолжительность жизни.

С социологической точки зрения качество жизни подразумевает определенное рабочее место, место в обществе и удов­летворение потребностей для утверждения личности посредством образования, культуры, развлечений. Однако, невзирая на то, с какой точки зрения рассматривается понятие «качество жизни», его наиболее характерной чертой жизненный уровень населения. В связи с этим обращается внимание на недостаточно точное определение этого понятия. В стремлении к более точному определению качества жизни исходили из анализа понятий «ка­чество» и «жизнь». Качество жизни подразумевает использование большего числа факторов по сравнению с каким-либо другим показателем, кото­рый применялся до настоящего времени. Это объясняется тем, что качество жизни учитывает условия жизни в каждом конк­ретном обществе и возможности отдельных людей добиться его. Оно предполагает наличие определенных идивидуальных харак­теристик (потребности, ценности, характерные особенности, жиз­ненная философия, семейные отношения и др.). Следовательно, речь идет о специфическом и комплексном понятии, что подтвер­дили замечания некоторых авторов. Их исследования показали, что повышение материального благосостояния людей не ведет ав­томатически к росту качества жизни. Напротив, в условиях экологического кризиса становится сомнительным рост качества жизни в промышленно развитых странах; Поэтому в целях сохранения и повышения качества жизни необходимо принимать во внимание то, что резкий рост производительных сил ведет не (только к творческим, но и разрушительным последствиям.

Взаимозависимость качества жизни и качества окружающей [среды следует также рассматривать и с точки зрения преодоления биологической сущности человека, которая наступила в резуль­тате современной кризисной экологической ситуации. Поэтому качество жизни и качество окружающей среды не должны противопоставляться друг другу. Таким образом, когда нависла угроза и произошло нарушение экологического равновесия в окружающей природной среде, сразу же встала проблема качества жизни. В то же время отношение к окружающей среде, в смысле ее сохранения (а значит и со­хранения ее качества), стало трактоваться как отношение к по­вседневной жизни. О ее сохранении должны заботиться все об­щественные группы, причем на всех уровнях, которые желают заботиться о своей повседневной жизни.

Под «качеством жизни» подразумевается
удовлетворение потребностей человека в течениё определенного
промежутка времени (Т.Логотети и Р.Кантор). Качество жизни
определяется как «благосостояние личности, уровень удовлетво­
ренности или неудовлетворенности жизнью, ее радость или горе»
(Н.Делки и С.Боурке). По мнению известного теоретика Д.Фос-
тера, «качество жизни» определяется уровнем стрессовых ситуа­
ций (вообще «жизненных трудностей»), плотностью населения,
качеством питания и уровнем загрязнения окружающей среды.
Этот автор считает, что чем выше уровень развития промышлен­
ности и национального дохода в расчете на душу населения, тем
больше плотность населения и уровень загрязнения окружающей
среды. По его мнению, это ведет к росту стрессовых ситуаций и
к более низкому «качеству жизни». Одним из первых на качество жизни в связи с охраной окружающей среды указывает Руди Супек. Он обращает внимание на то, что при рассмотрении экологических проблем сохранения человече­ского вида необходимо учитывать не только «минимальные усло­вия выживания человека, но и разработать понятие «качество жизни», т.е. известные гуманистические и эстетические критерии жизни, которые позволяют человеку подняться над чисто биоло­гической сферой существования».

. В этом смысле ка­чество жизни означает отношение между отдельным человеком и окружающей природной и общественной средой. При этом более высокое качество жизни предполагает существование как эколо­гически более благоприятной окружающей среды, так и толеран­тной и хорошо организованной социальной среды133. качества жизни, мы считаем, что это поня­тие должно означать удовлетворение потребностей людей в оп­ределенных общественных условиях. Это удовлетворение должно создавать ощущение наслаждения от того, что потребности удовлетворяются соответствующим способом и в определенном объеме и в рамках данной ценностной ориентации,что «качество жизни по-разному по­нимается в отдельных странах. А именно, бедных обществах экономический рост является «условием развития социального благосостояния и развития качества жизни, а в промышленно развитых странах качество жизни становится условием дальней­шего экономического роста, а значит условием дальнейшего на-копления, диссеминации и использования знаний».

. С ростом общественного, особенно научного интереса к проблеме окружающей природной среды, встал вопрос качества окружающей среды. Становилось все более очевидным, что решение экологических проблем должно обеспечивать не только ох­рану экологического равновесия в окружающей среде, но и спо­собствовать сохранению и развитию окружающей среды. При этом охрана и развитие окружающей среды должны осуществляться таким способом, чтобы создавались условия не только для самого существования человека как биологического вида, но и его развития как общественного, сознательного, творческого и ценностного существа. Однако, как оказалось, не так легко и просто принять некоторые общие показатели качества окружа­ющей среды.

В контексте такого подхода к определению качества окружа­ющей среды, которая, как уже было сказано, представляет собой совокупность природных элементов и общественных творений (в которой человек живет как природное и общественное существо), между которыми существует специфическая взаимозависимость, следует рассматривать такие сложные проблемы, как качество жизни и качество окружающей среды. Необходимость этого обус­ловлена тем, что взаимосвязь природных и общественных ком­понентов окружающей среды проявляется не только во влиянии общественных компонентов (общественных процессов и творений) на природную среду, но и во влиянии природных факторов на общественные факторы, на культуру, понимаемую в широком смысле слова как совокупность материальных и духовных тво­рений. Их взаимозависимость проявляется и в деградации при­родных и общественных компонентов окружающей среды. Дегра­дация одного компонента рано или поздно приводит к деградации другого компонента. Следовательно, нарушение экологического равновесия в природе, которое проявляется в загрязнении атмосферы, земли, воды и моря, накоплении твердых отходов и вред­ных веществ в продуктах питания, в росте шума и загрязнении радиоактивными материалами, является результатом присвоения природы и производства в таких общественно-экономических от­ношениях, в которых человек подчинен человеку, а целью про­изводства является присвоение как можно большего богатства.

Качество окружающей среды

Исходя из вышеизложенного понимания качества жизни, окружающей среды и ее качества, взаимозависимости между ка­чеством жизни и качеством окружающей среды можно дать более точное определение качества окружающей среды. Под качеством окружающей среды, при расширительном ее толковании, подразу­мевается относительно стабильная (территориальная и времен­ная обусловленность окружающей среды большим числом взаимо­связанных факторов из четырех основных областей: естествен­ных и созданных человеком ресурсов и процессов в окружающей среде, средств и мер по осуществлению экологической политики и влияния окружающей среды на общественное развитие, ее качество должно обес­печить существование и развитие человека как биологического и как общественного, сознательного, творческого и ценностного су­щества. А это означает, что когда говорят о качестве окружа­ющей среды, то имеют в виду ее природные и общественные компоненты. Такой подход обусловлен тем, что человеку угрожа­ет не только деградация (загрязнение), низкое и неудовлетвори­тельное качество природной среды, но и низкое и неудовлетво­рительное качество общественных компонентов окружающейприррднрй среды. В этом смысле во введении Стокгольмской декларации Конференции ООН по окружающей среде (1972 г.) было подчеркнуто, что для благосостояния человека и соблюдения его основных прав (включая право на жизнь) существенное зна­чение имеют оба компонента окружающей среды — естественный и созданный человеком. Поэтому человек имеет право на такие \ условия жизни и окружающую природную среду, которые обес-печивают ему достойную жизнь. В то же время люди обязаны защищать и улучшать окружающую среду для современного в будущих поколений.

Качество природного компонента окружающей среды предполагает сохранение экологического равновесия в такой форме, ко­торая обеспечивает выживание и развитие человека как биологического существа. Такая цель может быть достигнута, если в процессе присвоения природы исходить из ограниченных возможностей биосферы, т.е. из невозобновляемых ресурсов, без которые невозможна жизнь человека в окружающей среде. Поэтому производственная деятельность человека не должна вести к уничтожению невозобновляемых природных ресурсов, являющихся не обходимым условием существования жизни. Производственная деятельность человека не должна вести к созданию продуктов, npичиняющих вред другим существам, присутствие которых имеет важное значение для сохранения экологического равновесия как предпосылки человеческой жизни. Для достижения такого качества окружающей природной среды-необходимо руководствоваться новой шкалой ценностей, в которой центральное место должно занимать как прогресс человека-производителя, развитие и защита его способностей, так и охрана окружающей природной среды. Однако охрана окружающее природной среды и развитие качества жизни не имеют одинаковое значение во всех странах современного общества. Это обусловлено тем, что наряду с промышленно развитыми странами, в которых наруше­ние экологического равновесия представляет собой значительную проблему, существуют страны и регионы, в которых люди все еще борются за обеспечение элементарных средств своего суще­ствования. В этих странах не так остро стоит проблема ох­раны окружающей природной среды, т.е. поддержания экологи­ческого равновесия. В них особую актуальность приобретает проблема обеспечения минимальных условий для удовлетворения потребностей новым способом, который позволял бы сохранять человеческое достоинство. Охрана природной среды в этих странах выдвигается на первый план только при ввозе «грязной тех­нологии» из промышленно-развитых стран.

В сущности, резкая и быстрая урбанизация ослабила и в значительной степени разрушила социальную среду, которая поддерживала людей во время кризиса; Ослабление и разрушение этих структур, прекращение взаимных контактов и эмоциональ­ных связей в них. сделали людей более уязвимыми. «В такой ситуации человек ощущает себя все более отчужденным от своей "человеческой природы, своего природного и общественного окру­жения. Он становится все более одиноким, ослабленным и беспомощным». Таким образок, «загрязнение общественной среды имеет ничуть не меньше негативных последствий для человека, чем загрязнение природы». Поэтому с полным правом можно сказать, что «любой дефицит энергии не так опасен для человека, как дефицит внимания подлинным человеческим потребностям со стороны государственных учреждений и общественных организа­ций»146. что качество окружающей среды охватывает состояние природной среды, которое не угрожает существованию человека как биологического существа и не ухудшает его жилье, условия

Качество жизни и качество окружающей среды - student2.ru Качество жизни и качество окружающей среды - student2.ru Качество жизни и качество окружающей среды - student2.ru жизни и труда, которые соответствуют решениям человека как сознательного; творческого,: ценностного и свободного существа. Качество окружающей среды должно обеспечить постоянногоразвитие человека; его очеловечивание на самом высоком уровне, а не его деградацию. Осуществление такого качества окружающей среды должно обеспечить цивилизованные изменения в современном, обществе «в смысле интеграции процессов, протекающих в сфере жилья, труда, транспорта, услуг, культуры, рекреации, в смысле интенсивного культивирования целых районов изменения структуры населенных пунктов, что, впрочем, станов­ятся неотъемлемым условием цивилизации».

При рассмотрении основных показателей качества окружающей среды и его развития особого внимания заслуживает проблема качества трудовой среды, так как человек-работник зна­чительную часть своей жизни проводит в процессе труда. Сле­довательно, условия труда есть условия жизни человека или, как мы уже сказали, трудовая среда является составной частью ок­ружающей природной среды. Поэтому в последние годы наряду со стремлением развивать качество окружающей среды стараются развивать и качество трудовой среды. А именно, по обществен­но-экономическим и идейно-политическим причинам или из-за стремления сделать положение человека в процессе труда как, можно более адекватным (что в большей или меньшей степени» зависит от различных обстоятельств в отдельных странах) его: природно-общественной сущности, все чаще обращается внимание: на улучшение «качества трудовой жизни» и (или) «качества тру­довой среды».

При определении качества трудовой среды следует исходить из прежних попыток определить как «качество трудовой жизни», так и «качество трудовой среды» и из того факта, что на качество трудовой среды влияет не только техническая вооруженность тру­да (средства производства), но и общественные отношения, в ко­торых осуществляется трудовая деятельность. Однако, несмотря на все более частое использование понятий «качество трудовой жизни» и «качество трудовой среды» делается немного для более полного определения значения этих понятий, те. для более точного

Исходя из понимания человека (как природно-общественного существа) как творческого, свободного и ценностного существа, и из характера человеческого труда, взаимоотношений между че­ловеком и окружающей средой, из уровня развития производи­тельных сил в современном обществе, мы считаем, что понятие качества трудовой среды включает следующие характеристики: средства труда, которые не требуют (или в меньшей степени требуют) физических усилий; целесообразная механизация (авто­матизация) трудового процесса, которая не будет противопо­ставлять повышение интеллектуального уровня труда депрофес­сионализации (в противном случае труд для человека приобрел бы характер «бессмысленной деятельности»); химизация производ­ственного процесса при полной защите здоровья работников и организация труда, в которой человеческая личность воспроизво­дится не в качестве исполнителя отдельных трудовых операций, а в качестве человека, который в состоянии управлять и конт­ролировать процесс труда. В такой трудовой среде обеспечива­ются не только безопасные условия труда, в которых защищена целостность человека (физические, психические и моральные характеристику но и условия труда, в которых уважается чело­веческое достоинство и создаются условия для развития трудовых и Других творческих способностей человека. Однако как процесс труда и трудовая деятельность человека находят свое проявление в конкретных формах этого общественного процесса, так и ка­чество трудовой среды выступает как качество конкретной

Наши рекомендации