Формирование элементарных математических представлении

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Умственное воспитание

Формирование элементарных математических представлении

И сенсорное воспитание

1. Пытается самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.(См. задание 2 второй младшей группы).

2. Знает и называет шар, куб, цилиндр.
Задание «Назови геометрическую фигуру»

Материал:шар, куб, цилиндр (двух-трех размеров или разных цветов можно из строительного ма­териала).

Инструкция к проведению:

На стол перед ребенком выставляются геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры. Воспитатель предлагает назвать каждый предмет,

3. Знает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Умеет находить в окружаю­щей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

Задание «Найди похожие предметы в группе»

Материал:геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей об­становке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.

4. Пытается сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Задание «На что похоже?»

Материал:геометрические фигуры, картинки с изображением предметов разной формы (пирамид­ка, мяч и т. д.).

Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, а затем разло­жить картинки к соответствующим геометрическим фигурам, рассказать о том, что сделал.

5.Умеет подбирать предметы по одному-двум качествам (размер, материал, цвет: коричне­вый, оранжевый, светло-зеленый).

Задание «Выбери фигуру»

Материал:геометрические фигуры разного цвета (коричневый, оранжевый, светло-зеленый), раз­мера, фактуры, материала.

Инструкция к проведению:

Геометрические фигуры выкладываются на столе. Воспитатель предлагает ребенку выбрать из всего количества фигур маленький треугольник, деревянный круг, большой квадрат и сказать, какого цвета каждая фигура.

Различает, из каких частей состоит группа, называет их характерные особенности.

7. Считает до 5 (пользуясь правильными приемами счета).

Отвечает на вопрос «Сколько всего?»

Материал:пять игрушек разной величины, цвета, формы (например: большой и маленький мяч, большая и маленькая пирамидка и т. д.)

Инструкция к проведению:

Воспитатель выставляет игрушки на стол, просит ответить на вопросы: «Что на столе? Сколько игру­шек? Одинаковые ли они по форме, по величине, по цвету? Сосчитай игрушки. Сколько всего?»

9. Сравнивает две группы предметов путем составления пар.
Задание «Угости зайца морковкой»

Материал:5 морковок, 4 зайчика, фланелеграф. Инструкция к проведению:

Воспитатель размещает на фланелеграфе зайчиков с одной стороны и морковки с другой сторо­ны. Спрашивает, как узнать, сколько зайчиков. Предлагает ребенку посчитать их. Затем предлагает уго­стить зайчиков морковкой, спрашивает: «А хватит ли всем зайчикам морковки? Как это узнать?». (По­ложить под каждым зайчиком по морковке). Ребенок раскладывает морковки. Воспитатель спрашивает: «Сколько морковок? Что можно сказать о количестве зайчиков и морковок? Чего больше: зайчиков или морковок? Чего меньше: зайчиков или морковок?»

Ребенок и окружающий мир

Предметное окружение

Называет самые разные предметы, которые его окружают в помещениях, на участке, на улице.

Знает назначение предметов.

3. Знает и называет материалы, из которых сделаны предметы (стекло, металл, пластмасса,
резина).

4. Умеет определять свойства материалов в процессе экспериментальных действий (после­довательные действия с материалом в соответствии с алгоритмом).

5. Устанавливает причинно-следственные связи между материалом и способом использова­ния вещи.

«Назови предмет, сделанный из...»

Материал:предметы из различных материалов.

Ход:ребенку предлагается назвать предметы, сделанные из стекла, рассказать, для чего они нужны, определить свойства данного материала. По такому же принципу попросить назвать и охарактеризовать предметы из металла, резины, пластмассы, дерева. Задать вопросы:

• Можно ли использовать ложку из стекла?

• Можно ли использовать мяч из стекла?

• Можно ли использовать сапоги из пластмассы?

• Можно ли использовать туфли из металла?

6. Умеет группировать предметы, называя их обобщенным словом
« Четвертый лишний»

Материал:предметные картинки посуды, одежды, игрушек, мебели, транспорта.

Ход:ребенку предлагается из четырех предметных картинок выбрать одну лишнюю, объясняя при­чину выбора.

7. Умеет классифицировать посуду на кухонную, чайную, столовую
«Магазин»

Материал:набор чайной, столовой и кухонной посуды или предметные картинки с ее изображени­ем.

Ход:предложить ребенку разложить посуду по трем разным разделам: кухонному, отделу столовой посуды и отделу чайной посуды.

8. Имеет представление об общественном транспорте (автомашина, автобус, трамвай, поезд, самолет, теплоход).

«Что лишнее?»

Материал:предметные картинки с изображением транспортных средств: легковой автомобиль, ав­тобус, теплоход, самолет, поезд, трамвай. Предметные картинки с изображением предметов, похожих на транспорт, но не относящихся к нему: подъемный кран, комбайн, асфальтовый каток, трактор, танк.

Ход:предложить ребенку выбрать из разложенных на столе картинок те, изображения на которых не являются общественным транспортом, попросить обосновать свой выбор.

Явления общественной жизни

1.Активно участвует в мероприятиях, готовящихся в группе, в ДОУ, в частности, направлен­ных на то, чтобы порадовать детей, взрослых.

Трудовое воспитание

Примечание: Исследование осуществляется через наблюдение.

Развитие речи

Вариант 2.

Инструкция:воспитатель предлагает ребенку придумать историю, что бы случилось, если бы все звери стали говорить или если бы у тебя была волшебная палочка и т. д.

Баллы:

4 — ребенок может придумать историю, проявляя творчество, фантазию.

2 — затрудняется в придумывании невероятной истории, отвечает коротко, одним предложением, без особого интереса, не проявляет творчество.

0 — не может придумать невероятную историю.

Задание: «Украсим группу»

Предложить дымковскую игрушку, филимоновскую игрушку, иллюстрации и картины. Назвать предметы, особенно понравившиеся им. Обратить внима­ние на оформление помещения группы; спросить, куда лучше поместить выбранный предмет оформления.

Задание: «Укрась силуэт»

Используя гуашь, украсить силуэт игрушки элементами дымковской и филимоновской росписи.

Побеседовать с ребенком. Определить, выделяет ли ребенок средства выразительности: цвет, форму, величину.

Задание: «Лето»

Предложить использовать разнообразные материалы (карандаши, фломастеры, мелки). Анализ выразительности форм, подбора цвета, сюжета, рас­положение рисунка на листе.

Лепка

Задание: «Овощи и фрукты»

Педагог предлагает ребенку вылепить любые овощи, фрукты. Анализ работы, образа предмета. Использование усвоенных приемов: прищипывание, от­тягивание, сглаживание (2 критерия).

Аппликация

Задание: «Приглашение»

Анализ работ:оценивается правильная работа с ножницами. Аппликация: подбор цвета при составлении узора и умение сгибать лист пополам.

Конструирование

Задание: педагог предлагает ребенку рассмотреть рисунок-схему постройки (на выбор: заборчик, скамейка, домик воротца, дорожка). После рассмо­трения рисунка педагог предлагает ребенку сделать постройку из имеющихся деталей. Ребенок использует рисунок-схему.

Анализ работ:использование деталей с учетом конструктивных свойств. Умение преобразовать постройку в соответствии с заданием воспитателя (2 критерия). Например, построить улицу и т. д.

Игра

Примечание: исследование проводится при помощи метода наблюдения.

СРЕДНЯЯ ГРУППА

Умственное воспитание

Формирование элементарных математических представлении

И сенсорное воспитание

1. Пытается самостоятельно обследовать предметы, используя знакомые и новые способы.(См. задание 2 второй младшей группы).

2. Знает и называет шар, куб, цилиндр.
Задание «Назови геометрическую фигуру»

Материал:шар, куб, цилиндр (двух-трех размеров или разных цветов можно из строительного ма­териала).

Инструкция к проведению:

На стол перед ребенком выставляются геометрические фигуры: кубы, шары, цилиндры. Воспитатель предлагает назвать каждый предмет,

3. Знает и называет круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Умеет находить в окружаю­щей обстановке предметы, похожие на знакомые фигуры.

Задание «Найди похожие предметы в группе»

Материал:геометрические фигуры: квадрат, треугольник, круг, прямоугольник. Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает взять в руку геометрическую фигуру, назвать ее и найти в окружающей об­становке предметы, похожие на эту геометрическую фигуру.

4. Пытается сравнивать, группировать, классифицировать предметы.
Задание «На что похоже?»

Материал:геометрические фигуры, картинки с изображением предметов разной формы (пирамид­ка, мяч и т. д.).

Инструкция к проведению:

Воспитатель предлагает ребенку рассмотреть картинки с изображением предметов, а затем разло­жить картинки к соответствующим геометрическим фигурам, рассказать о том, что сделал.

5.Умеет подбирать предметы по одному-двум качествам (размер, материал, цвет: коричне­вый, оранжевый, светло-зеленый).

Задание «Выбери фигуру»

Материал:геометрические фигуры разного цвета (коричневый, оранжевый, светло-зеленый), раз­мера, фактуры, материала.

Инструкция к проведению:

Геометрические фигуры выкладываются на столе. Воспитатель предлагает ребенку выбрать из всего количества фигур маленький треугольник, деревянный круг, большой квадрат и сказать, какого цвета каждая фигура.

Наши рекомендации