Организационные структуры управления природопользованием

Важнейшим звеном механизма управления являются его организаци­онные структуры - система органов власти и управления в области охра­ны окружающей среды и природопользования. К управлению причастны все ветви власти: президентская, представительная (законодательная), исполнительная и судебная. Каждая из них выполняет свои функции и имеет подразделения, специально уполномоченные для регулирования сферы природопользования. Организационно управление природополь­зованием и природоохранной деятельностью осуществляется посредством территориального и отраслевого принципов.

8. Территориаль­ный принцип управления реализуется в нашей стране следую­щим образом:

Глава государства, Президент Республики Беларусь, в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, издает декреты, указы, распоряжения, директивы (в том числе касающиеся и экологических проблем), ко­торые имеют силу на всей территории страны. Президент сам или через создаваемые им властные структуры контролирует соблюдение экологи­ческого законодательства местными органами управления и самоуправле­ния, а также подведомственными органами.

Парламент - Национальное собрание Республики Беларусь, являясь представительным и законодательным органом государства, определяет основные направления государственной экологической политики, принимает законодательные акты в области охраны окружающей среды и приро­допользования, при необходимости объявляет территории зонами эколо­гического бедствия. В Палате представителей Национального собрания действует Постоянная комиссия но проблемам чернобыльской катастро­фы, экологии и природопользованию, от которой зависит окончательная форма принимаемых экологических законов.

Правительство, Совет Министров Республики Беларусь, является центральным органом госуправления и осуществляет исполнительную власть в республике, в том числе реализует государственную экологическую по­литику, обеспечивая разработку и выполнение экологических программ и крупных природоохранных мероприятий, координируя деятельность ми­нистерств и иных республиканских органов управления в части охраны окружающей среды и природопользования, определяя направления меж­дународного экологического сотрудничества.

На местах территориальный принцип управления реализуется областными, городскими, районными, поселковыми, сельскими Советами депу­татов, а также их исполкомами, которые несут ответственность за состоя­ние окружающей среды на подведомственных территориях, выполнение государственных экологических программ и прочих природоохранных ме­роприятий, а также разрабатывают и утверждают местные программы ох­раны природы, организуют их материально-техническое и финансовое обес­печение.

9. Отраслевой принцип управления состоит в осуществлении государственного контроля за состоянием окружающей среды и принятии мер по ее охране со стороны отраслевых министерств и ведомств, которые отно­сятся к органам специальной компетенции, уполномоченным выполнять природоохранные функции. Основным государственным органом управ­ления в области охраны окружающей среды и природопользования в Рес­публике Беларусь является Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь (Минприроды Республики Бе­ларусь). На него возложены следующие функции:

- разработка и проведение единой государственной политики в обла­сти охраны окружающей среды и рационального использования природ­ных ресурсов;

- комплексное управление природоохранной деятельностью в респуб­лике, координация деятельности других министерств и ведомств в этой области;

- государственный контроль за использованием и охраной природ­ных ресурсов;

- нормирование и стандартизация в области охраны окружающей сре­ды и использования природных ресурсов;

- лицензирование в области использования природных ресурсов и воздействия на окружающую среду;

- ведение мониторинга окружающей среды;

- проведение государственной экологической экспертизы;

- обеспечение органов государственного управления, юридических лиц и населения экологической информацией; участие в создании систе­мы экологического образования и воспитания; взаимодействие с обще­ственными природоохранными организациями;

- осуществление международного сотрудничества в пределах своей компетенции и др.

Наши рекомендации