Сущность и значение экологической тропы

Само название - «экологическая тропа » можно понимать, как «мы изучаем природу» и как «природа нас учит». Известно, что далеко не всегда родителям удается привить детям любовь к природе, желание ее беречь и, что еще сложнее, возбудить у каждого будущего гражданина «чувство» ответственности за ее судьбу. Главная задача тропы - пробудить у ребенка интерес к природе. На экологической тропе дети могут глубже и на наглядной основе изучать, любить и беречь природу, через тропу дети учатся оценивать воздействие человека на природу, через тропу воспитывается экологическая культура поведения детей, как часть общей культуры, взаимоотношений людей друг с другом и отношение человека к природе.

Экологическая тропа позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития ребенка, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, инсценировок с участием хозяина тропинки, эмоционального развития детей, в частности, формирования чувства близости к природе и сопереживания живым организмам.

Создавая экологическую тропинку на территории детского сада, необходимо помнить о том, что экологическая тропинка - это не клумба, которая должна быть полностью ухожена, украшена цветами. Так, например, старые, поваленные деревья, пеньки, сухие листья и т.п. могут служить точками для интереснейших наблюдений. Взаимодействие человека с природой (как положительное, так и отрицательное) может быть показано и на примере вытоптанных участков, кормушек для птиц, замусоренных водоемов за пределами территории детского сада.

Можно выделить три основных типа экологических тропинок:

а) на территории дошкольного учреждения;

б) в природных или приближенных к ним условиях (пригородный лес,
парк, сквер и т.п.);

в) в здании детского сада.

2. Требования к оформлению экологической тропы

Любая экологическая тропинка состоит из видовых точек, или объектов. Они могут быть естественными или специально созданными на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задания педагога.

Видовыми точками могут стать:

- Отдельные растения - старые и молодые деревья, кустарники разных родов и видов;

- Сообщества растений - фрагменты ландшафтов луговой, лесной. Это могут быть как дикорастущие заросли, так и растения, специально посаженные педагогами и детьми.

- Участки, где можно обнаружить различных животных или следы их деятельности - естественные и искусственные гнездовья, кормушки.
- Участки с интересными объектами неживой природы — овраги,
крупные камни или скопление камней, большая лужа, возникающая на одном
и том же месте.

- Специально оборудованные площадки: метеоплощадка для наблюдений за силой и направлением ветра, температурой воздуха.

- Клумбы - обычные и особого назначения (с растениями-часами, растениями-барометрами).

- Огород с овощными и лекарственными растениями, посадки злаковых культур («поля»), в северных районах — теплицы.

- Участки с хорошо заметными следами влияния человека (как
положительного, так и отрицательного): места отдыха, кормления птиц, вытоптанные площадки, пляжи и т. п.

Основные критерии выбора маршрута и объектов экологической тропы - включение в нее как можно большего количества разнообразных и привлекающих внимание ребенка объектов, их доступность для дошкольников.

Последовательность действий по созданию тропинки может быть следующей:

- детальное обследование территории и выделение наиболее интересных объектов;

- составление картосхемы тропинки с нанесением маршрута и всех ее
объектов;

- выбор вместе с детьми «хозяина» тропинки — сказочного персонажа,
который будет давать ребятам задания, и приглашать их в гости;

- фотографирование объектов и описание всех точек по схеме, оформленное в виде альбома (паспорта);

- изготовление табличек с рисунками, подписями для видовых точек, природоохранных знаков;

- составление рекомендаций по использованию объектов тропинки для работы с детьми.

Создание тропы начинается с разработки маршрута на бумаге и планирования экологических объектов. На большом ватмане рисуется подробный план территории детского сада, где нанесены все постройки. На плане отмечаются те места, которые содержат интересные природные объекты. Ими могут быть: небольшая лужайка, участок лесопосадки, старые разросшиеся деревья, аллея, деревья с кормушками, птичьими гнездами, культурные посадки (сад, розарий, клумба) и т.д. Затем выявляются места свободной территории, которые можно использовать для оборудования новых экологических объектов тропы. Их обмеряют, обозначают на плане. От объекта к объекту прокладывают дорожку.

Таким образом, создается картосхема, на которой все объекты обозначены схематизированными цветными рисунками (значками) и надписями. Картосхема — обязательный атрибут экологической тропы, она используется как демонстрационный материал в работе с детьми. Картосхемы для детей должны содержать небольшое количество информации в виде понятных для ребенка рисунков объектов, стрелок, указывающих маршрут. Для малышей можно сделать яркие, крупные рисунки наиболее привлекательных для них объектов. Например, нарисовать в кружках бабочку, яркий цветок, дерево и соединить все эти рисунки линией - дорожкой, по которой они идут от одного объекта к другому.

Наши рекомендации