Тема 1. краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, характерных для республики беларусь

В.Т. Пустовит

ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И
ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.
РАДИАЦИОННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ

Часть I
ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕНЫХ
ОБЪЕКТОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Курс лекций

Минск

УДК 614.876(076.6)

тема 1. краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, характерных для республики беларусь - student2.ru ББК 22.383

П89

Серия основана в 2001 году

Рецензент – профессор кафедры физики факультета радиофизики и электроники Белорусского Государственного университета, доктор технических наук Сидоренко А.В.

Рекомендовано к изданию Комиссией по приемке и аттестации электронных версий учебных и учебно-методических материалов Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Печатается по решению редакционно-издательского совета Академии управления при Президенте Республики Беларусь.

Пустовит В.Т.

П89Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность. Часть I: Курс лекций / Пустовит В.Т. –Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 192с.

ISBN 985-457-377-Х(ч.I)

Курс лекций предназначен для студентов системы открытого образования Академии управления при Президенте Республики Беларусь, обучающихся по специальности "Государственное управление и экономика".

УДК 614.876(076.6)

ББК 22.383

ISBN 985-457-377-Х(ч.I) ã Пустовит В.Т., 2005
ISBN 985-457-376-1   ã Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005

ОТ АВТОРА

В курсе лекций изложено содержание теоретических вопросов по первому и второму разделу дисциплины «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях» и «Радиационная безопасность» для студентов только по специализациям Академии Управления при Президенте Республики Беларусь.

Практические вопросы в лекциях опущены и изучаются на занятиях с использованием компьютерных обучающих программ и путем решения расчетных задач. При этом используются следующие обучающие и тестирующие программы:

1. Правила поведения и действия населения во время стихийных бедствий;

2. Правила поведения и действия населения по выживанию в техногенных чрезвычайных ситуациях;

3. Действия населения выживанию в экологических чрезвычайных ситуациях;

4. Правила поведения по выживанию в биолого-социальных и социальных чрезвычайных ситуациях.

Учебный процесс студентов открытого образования включает следующие этапы:

1. Чтение преподавателем установочной лекции с выдачей списка вопросов (в том числе по электронной почте), которые будут включены в экзаменационные билеты;

2. Инструктаж студентов по использованию информационной системы дистанционного обучения;

3. Доведение до студентов перечня тем занятий, которые должны отработать студенты данного профиля обучения (специализации) с использованием системы открытого обучения;

4. Передача результатов выполнения заданий каждым студентом в центр обработки информации в Академии Управления и передача студенту результатов проверки выполненной работы;

5. Доведение порядка и сроков дистанционного тестирования каждого студента;

6. Допуск студента к экзамену по результатам тестирования и выполнения заданий по практическим занятиям;

7. Прием экзаменов.

Примечания:

1. Вопросы, выносимые на экзамен, ежегодно уточняются. Изменения в текущем учебном году возможны как исключение после обсуждения на заседании кафедры.

2. В компьютерных программах преподаватель может добавлять или изменять вопросы только по окончании учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ

ОТ АВТОРА.. 3

РАЗДЕЛ 1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 9

ТЕМА 1. КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЧРЕЗВЫЧАЙ-
НЫХ СИТУАЦИЙ, ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ 9

Лекция 1. Введение. 9

Цели, задачи и структура учебной дисциплины.. 9

Основные понятия. 11

Опасности для человека, экономики и природной среды в Республике Беларусь. 12

Классификация чрезвычайных ситуаций. 17

Контрольные вопросы к лекции №1. 20

Лекция 2. Чрезвычайные ситуации природного, техногенного и биолого-социального характера. 21

Краткая характеристика природных чрезвычайных ситуаций 21

Краткая характеристика техногенных чрезвычайных ситуаций 23

Краткая характеристика биолого-социальных чрезвычайных ситуаций 37

Контрольные вопросы к лекции №2. 41

Лекция 3. Экологические чрезвычайные ситуации. 42

Источники и классификация экологических чрезвычайных ситуаций 42

Чрезвычайные ситуации, вызванные естественными экологическими факторами. 46

Чрезвычайные ситуации, вызванные физическими загрязнениями среды 50

Чрезвычайные ситуации, вызванные химическими загрязнениями среды 56

Контрольные вопросы к лекции №3. 66

Лекция 4. Чрезвычайные ситуации социального характера, вызванные применением современного оружия. 67

Ядерное оружие. 67

Химическое оружие и биологическое оружие. 77

Обычные средства поражения. 80

Терроризм.. 81

Контрольные вопросы к лекции №4. 84

ТЕМА 2. ПРОГНОЗИРОВАНИЕ, ОЦЕНКА И ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ МИРНОГО И ВОЕННОГО ВРЕМЕНИ 86

Лекция 5. Мониторинг, прогнозирование, оценка и предупреждение чрезвычайных ситуаций. 86

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций. 86

Оценка чрезвычайных ситуаций. 94

Предупреждение и предотвращение чрезвычайных ситуаций 96

Контрольные вопросы к лекции №5. 109

ТЕМА 3. ДЕЙСТВИЯ НАСЕЛЕНИЯ В
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 110

Лекция 6. Проблемы выживания людей в
чрезвычайных ситуациях. 110

Особенности выживания в природных,
техногенных и биолого-социальных чрезвычайных ситуациях 110

Особенности выживания в экологических чрезвычайных ситуациях 116

Контрольные вопросы к лекции №6. 124

ТЕМА 4. ГОСУДАРСТВЕННАЯ СИСТЕМА ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 125

Лекция 7. Государственная система
предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (ГСЧС) 125

Задачи и структура государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных
ситуаций (ГСЧС) 125

Основные органы управления. Силы и средства ГСЧС.. 127

Функции министерств по защите населения в чрезвычайных ситуациях 135

Министерство по чрезвычайным ситуациям.. 136

Функции других основных республиканских
органов государственного управления. 141

Контрольные вопросы к лекции №7. 146

Лекция 8. Основные мероприятия защиты
населения в чрезвычайных ситуациях и условия
их применения. 147

Общие положения. Эвакуация населения в мирное
и военное время. 147

Эвакуация населения. 148

Использование средств коллективной и индивидуальной защиты 154

Ликвидация чрезвычайных ситуаций. Управление спасательными и другими работами. 157

Контрольные вопросы к лекции №8. 164

ТЕМА 5. УСТОЙЧИВОСТЬ ЭКОНОМИКИ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.. 165

Лекция 9. Основы устойчивости работы объектов. 165

Стратегия устойчивого развития экономики. 165

Воздействие чрезвычайных ситуаций на экономику. 170

Устойчивость работы промышленных объектов в чрезвычайных ситуациях. 171

Мероприятия по обеспечению устойчивости
объекта в чрезвычайных ситуациях. Менеджмент в эколого-производственной системе. 174

Контрольные вопросы к лекции №9. 186

ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ ВОПРОСЫ ПО РАЗДЕЛУ «ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ОБЪЕКТОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ». 188

ЛИТЕРАТУРА.. 191


РАЗДЕЛ 1. ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ И ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ОБЪЕКТОВ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

Лекция 1. Введение

Цели, задачи и структура учебной дисциплины

Чрезвычайная ситуация. Эти два слова знает каждый житель планеты Земля, понимая под ними угрозу жизни и здоровью, которая исходит от какого-то опасного источника прямо или косвенно.

Проблемы безопасности стояли перед человеком всегда. Особую опасность для жизни и здоровья человека представляли голод, эпидемии особо опасных заболеваний, войны.

Вторая мировая война была особо жестокой и кровопролитной, в которой погибло более 50 млн. человек. Особенно много мирных граждан погибло не на фронтах, а в глубоком тылу. Чтобы исключить или уменьшить потери мирного населения в военных конфликтах ООН в 1949 году приняла Женевскую Конвенцию, которую подписала и ратифицировала Республика Беларусь. Одним из мероприятий, предусмотренных Конвенцией, было обучение населения выживанию в условиях ведения войны. Такой учебной дисциплиной в вузах была «Гражданская оборона», на изучение которой, отводилось 50 академических часов.

Шло время, развивались наука, экономика. В города все больше переселялось людей из сельской местности, росло количество различной техники, в том числе транспорт. Все больше людей стало погибать в автомобильных катастрофах, при пожарах и взрывах на объектах. Деятельность человека достигла таких масштабов, что его воздействие на природную среду привело к глобальному экологическому кризису, который грозит гибели человеческой цивилизации. А количество людей погибающих в чрезвычайных ситуациях мирного времени стало превышать количество людей, погибающих в локальных конфликтах.

После аварии на Чернобыльской АЭС стало ясно, что нужны специальные государственные структуры по защите населения, а обучение населения выживанию в чрезвычайных ситуациях должно быть пересмотрено. Поэтому, с 1993 года в вузах вместо дисциплины «Гражданская оборона» изучается дисциплина «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях. Радиационная безопасность». Программа этой дисциплины рассчитана на 86 академических часов. Дисциплина состоит из двух разделов: «Защита населения и хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях» – 50 часов и «Радиационная безопасность» – 36 часов. По окончании изучения дисциплины студенты сдают зачет или экзамен.

В учебной дисциплине изучаются все чрезвычайные ситуации, но особое внимания уделяется экологическим.

Проблема выживания именно в экологических чрезвычайных ситуациях вытекает из статистики смертности населения в Республике Беларусь. Так, ежегодно более 50% умерших – это люди, страдавшие сердечно-сосудистыми заболеваниями, от 13 до 20% умирают от рака, до 13% погибают в техногенных и в других чрезвычайных ситуациях.

По оценкам специалистов состояние здоровья людей только на 7–15% зависит от уровня оказания медицинской помощи. Анализ показывает, что основными причинами заболеваний и преждевременной смертности является неграмотное поведение человека в современной среде обитания. Задача изучения дисциплины такие знания получить. Это будет способствовать улучшению медико-демографической ситуации в Республике Беларусь.

Изучение дисциплины предусмотрено Постановлением СМ РБ и Типовой учебной программой.

Основные понятия

Источник чрезвычайной ситуации –опасноеприродное явление или процесс, техногенное происшествие, инфекционное заболевание, в результате которого на определенной территории создается чрезвычайная ситуация.

Опасность –это вероятность тех или иных опасных процессов, явлений, техногенных происшествий, которые могут явиться причиной чрезвычайных событий.

Чрезвычайное событие – это событие природного или антропогенного происхождения, заключающееся в отклонении от нормы протекающих процессов или явлений и оказывающее (могущее оказать) отрицательное воздействие на жизнедеятельность людей, функционирование экономики, социальную сферу и природную среду.

Чрезвычайная ситуация (ЧС) –обстановка, сложившаяся на данной территории (у человека), в результате возникновения источника ЧС, который может повлечь или повлек за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери.

Считается, что для человека создалась чрезвычайная ситуация в том случае, если есть угроза или наносится прямой ущерб ему от поражающих факторов непосредственно или косвенно за счет ущерба экономике и природной среде (рис.1).

тема 1. краткая характеристика чрезвычайных ситуаций, характерных для республики беларусь - student2.ru

Таблица 1

Механическое загрязнение

Механическое загрязнение – это засорение среды агентами, оказывающими главным образом неблагоприятное механическое воздействие. Это, в основном, различные виды отходов

Наиболее опасные последствия:

· выведение из сельскохозяйственного оборота больших площадей, выделенных под свалки, подавление на них растительности;

· появление источников инфекционных и других заболеваний человека и животных;

· загрязнение воздушной среды от сжигания мусора и отравление животного и растительного мира;

· попадание мусора в грунтовые воды и их загрязнение свыше установленных норм;

· эрозия почв и гибель растений за счет образования биологического газа при разложении органических отходов;

· невозможность использования территории бывших свалок для строительства жилых домов, детских площадок и т.п.
(по не установленным причинам наблюдаются повышенное количество заболеваемости жильцов).

Проблема захоронения и нейтрализации отходов в большинстве стран мира остается нерешенной. Вместе с тем, некоторые пути, хотя бы уменьшения количества отходов имеются и частично реализованы в Республике Беларусь:

· переработка мусора с целью производства товаров народного потребления;

· переработка органических отходов на удобрения;

· переработка и нейтрализация отдельных, особо опасных отходов с последующим их захоронением.

Тепловое загрязнение

Учеными мира отмечается глобальное потепление климата, которое будет продолжаться. Истинные причины потепления абсолютно точно не установлены, но считается, что это могут быть как естественные, так и антропогенные.

По мнению ученых основными причинами потепления климата являются:

· выбросы тепла работающими АЭС, ТЭС, промышленными предприятиями и системами коммунального хозяйства;

· «парниковый» эффект, прежде всего, за счет выброса в атмосферу при сжигании топлива углекислого газа, закиси азота, метана, угарного газа, галогенопроизводных углеводородов;

· уменьшение толщины озонового слоя за счет его разрушения выбросами фреона, оксида азота, хлора, хлорфторуглеродов, за счет полетов самолетов и космических аппаратов;

· снижение альбедо Земли за счет оседания сажи на снеговой покров и изменения структуры подстилающей поверхности;

· интенсивное глобальное истребление лесов, главных утилизаторов углекислого газа.

Считается, что решающую роль в потепление климата вносит «парниковый» эффект. Если темпы выброса углекислого газа в атмосферу сохранятся, то температура на Земле за 21 столетие повысится в среднем на 3,50С, по другим данным не менее чем на 50С. А пока среднегодовая температура на земном шаре повысилась на 0,60С.

Опасными процессами и явлениями для живой природы в результате потепления климата можно считать:

· исчезновение одних видов флоры и фауны и рост количества других, что приведет к нарушению биологического и экологического равновесия;

· нарушение экологического равновесия, что может вызвать эпидемии с непредсказуемыми последствиями;

· сокращение срока жизни особей фауны, изменение их поведения и их постепенная гибель;

· изменение газового состава атмосферы с непредсказуемыми последствиями для жизнедеятельности всего живого;

· смещение климатических зон;

· рост количества отдельных стихийных бедствий в различных частях земного шара (засух, наводнений, бурь, ураганов, пожаров и др.);

· массовое переселение людей из затапливаемых территорий (за счет поднятия уровня Мирового океана до 1,5 м будет затоплена территория, где проживает более 1 миллиарда человек);

· спад производства сельскохозяйственной продукции;

· сокращение количества лесов;

· сокращение рыбных запасов;

· рост количества людей с заболеваниями сердечно-сосудистой системы;

· рост тепловых и солнечных ударов людей;

· засоление подземных источников пресной воды и др.

В результате возникнут проблемы со здоровьем у людей, будет сокращаться их продолжительность жизни. Возникнут проблемы и с развитием экономики.

Шумовое загрязнение

Шумом принято считать всякий нежелательный для человека звук, не несущий полезной информации. Известно, что естественные шумы человеку необходимы (шум, деревьев, воды и т.п.), однако искусственные шумы опасны для человека и животного мира.

Источниками шумов являются: автотранспорт, трамваи, железнодорожный транспорт, предприятия, инженерная и военная техника, летящие самолеты, бытовая техника и т.д.

Допустимый уровень шума в квартире 40 дБ днем и 30 дБ ночью, санитарный порог 55 дБ. Санитарными нормами определены допустимые уровни с учетом диапазона частот и времени воздействия.

При постоянном шуме в 70 дБ и выше отмечается общий рост заболеваемости населения после 10 лет проживания в таких условиях. Различный частотный диапазон шумов на здоровье человека влияет по-разному. Шумовое загрязнение свыше установленных норм может вызвать следующие последствия:

· ухудшение состояния здоровья при периодических воздействиях шумов;

· сокращение срока жизни на 8–12 лет при постоянном воздействии шумов в течение нескольких лет;

· отрицательное воздействие шумов на животный мир, вызывающее их миграцию и отсутствие потомства;

· отрицательное воздействие шумов на некоторые виды растений.

Слышимый звук (диапазон частот от 16 до 20 кГц) силой более 70 дБ, действующий постоянно вызывает: снижение умственней активности, психические расстройства, ухудшение зрения и слуха, изменения состава крови и артериального давления, рост количества заболеваний сердечно-сосудистой системы (тахикардия), рост количества заболеваний ишемией миокарда, вегето-сосудистую дистонию, нарушение режима сна, нарушение работы центральной нервной системы, рост заболеваний язвой желудка, рост числа мертворожденных у рожениц, проживающих вблизи аэродромов, нарушение функций желез внутренней секреции, расстройство двигательных функций.Наиболее чувствительны к влиянию шума люди старшего возраста и женщины.

Ультразвук (частота более 20 кГц) обычно создают электрогенераторы некоторых типов, работающие в диапазоне частот 12–22 кГц, электросварка, реактивные двигательные установки и др.

Ультразвук нарушает синтез белка, молекул ДНК, вызывает стрессовое состояние, повреждает клеточные мембраны и клетки головного мозга, вызывает мутагенные действия и хромосомные изменения, нарушается работа сердечно-сосудистой и эндокринной систем, слухового и вестибулярного аппаратов.

Симптомы поражения ультразвуком: чувство страха в темноте, в ограниченном пространстве, чрезмерная потливость, спазмы в желудке и кишечнике, желчном пузыре, утомление, снижение внимания, бессонница.

Инфразвук (частота менее 16 Гц) более опасен, чем слышимый звук. Он обычно создается компрессорами, дизелями, двигателями внутреннего сгорания.

Собственная частота многих органов человека находится в диапазоне инфразвука, поэтому вследствие резонанса они могут повреждаться. Чаще всего нарушается зрение, наблюдаются нервно-психические расстройства, возникают нарушения в сердечно-сосудистой и дыхательной системах, вестибулярном анализаторе.

Симптомами поражения инфразвуком являются: головная боль, головокружение, осязаемые движения барабанных перепонок, звон в ушах и голове, снижение внимания и работоспособности; возможно появится чувство страха, сонливости, затруднение речи, нарушение равновесия при движении.

Загрязнение атмосферы

Различают естественные и искусственные источники загрязнения атмосферы. И те, и другие могут вызвать ЧС.

Естественные источники загрязнения: пыльные бури, лесные пожары, вулканизм и др.

Искусственные источники загрязнения: объекты энергетики, промышленность, транспорт, сельское хозяйство, объекты коммунального хозяйства, авиация. Загрязнение атмосферы неравномерное и определяется не только местонахождением источников загрязнения, но и особенностями строения атмосферы.

Загрязнение воздуха может быть газообразное и (или) аэрозольное. Газообразное загрязнение составляет примерно 90%, аэрозольное – 10%.

Газообразное загрязнение. За счет сжигания в мире 1млрд. т условного топлива ежегодно выбрасывается около
500 млн. т оксида углерода, 150 млн. т диоксида серы, более
50 млн. т оксида азота, 110 млн. т метана, углеводороды не менее 90 млн. т и ряд других вредных веществ, но в меньших количествах.

Свой вклад в загрязнение атмосферы вносит и Республика Беларусь, предприятия и транспорт которой ежегодно выбрасывают в атмосферу около 1 млн. 240 тыс. тонн оксида углерода, более 170 тыс. тонн оксидов азота, более 300 тыс. тонн углеводородов и летучих органических соединений.

Оксид углерода /угарный газ/ – это бесцветный газ, без запаха, 4 класса опасности, время его «жизни» в атмосфере 2–4 месяца, в дальнейшем он, взаимодействуя с кислородом, превращается в углекислый газ, который создает «парниковый» эффект. Оксид углерода – это газ обще ядовитого действия. При небольших дозах вызывает головную боль, снижение умственной активности, стук в висках, сонливость, тошноту, иногда рвоту, ухудшение остроты зрения, нарушения психомоторных функций.

Постоянное отравление угарным газом вызывает изменения в составе крови (угарный газ вытесняет кислород из гемоглобина), тахикардию, стенокардию, токсическое поражение сердечной мышцы, инфаркт миокарда, гипертонию, заболевания органов дыхания, почечную недостаточность, ослабление зрения, параличи. При получении смертельной дозы человек погибает.

Диоксид серы(сернистый газ) – это бесцветный газ, 3 класса опасности, время его «жизни» в атмосфере составляет от нескольких часов до нескольких суток, в зависимости от влажности воздуха. Под воздействием ультрафиолетовой радиации, в результате взаимодействия с парами воды и диоксидом серы, который всегда есть в воздухе, образуется серная кислота. Выпадая с дождем, она разрушает деревья, вызывает коррозию металлических конструкций.

Продолжительное воздействие сернистого газа на человека ведет к возникновению хронического гастрита, гепатопатии, бронхита, ларингита, рака легких, заболевания почек.

Оксиды азота – это бесцветные газы, 2 класса опасности, сохраняются в атмосфере до 3-х суток, в дальнейшем вступают в химические реакции с другими химическими веществами и образуются новые, в том числе азотная кислота в виде аэрозолей.

Воздействуя на человека, оксиды азота NO и N02 вызывают: бронхит и пневмонию, увеличивают восприимчивость к вирусным заболеваниям, могут вызвать заболевания легких, в том числе рак, необратимые изменения в сердечно-сосудистой системе, наследственную, генетическую и хромосомную мутации.

Формальдегид вызывает такие заболевания как бронхит, ларингит, пневмонию, рак, наследственные и хромосомные мутации. Он выбрасывается в атмосферу во всех крупных городах.

Аэрозольное загрязнение. Аэрозоль – это взвешенные в газообразной среде частицы твердых или жидких веществ.

Твердые частицы наблюдаются в виде дыма, пыли или сажи, а жидкие частицы наблюдаются в виде тумана, облаков, осадков. В образовании аэрозоля участвуют: солнечная радиация, водяной пар, диоксид азота, продукты горения и гниения. Ежегодно в мире в атмосферу выбрасывается 250 млн. т пыли, 120 млн. т золы, 50 млн. т различных углеводородов и других вредных соединений. В составе аэрозолей всегда присутствуют: сульфаты, органические соединения, сажа (твердый углерод), тяжелые металлы, вода, диоксины и др.Особую опасность представляют полициклические ароматические углеводороды (ПАУ). Индикатором их наличия является бенз(а)пирен. Это крайне токсичное вещество, вызывающее рак, ишемическую болезнь сердца, дерматиты, мутации. Больше всего его выбрасывают нефтехимические предприятия и автотранспорт.

Жилая среда человека.В жилых помещениях людей химическое загрязнение воздуха в 2–4 раза больше, чем на улице, а по отдельным химическим соединениям в больше в десятки раз. Основными источниками химического загрязнения воздуха в квартире являются: химические загрязнения с улицы, продукты деструкции полимерных и лакокрасочных материалов при их эмиссии, антропотоксины, продукты сгорания бытового газа и бытовой деятельности, продукты от курения.

С улицы обычно поступают оксид азота, диоксид азота, угарный газ и пыль. Их количество или ниже или столько же, как на улице. Сернистого газа и аэрозолей свинца в квартире, как правило, меньше чем на улице. Концентрации ацетона, ацетальдегида, бензола, этилового спирта, толуола, этилбензола, ксилола, фенола и некоторых других в помещениях больше, чем на улице в десятки раз. Источниками являются полимерные и лакокрасочные материалы.

При сгорании бытового газа обычно выделяется угарный газ, формальдегид, бензол, оксиды азота. Во время курения сигареты выделяют 186 химических соединений, в том числе стирол, никотин, формальдегид, бенз(а)пирен. Антропотоксины – это продукты жизнедеятельности человека. Человек выделяет около 400 химических соединений. Больше всего выделяется: диметиламина, сероводорода, диоксида азота, оксида этилена, бензола, фенола, толуола, метилстирола, метанола.

Продукты сгорания газа влияют на систему дыхания и центральную нервную систему. Самая большая эмиссия продуктов деструкции или в новых зданиях или после ремонта в течение шести месяцев. Есть постоянно «больные здания», в которых повышенная смертность, заболеваемость. Это обычно участки местности, где мало отрицательных аэронов, территория бывших свалок и кладбищ, территории с повышенным радиационным фоном, где имеются геопатогенные зоны.

Загрязнение гидросферы

Для человечества загрязнение гидросферы представляет особую опасность. В мировом масштабе в гидросферу сбрасывается ежегодно около 60 миллиардов т промышленных и бытовых стоков, около 10 млн. т нефти и нефтепродуктов, много других вредных веществ. Основными источниками загрязнения природных вод являются:

· атмосферные воды, несущие вымываемые из воздуха загрязнители промышленного происхождения; при стекании эти воды увлекают с собой мусор, фенолы, кислоты и т.д. (примерно 1%);

· городские сточные воды, преимущественно бытовые стоки, содержащие фекалии, микроорганизмы, в том числе патогенные (примерно 74%);

· промышленные сточные воды (примерно 25%).

Наиболее распространенными загрязнителями водоемов являются:нефть и нефтепродукты, фенолы, формальдегид, нитраты, соединения фтора, соли серной кислоты, аммиак, марганец, тяжелые металлы, радионуклиды.

Нефтепродукты образуют на воде пленку, которая препятствует газовому обмену между водой и атмосферой, что снижает насыщенность воды кислородом. Это является причиной гибели фитопланктона – источника корма рыб и птиц (пленка разлагается при температуре +1О0С и выше).

Кислоты и щелочи изменяют показатель рН, а это отражается на флоре и фауне. В РБ наиболее загрязненными оказались некоторые участки на реках и значительная часть подземных вод, как по санитарно-химическим показателям, так и по микробиологическим показателям.

Попадание различных загрязнителей в организм человека вместе с питьевой водой, как отравления, так и различные заболевания, которые проявляются через несколько лет.

Загрязнения литосферы

Литосфера загрязняется человеком как непосредственно, так и в результате выпадения атмосферных осадков.

В результате хозяйственной деятельности человека почва загрязнена пестицидами, тяжелыми металлами, канцерогенными веществами, нитратами, диоксинами и их соединениями.

Загрязнение пестицидами. По подсчетам специалистов от 30 до 50% мировых запасов продовольствия пожирают и повреждают насекомые, грибки, птицы, грызуны и другие вредители. Если эти потери исключить, то можно прокормить еще 1 миллиард человек.

Воздействие на человека. Пестициды токсичны для человека. Ежегодно в мире происходит около 2 миллионов отравлений людей пестицидами, из них погибает до 200 тысяч человек.

Пестициды подавляют иммунную систему, нервную систему, поражают почки, вызывают цирроз печени и хронический гепатит, приводят к мутагенным последствиям, заболеваниям раком.

Загрязнение тяжелыми металлами. К группе тяжелых металлов относят химические элементы, имеющие плотность более 8 тыс.кг/м, а также благородные и редкие металлы. Это определение условно, так как в эту группу входят не только свинец, кобальт, но и золото, серебро и полуметалл мышьяк.

Свинец. Свинец широко используется в производстве кабелей, электрических аккумуляторов, красок, пигментов, в химическом машиностроении, пиротехнике, полиграфии, сельском хозяйстве.

Воздействие на человека: нарушает биохимические процессы в организме, нарушает синтез гемоглобина, поражает почки, печень, зрение, желудок, мозг, нервную и сердечно-сосудистую системы, нарушает детородную функцию, вызывает параличи и заболевания крови.

Кадмий. Применяется при производстве аккумуляторов, цветных металлов, сжигании твердых отходов, угля, при производстве минеральных удобрений, красителей и т.д. Кадмий легко аккумулируется в живых организмах, включая человека. Он преимущественно аккумулируется в почках, печени, скелете, вызывая их болезни. В частности, заболевания сердца, гипертонию, заболевания почек, нарушение метаболизма кальция.

Мышьяквыделяется при сжигании: угля, сланцев, нефти, торфа, при производстве суперфосфата, используется в медицине, оптике, электронике, в стекольной промышленности и т.д.

Мышьяк вызывает нарушение тканевого дыхания, анемию, уродства, рак легких и кожи.

Ртуть – используется в промышленности и сельском хозяйстве. Выбросы ртути происходят в атмосферу, гидро сферу и в почву. Аккумулируется живыми организмами, включая человека. При попадании в организм ртуть включается в транспортные РНК, нарушая биосинтез белков. Влияет на все органы и особенно на слух, зрение, осязание, нервную систему, мозговую деятельность, нарушает структуру соединительной ткани локтевого и коленного суставов, ослабляет иммунную систему, может привести к инсульту и обширному склерозу, оказывает вредное влияние на развитие плода, на состав крови.

При попадании в организм человека вызывает: нарушение плотности костей и зубов, ускорение старения, артрит, врожденные дефекты, поражение железы, дебильность, болезни почек, замедление психических процессов, рак.

Алюминий.Источники: банки из алюминия, алюминиевая фольга, алюминиевая посуда, некоторые сорта сыра, дезодоранты, питьевая вода, противни и сковородки, постоянное употребление столовой соли и др.

При попадании в организм человека может вызвать следующие болезни: анемию, изменения в клетках мозга и нервной системы, колит, диализное слабоумие, нарушение функций щитовидной и паращитовидной желез, болезни почек и печени и др.

Фтор. Источниками фтора являются напитки, питьевая вода, выбросы промышленности, зубная паста, зубной эликсир, некоторые удобрения.

При попадании в организм человека вызывает: нарушение плотности костей и зубов, ускорение старения, артрит, врожденные дефекты, поражение железы, дебильность, болезни почек, замедление психических процессов, рак.

Диоксины – побочный продукт химической промышленности. Они токсичны даже в малых концентрациях, в 67 раз более ядовиты цианистого калия. Они есть в воздухе, почве, донных отложениях водоемов. Накапливаются в рыбе, молоке, овощах. Устойчивы к химическому и биологическому разложению, свободно циркулируют в пищевых цепочках.

Последствия для здоровья человека: кожные заболевания, фибриоз печени, повышенное содержание холестерина, расстройства желудка, нарушение работы сердечно-сосудистой системы, поджелудочной железы, изменения в составе крови, сексуальные расстройства, потеря зрения, слуха, обоняния, вкусовых ощущений, психические расстройства, заболевания раком.

Нитраты и нитриты. Нитраты и нитриты применяются в пищевой и стекольной промышленности, для получения ракетного топлива, пиротехнических и взрывчатых веществ, пороха, используется в резиновом и текстильном производствах, гальванотехнике и медицине, входят в состав выхлопных газов транспорта. Нитриты поступают в организм человека в основном с мясными и рыбными продуктами, а нитраты – с овощами. Нитраты и нитриты токсичны для человека и животных.

Как нитраты, так и нитриты вызывают рак, заболевания печени, генные мутации. Неправильное использование азотистых удобрений в сельском хозяйстве приводит к тому, что нитраты попадают не только в растения, но и в воду.

Асбест и другие минеральные волокна. Это группа волокнистых минералов, относящихся к амфиболаи и серпентинаи. Их обычно называют асбестом. К минеральным волокнам относят эрионит, воллавтонит, аттапульгит и сепволит. Все они обладают сильными канцерогенными свойствами, вызывающие рак.

Ядерное оружие

Ядерные государства мира в конце 80-х годов имели около 50000 ядерных боеприпасов общей мощностью 13000 Мт., из них стратегических ядерных боеголовок около 24000 общей мощностью 12000 Мт. В настоящее время их количество снижается, и как результат международных соглашений по сокращению ядерных вооружений, так и в связи с истечением гарантийного срока эксплуатации. Вместе с тем, ни одно ядерное государство от ядерного оружия не отказывается, а оружие и средства его доставки продолжают совершенствоваться.

Несмотря на подписанные международные соглашения о предотвращении ядерной войны, об ограничении систем противоракетной обороны, о нераспространении ядерного оружия, опасность применения ядерного оружия сохраняется. Даже если оно не будет применено, то сохраняется опасность аварий и катастроф, при которых возможны несанкционированные пуски ракет и взрывы на пусковых установках, террористические акты. Существует угроза применения ядерного оружия и по территории Республики Беларусь.

Ядерное оружие характеризуется такими особенностями: внезапность и значительный радиус поражения; огромная разрушительная сила; массовый и комбинированный характер поражения людей, техники и экологическое бедствие; тяжелое морально-психологическое влияние на людей.

Химическое оружие

Под химическим оружием понимают отравляющие вещества, средства их доставки и применения. К отравляющим веществам (ОВ) относят ХОВ наибольшей токсичности, которые могут быть использованы для поражения людей, животных, растений, а также для заражения территории и находящихся на них объектов.

Доставка отравляющих веществ может быть осуществлена с помощью ракет, генераторов аэрозоля, авиационных химических бомб, снарядов, мин, гранат, а также наливных авиационных приборов. Разновидностью боеприпасов являются бинарные боеприпасы. Они состоят из двух нетоксичных химических элементов, но после их механического соединения образуется сильно токсич

Наши рекомендации