Инструментальное обеспечение оценивания игровых компетенций детей дошкольного возраста

Проблема организации оценивания игровых компетенций детей дошкольного возраста на сегодняшний день становится весьма актуальной. Современный ребенок часто не умеет играть, не может играть в коллективе, строить игровые отношения и диалоги, разворачивать сюжеты и строить на их основе собственное ролевое поведение. Причиной всего этого является низкая социализованность ребенка, привыкшего играть только с компьютером или в одиночку, так как современным родителям не до детских игр и не до обучения ребенка игровым компетенциям. Нет времени на это и у воспитателей, которые подчас успевают только провести регламентированные занятия в соответствии с программой. Увлечение модными направлениями, тенденциями в дошкольном образовании не позволяют воспитателю полнокровно организовать детскую игровую деятельность. Хотя игра провозглашается как основной вид деятельности ребенка дошкольного возраста.

Но при оценке уровня образованности ребенка воспитателю так или иначе необходимо выяснить, на каком уровне сфолрмированы детские игровые компетенции. А сделать это трудно в силу отсутствия адекватного современной детской игре инструментального обеспечения.

В содержание оценивания должны быть включены позиции, отражающие сформированность основных социальных компетенций ребенка, которые он применяет в игре: умение налаживать игровые отношения, отражать имеющийся социальный опыт, ведение ролевых диалогов со сверстниками и взрослыми, создание игрового пространства, разрешение конфликтных ситуаций, возникающих в ходе игры и т.д.

В данном методическом пособии мы постарались предложить педагогам ДОУ инструментарий для оценивания игровых компетенций детей дошкольного возраста, включив в его содержание блоки, которые реализуются в образовательной работе с детьми, описание возможного уровня игровых компетенций детей.

На основании полученных данных воспитатель заполняет таблицу (Дополнение к инструментарию по оцениванию игровых компетенций детей дошкольного возраста) и делает вывод о качестве реализации технологий игры, предлагаемых современной педагогической наукой (технологии Н.Я. Михайленко, Н.Ф. Тарловской. В.И. Турченко). Мы предлагаем четыре возможных уровня сформированности игровых компетенций детей:

1. Оптимальный – в таблице он отражается красным цветом.

2. Достаточный – в таблице он отражается синим цветом.

3. Критический – в таблице он отражается желтым цветом.

4. Недопустимый – в таблице он отражается зеленым цветом.

Инструментарий оценивания игровых компетенций детей младшего дошкольного возраста

Игровые компетенции оптимальный достаточный критический недопустимый
1. Действия с сюжетными игрушками ребенок выполняет ряд последовательных игровых действий с игрушкой, проговаривает собственные игровые действия ребенок выполняет несколько игровых действий с игрушкой игровые действия однотипны, ребенок не всегда соотносит игрушку и игровые действия, которые возможно выполнить с помощью данной игрушки. Не проговаривает игровые действия слабое владении игровыми действиями, игровые действия однообразны
2. Использование в игре игрушек-заместителей самостоятельно подбирает заместители, обосновывает свой выбор использует игрушки-заместители только после напоминания взрослого, способен объяснить, как можно этот заместитель использовать, принимает предложение взрослого по использованию заместителя, затрудняется в использовании нескольких действий с заместителями затрудняется использовать игрушки-заместители, даже после предложения взрослого использует не по назначению или непродолжительное время не использует игрушки-заместители
3. Умение пользоваться воображаемым предметом самостоятельно проявляет творчество, аргументирует выбор, производит несколько элементарных действий с воображаемым предметом, дает словесное обозначение, обозначает глагольными формами свои действия   Воспринимает воображаемую ситуацию, совершает действия (играет) с воображаемым предметом с трудом использует воображаемый предмет даже при помощи взрослого не включает воображаемый предмет в пространство своих действий, не использует воображаемый предмет в своих игровых действиях
4. Обозначение словом социальной роли для себя и для партнера (-ов) проговаривает последовательность ролевых действий; устанавливает взаимосвязь (взаимозависимость) между действиями внутри роили и (или) между ролевыми позициями при подсказке взрослого обозначает словом роль для себя и для партнера; устанавливает взаимосвязь (взаимозависимость) между действиями внутри роили и (или) между ролевыми позициями с трудом обозначает словом роль для себя и последовательность действий внутри роли; не может обозначить словом роль для партнера   не обозначает словом собственную роль даже при подсказке взрослого
5. Владение ролевым поведением со взрослым (-ими) самостоятельно ведет взятую на себя роль в игре со взрослым, активно проявляет себя в этой роли, связывает несколько игровых действий в сюжет, предлагает роль взрослому и обозначает его действия словом при помощи взрослого ведет взятую на себя роль, активно общается в роли со взрослым, проявляет себя в этой роли, связывает несколько игровых действий в сюжет (сюжетная деятельность) с трудом удерживает ролевую позицию (поведением) по отношению к взрослому, игровые действия однотипны, кратковременный роле-идентифицирующий контакт не удерживает ролевую позицию по отношению к взрослому
6. Владение ролевым поведением с партнером самостоятельно ведет взятую на себя роль в игре с партнером, активно проявляет себя в этой роли, связывает несколько игровых действий в сюжет, привлекая к игре сверстников, подсказывая им ролевое поведение при помощи взрослого ведет взятую на себя роль, активно проявляет себя в этой роли, связывает несколько игровых действий в сюжет, привлекая к игре сверстников, подсказывая им ролевое поведение с трудом владеет ролевым поведением с партнером, игровые действия однотипны, дети не могут понять друг друга, игра кратковременна не владеет ролевым поведением с партнером, дети конфликтны
7. Владение ролевым поведением с игрушкой Ведет взятую на себя роль, определяя при этом роль и игровые действия игрушки («моя дочка болеет, у неё болит ручка»). Проявляются начальные навыки режиссерской игры. Есть любимые игрушки. С небольшой помощью взрослого ведет взятую на себя роль, при подсказке взрослого определяет роль и игровые действия игрушки. Заложены основы для развития режиссерской игры. Выбор определяется попавшейся на глаза игрушкой, цель ставится уже в процессе игры С трудом проявляет ролевое поведение с игрушкой, ждет подсказки или помощи со стороны взрослого. Не проявляются основы режиссерской игры.   Слабо владеет ролевым поведением с игрушкой, отсутствуют первоначальные навыки режиссерской игры.
8. Отражение в сюжетной игре цепочки событий самостоятельно Ребенок самостоятельно отражает в игре несложную цепочку событий, озвучивает это в монологической (объяснительной) речи). Обыгрываются общественные и бытовые процессы. Демонстрирует способы профессиональных действий взрослого. Ребенок при небольшой подсказке взрослого отражает в игре несложную цепочку событий, озвучивает это в монологической (объяснительной) речи). Ребенок не выходит за рамки знакомых событий. Ребенок затрудняется отразить в игре цепочку событий, не может озвучить это в монологической (объяснительной) речи) Нет отражения в игре цепочки событий, игровые действия разрознены, хаотичны.
9. Отражение в сюжетной игре цепочки событий, подключаясь к игре взрослого или партнера - сверстника Ребенок способен к продолжению игры, не меняя её по смыслу, не нарушая цепочки событий, озвучивает это в монологической (объяснительной) речи) Ребенок при помощи или подсказке взрослого может отразить (продолжить, не меняя по смыслу) в игре несложную цепочку событий, подключаясь к игре взрослого или сверстника, озвучивает это в монологической (объяснительной) речи) Ребенок затрудняется даже после помощи или подсказки взрослого отразить (продолжить, не меняя по смыслу) в игре несложную цепочку событий, подключаясь к игре взрослого или сверстника, не озвучивает это в монологической (объяснительной) речи) Нет отражения в сюжетной игре цепочки событий, особенно затруднения проявляются при включении в игру партнера (сверстника)
10. Владение ролевой и комментирующей речью Самостоятельно владеет ролевой и комментирующей речью, проявляет творчество. Вступает в ролевой диалог. Вступает в игровое общение со сверстниками, отражает в речи ролевое поведение Ребенок затрудняется комментировать свои игровые действия Не владеет ролевой и комментирующей речью
11. Изменение и дополнение игровой обстановки самостоятельно Организует игровую обстановку, самостоятельно изменяет и дополняет её, вносит игрушки-заместители, комментирует свои действия, объясняет их сверстникам. При подсказке со стороны взрослого изменяет и дополняет игровую обстановку, вносит игрушки-заместители, комментирует свои действия, объясняет их сверстникам Затрудняется даже после подсказки взрослого изменить или дополнить игровое пространство, стандартен в игровых действиях Не меняет игровое пространство, действует в созданных взрослым или сверстником игровых условиях
12. Проявление интереса к процессу подготовки и постановки игр-драматизаций Проявляет постоянный интерес к процессу подготовки и постановки игр-драматизаций, активно участвует в создании игрового пространства, в подборе атрибутов для знакомых сказок, с интересом берет на себя роли, внося в их исполнение творчество и непосредственную заинтересованность Проявляет интерес к процессу подготовки и постановки игр-драматизаций, участвует в создании игрового пространства с учетом настроения или интереса к сказке, выбранной роли, с интересом берет на себя роли, внося в их исполнение творчество и непосредственную заинтересованность Затрудняется с участием в подготовке и постановке игр-драматизаций, слабое владение речью не позволяет ребенку интересно вести роль Не проявляет интереса к процессу подготовки и постановки игр-драматизаций
13. Умение изображать героев знакомых сказок в ходе игры-драматизации Проявляет творчество к изображению героев сказок, выразительно передает особенности их поведения, внешнего вида, сопровождая ролевое поведение речью Изображает героев сказок, после небольшой подсказки передает особенности их поведения, внешнего вида, сопровождая ролевое поведение речью Затрудняется интересно изобразить характер героя сказки, поэтому малоактивен в играх-драматизациях. Выступает наблюдателем за процессом подготовки к игре-драматизации. Не умеет изображать героев сказок в ходе игры-драматизации, слабое владение речью мешает ребенку исполнять роли в играх-драматизациях
14. Проявление творчества в игре – драматизации при ведении своей роли Активно проявляет творчество в играх-драматизациях, может предложить свое решение поведения героя, комментируя свои действия Достаточно интересно ведет роль героя сказки, выполняя подсказанные действия и движения Затрудняется в проявлении творчества при ведении роли в игре-драматизации Не проявляет творчество в игре-драматизации, безынициативен, безразличен к предложенной роли



Инструментарий оценивания игровых компетенций детей старшего дошкольного возраста

Игровые компетенции оптимальный достаточный критический недопустимый
1. Владение ролью, развитие взятой на себя роли Ребенок самостоятельно выбирает или ведет предложенную сверстниками роль, выстраивает несколько взаимосвязанных игровых действий с целью развития роли, привносит в данную роль собственный жизненный опыт и творчество, ранее полученные знания являются основой ролевого поведения При небольшой помощи или подсказке взрослого ребенок выбирает или ведет предложенную сверстниками роль, выстраивает несколько взаимосвязанных игровых действий с целью развития роли, привносит в данную роль собственный жизненный опыт и творчество, ранее полученные знания являются основой ролевого поведения Владеет ролью, но не всегда самостоятельно видит направления ее развития, ждет подсказки или помощи со стороны взрослого или сверстника Слабо владеет ролью, копирует игровые действия более самостоятельных сверстников
2. Владение ролевой и комментирующей речью Ребенок свободно владеет ролевой и комментирующей речью, обозначает направление развития сюжета, предлагает и комментирует игровые действия других играющих, речь понятна, образна, ребенок оперирует необходимыми игровыми понятиями Ребенок достаточно владеет ролевой и комментирующей речью, с помощью взрослого обозначает направление развития сюжета, речь понятна, образна, ребенок оперирует необходимыми игровыми понятиями, передает характер игрового персонажа Ребенок недостаточно владеет ролевой и комментирующей речью, не обозначает направление развития сюжета, речь скованна, неэмоциональна, ребенок оперирует необходимыми игровыми понятиями Ребенок не владеет ролевой и комментирующей речью, играет в основном молча, не может пояснить развитие собственного игрового сюжета
3. Владение ролевым поведением со сверстниками Самостоятельно ведет взятую на себя роль в игре со сверстником, активно проявляет себя в этой роли, связывает несколько игровых действий в сюжет, привлекая к игре сверстников, подсказывая им ролевое поведение, договаривается со сверстниками о развитии игрового сюжета, прислушивается к мнению сверстников При незначительной поддержки взрослого ведет взятую на себя роль, активно проявляет себя в этой роли, связывает несколько игровых действий в сюжет, привлекая к игре сверстников, подсказывая им ролевое поведение, договаривается со сверстниками о развитии игрового сюжета, прислушивается к мнению сверстников С трудом владеет ролевым поведением со сверстником, игровые действия однотипны, выполняет предложенные другими детьми игровые сюжеты и действия Не владеет ролевым поведением со сверстником
4. Владение ролевым поведением с игрушкой (режиссерская игра) Ведет взятую на себя роль, определяя при этом роль и игровые действия игрушки («У меня солдаты в бою», «Это праздник города на площади революции»). Проявляются сформированные навыки режиссерской игры. С небольшой помощью взрослого ведет взятую на себя роль, при подсказке взрослого определяет роль и игровые действия игрушки. Сформированы основы для режиссерской игры. С трудом проявляет ролевое поведение с игрушкой, ждет подсказки или помощи со стороны взрослого. Не проявляются основ режиссерской игры.   Не владеет ролевым поведением с игрушкой, отсутствуют первоначальные навыки режиссерской игры.
5. Умение согласовывать свои игровые замыслы с партнером Самостоятельно, доброжелательно умеет согласовывать свои игровые замыслы с партнером При небольшой подсказке взрослого, доброжелательно умеет согласовывать свои игровые замыслы с партнером, прислушивается к оценке играющих С трудом даже после подсказки взрослого может согласовывать свои игровые замыслы с партнером Не умеет согласовывать свои игровые замыслы с партнером
6. Умение реагировать на замысел сверстника Принимает замысел партнера, умело согласовывает свой замысел с предложением сверстника, не создает конфликтных ситуаций в ходе выбора содержания, сюжета и развития игры Принимает замысел партнера, после напоминания взрослого может сделать попытку согласовать свой замысел с предложением сверстника, не создает конфликтных ситуаций в ходе выбора содержания, сюжета и развития игры С трудом принимает замысел игры сверстника, при включении взрослого включается в сюжет, увлекшись, предлагает сценарий развития предложенного другими сюжета Не принимает замысел других, играет в основном обособленно, либо с одним - двумя сверстниками
7. Умение менять свое ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации (предложенной самим ребенком или сверстником) Самостоятельно и легко меняет свое ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации (предложенной самим ребенком или сверстником) При незначительной поддержке взрослого меняет свое ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации (предложенной самим ребенком или сверстником) С трудом меняет собственное ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации Не умеет менять свое ролевое поведение в зависимости от игровой ситуации
8. Организаторские способности (умение увлечь своей игрой других) Ребенок успешно реализует свои организаторские способности, сплачивает вокруг себя детский коллектив, увлекая его игрой, предлагает новые варианты игры, модернизирует содержание знакомых игр на основе полученных знаний Ребенок реализует свои организаторские способности, но не всегда умеет увлечь других своей игрой, предлагает новые варианты игры, но не всегда дети идут следом за предложенным Ребенок не реализует свои организаторские способности, не может предложить новые варианты игры Не владеет организаторскими способностями, ребенок скорее ведомый (следует за предложенным сверстником вариантом игры)
9. Активное создание предметной игровой обстановки по собственной инициативе и замыслу Ребенок самостоятельно включается в создание предметной игровой среды, используя бросовый материал, игрушки-заместители, планирует пространство для игры, комментирует его расположение, проявляет творчество, инициативу, сплачивает вокруг себя сверстников Ребенок после совета со стороны взрослого включается в создание предметной игровой среды. Использует при напоминании бросовый материал, игрушки-заместители, планирует пространство для игры, комментирует его расположение Ребенок затрудняется в создании предметной игровой среды. Не использует бросовый материал, игрушки-заместители, слабо справляется с планированием пространства для игры, не комментирует его расположение Не включается в создание предметной игровой обстановки по собственной инициативе, не имеет замысла по ее созданию
10. Придумывание самостоятельных сюжетов (сюжето-сложение, новые варианты, новые роли, введение сказочных персонажей в реальные условия) Игровые замыслы богаты и оригинальны. Использует в собственной игре сюжетосложение, придумывает новые варианты знакомых игр, творчески использует сказочные сюжеты для построения сюжета собственной игры. Использует в собственной игре сюжетосложение после небольшого напоминания со стороны взрослого, придумывает новые варианты знакомых игр, не часто использует сказочные сюжеты для построения сюжета собственной игры, вводит новые придуманные роли на основе ранее полученных знаний Редко использует в собственной игре сюжетосложение, новые варианты игры, новые роли могут появиться только после непосредственного предложения взрослого и прочитанного произведения, которое вызвало у ребенка острый интерес Не умеет придумывать самостоятельные сюжеты, роли в играх однотипны, стандартны, сказочные персонажи не участвуют в сюжетных играх ребенка
11. Сочетание реальных и сказочных персонажей Умело сочетает реальные и сказочные сюжеты, игры ребенка отличаются творческим подходом, использованием знаний из различных областей, знает очень много сказок, умело сочетает знакомых героев с новыми ролями в собственной игре. Комбинирует реальное и фантастическое в игре. Сочетает реальные и сказочные сюжеты, игры ребенка отличаются индивидуальностью, использованием знаний из различных областей, знает достаточно сказок, но не всегда умело сочетает знакомых героев с новыми ролями в собственной игре С трудом даже после подсказки взрослого сочетает реальных и сказочных персонажей в своей игре Не умеет сочетать реальных и сказочных персонажей в игре, с трудом вспоминает сюжеты сказок, поэтому не может этот сюжет перенести на реальную обстановку, не проявляет творчества, стандартен в игровых действиях
12. Согласование замыслов (умение принять чужой замысел, отклонить замысел аргументировано) Ребенок самостоятельно, без конфликтов согласовывает игровой замысел со сверстником, принимает чужой замысел, умеет отклонить замысел достаточно аргументировано («Мы не можем играть в подводную лодку, ведь у нас нет овального строителя для ее постройки , мы не знаем, кто работает или служит на подводной лодке») Ребенок умеет принять чужой замысел, но не всегда это удается сделать ребенку без конфликтов, чаще настаивает на своем мнении, достаточно убедительно и аргументировано умеет отклонить замысел, предложенный сверстником Ребенок с трудом принимает чужой замысел, часто конфликтует по этому поводу, нет аргументации отклонения замысла сверстника Не принимает чужой замысел, часто играет один, вступает в конфликты со сверстниками
15. Комбинирование в игре знаний, полученных из разных источников Ребенок легко и интересно комбинирует в игре знания, полученные из разных источников (сюжеты из сказок, рассказов, сведения из познавательной литературы), умеет соединять реальные и фантастические сюжеты, часто придумывает сам фантастические сюжеты, внося их в собственную игру и увлекая этим сверстников Ребенок с небольшой помощью взрослого комбинирует в игре знания, полученные из разных источников, пытается соединить в игре реальные и фантастические сюжеты, но не всегда это ему удается самостоятельно Ребенок с трудом даже при помощи взрослого способен к комбинациям в игре ранее полученных знаний, не умеет соединять реальные и фантастические сюжеты Не умеет комбинировать в игре знания, полученные из разных источников
16. Умение решать и предупреждать конфликты Ребенок самостоятельно выходит из конфликтных ситуаций, редко создает сам такие ситуации Ребенок самостоятельно выходит из конфликтных ситуаций, но не редко создает сам такие ситуации Ребенок достаточно конфликтен, но может решить конфликтную ситуацию без слез, признать собственную неправоту Ребенок достаточно конфликтен, не может решить конфликтную ситуацию без слез, не признает собственную неправоту

Наши рекомендации