Экологический аудит: понятие, правовой режим.

экологический аудит - независимая, комплексная, документированная оценка соблюдения юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем требований, в том числе нормативов и нормативных документов, в области охраны окружающей среды, требований международных стандартов и подготовка рекомендаций по улучшению такой деятельности;

В Российской Федерации предусматривается проведение обязательного и добровольного экологического аудита. Обязательный экологический аудит организуется специально уполномоченными государственными органами управления природопользованием и охраной окружающей среды и по своему характеру является государственным. Государственный экологический аудит проводится в обязательном порядке в отношении, как правило, экологически опасных предприятий и видов деятельности при:

а) приватизации и банкротстве юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, если их деятельность является экологически особо опасной;

б) проведении экологического страхования в целях определения ставки или размера страховых платежей и (или) возмещений;

в) кредитовании юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность, государственными банками;

г) оценке деятельности по ликвидации экологических последствий аварий и стихийных бедствий;

д) принятии решений государственными органами о продлении действия лицензий, выданных юридическим лицам и гражданам-предпринимателям, осуществляющим эксплуатацию экологически опасных объектов;

е) выполнении международных обязательств Российской Федерации в области природопользования и охраны окружающей среды;

ж) в иных случаях, установленныхПравительством РФ.

Государственный экологический аудит является одной из функций государственного управления природопользованием и охраной окружающей среды. Он может проводиться как подразделениями специально уполномоченного государственного органа в области экологического аудита, так и юридическими лицами или гражданами на основе лицензии, выданной специально уполномоченными на то государственными органами в установленном порядке. С учетом сложности работ право на проведение государственного аудита может быть предоставлено только аттестованным специалистам, имеющим опыт практической работы и высшее образование в области предмета аудита.

Целесообразность проведения добровольного экологического аудита диктуется интересами юридических лиц и граждан-предпринимателей в получении научно-обоснованных рекомендаций относительно оптимальной организации работ по рациональному природопользованию и охране окружающей среды, повышению их эффективности на уровне, соответствующем требованиям законодательства РФ, и в иных целях.

Поэтому добровольный экологический аудит может проводиться по инициативе предприятий и граждан-предпринимателей, осуществляющих хозяйственную и иную деятельность, оказывающую воздействие на окружающую среду, при изменении собственника объекта, передаче объекта в аренду, в залог, при необходимости модернизации производственного и/или технологического процессов и в иных случаях.

Так как проведение добровольного экологического аудита осуществляется на платной основе, предприятие или предприниматель заинтересованы в том, чтобы приглашенные для этого лица имели достаточную квалификацию. Критерием в этом случае может служить обладание лицензией, выданной специально уполномоченным государственным органом в области охраны окружающей среды на проведение работ по экологическому аудиту.

Экологический аудит можно подразделить на обязательный и инициативный, а также на внешний и внутренний. Инициативный аудит проверяется на добровольной основе по решению руководства, владельца предприятия или вышестоящей ведомственной управляющей структуры. Обязательный аудит проводится по решению государственных органов, при осуществлении деятельности, оказывающей негативное воздействие на окружающую среду, которое снижает ее благоприятные свойства, чем нарушает экологические права граждан. Например, экоаудит проводится по решению суда, администрации области, природоохранных органов, т.е. на основании мнения одной из сторон о наличии нарушений природоохранного законодательства. Обязательный экологический аудит может также проводится в рамках определенного регламента, установленного государственными экологическими и другими службами в установленном законом порядке, например, в рамках получения лицензии определенного вида, или в рамках сертификации качества продукции (экологичности, безопасности и т.п.) По характеру аудит разделяется на внешний и внутренний. Внутренний аудит проводится собственной экоаудиторской службой предприятия и служит для внутренних целей, а внешний аудит проводится по заказу предприятия внешней аудиторской фирмой и служит для предъявления в природоохранные органы в качестве заключения, адекватного по силе действия государственной экологической экспертизе. При осуществлении экологического аудита соблюдается ряд принципов, которые подразделяются на методологические и этические. Эти принципы досконально распространяются на внешний аудит. Так как, внутренний аудит - это квалифицированная самопроверка предприятием своей деятельности в области ООС, то ряд принципов при самопроверке игнорируется. К методологическим относятся следующие принципы: планирования экоаудита, обоснованности оценки, целесообразности выбора методов, критериев, разносторонности техники экоаудита, достоверности результатов, объективности анализа, соблюдения порядка документального оформления, ответственности за выводы и их доказательности, полной информированности заказчика. Принципы профессиональной этики и этические принципы характеризуют качества экоаудиторов. К принципу профессиональной этики относятся: 1)Независимость, объективность и ответственность экоаудиторов; 2)Компетентность и системность; 3)Сохранение экоаудитором конфиденциальности получаемой информации; 4)Доброжелательность и коммуникабельность экоаудиторов.


Наши рекомендации