Глава 17. Этика и этикет. ся, выделять смысловые нюансы)



Глава 17. Этика и этикет. ся, выделять смысловые нюансы) - student2.ru Глава 17. Этика и этикет. ся, выделять смысловые нюансы) - student2.ru Глава 17. Этика и этикет. ся, выделять смысловые нюансы) - student2.ru Глава 17. Этика и этикет. ся, выделять смысловые нюансы) - student2.ru ся, выделять смысловые нюансы). Богатству речи способствует упо­требление пословиц, поговорок, крылатых выражений.

Особым признаком речевой культуры является уместность речи, связанная с понятием о языковых и речевых стилях. Смешение сти­лей или их несоблюдение — признак речевого бескультурья. Ска­зать ли «здравствуйте», «привет» или «разрешите вас поприветство­вать», выразить благодарность словами «спасибо», «я тебе благодарен» или.«разрешите поблагодарить вас» — не одно и то же.

Уместность речи, ее соответствие характеру процесса общения зависит

от многих факторов:

— от характера коммуникации (частное или деловое общение);

— от положения коммуникантов во времени и пространстве (кон­тактное или дистанционное общение);

— от наличия или отсутствия опосредующих средств общения (ра­дио, Интернет, факс, пейджер, телефон);

— от количества участников.

Итак, культура речи — важнейшее условие качества общения. И овладение основными свойствами речевой культуры для каждого из нас — не только необходимость, но и обязанность, и удоволь­ствие.

Второй круг проблем, связанных с речевой культурой, — это пра­вила речевого поведения: для говорящего, для слушающего и для присутствующих при общении. Эти правила выходят за рамки соб­ственно языковой культуры, выражая определенную нормативно-эти­ческую функцию и обеспечивая психологическое качество общения.

Вот некоторые их этих правил.

Для говорящего:

— Доброжелательность по отношению к адресату. Следует из­бегать негативных оценок личности собеседника, тем более в вуль­гарной форме.

— Узнавайте, запоминайте и называйте имена тех, с кем общаетесь.

— Говорящий отвечает за правильный выбор темы разговора, ко­торый должен быть интересен и понятен партнерам.

— Не выпячивайте свое Я, приглушайте самомнение. Постарайтесь поставить в центр внимания не себя и свои оценки событий, а лич­ность слушающего, его осведомленность и интерес к теме разговора.

— Не начинайте разговор с вопросов, по которым расходитесь с пар­тнером, а подчеркните вначале те аспекты, по которым вы сходитесь.




— Умейте внушить партнеру по общению сознание его значи­
тельности. Искусство признания достоинств (а не унижения или
разоблачения) тех, кто нас окружает, должно быть усвоено и дове­
дено до автоматизма.

Для слушающего:

— Внимательно выслушивайте говорящего. Отдавайте предпоч­тение слушанию перед всеми другими видами деятельности.

— Слушать нужно доброжелательно и терпеливо, как бы аванси­руя доверие собеседнику. Окончательный вывод сделаете позже.

— Не перебивайте собеседника, как бы вам этого ни хотелось. И тем более не стремитесь перевести слушание в собственное гово­рение. Помните: важнее получить информацию, чем передать ее.

Для присутствующего:

— Если собеседники, ведущие диалог, не включают вас в обще­
ние, то вы, по этикету, должны «изобразить пустое место», то есть
выражением лица, позой продемонстрировать отсутствие интереса к
чужому разговору.

—Возможна позиция косвенного адресата, когда общение двух сторон намеренно рассчитано на присутствующего третьего и со­держит намек на его подключение к общению (в частности, в риту­альных ситуациях). Воспользуйтесь этим.

—Иногда допускается включение присутствующего в круг обще­ния по его собственной инициативе, если он как невольный слуша­тель обладает информацией, интересующей всех или может устра­нить неточность или заблуждение. Однако в этом случае следует деликатно «вклиниться» в речевое пространство словами: «Про­стите, что я вмешиваюсь...». Главное здесь — не допустить бестакт­ности.

Наконец, третий круг проблем — овладение собственно рече­вым этикетом— предполагает умение пользоваться речевыми нор­мативами в конкретных ситуациях общения, в частности, при веде­нии личной или деловой беседы.

17.4.2.Этикет ведениябеседы

Этикетные правила ведения беседы (иногда говорят «светской беседы») применимы к любому типу общения.

Выбор темы беседы зависит от многих факторов: от повода, по которому люди собрались, от культурного уровня собеседников, от общности их интересов. Тема разговора по возможности должна

Наши рекомендации