Обоснование технической категории
Определение категории автомобильной дороги
По району проектирования по таблице и приложению 1 СНиП 2.5.02-85 определяется номер дорожно-климатической зоны.
По данным об интенсивности суточного транспортного потока, рассчитываемого по формуле 1, по таблице 1 СНиП 2.5.02-85 или таблице 1 определяется техническая категория автодороги.
№ п/п | Тип транспортного средства | Перспективная интенсивность движения авт./сут. |
Автомобили легковые: | ||
ВАЗ | ||
Волга | ||
Автомобили грузовые: | ||
ГАЗ-53 | ||
ЗИЛ-130 | ||
МАЗ-504 | ||
КамАЗ | ||
Автобусы | ||
Автопоезда: | ||
МАЗ-504 и 20 т тонных прицепов | ||
∑= |
Tехническая категория автодорог
Категория | Расчетная интенсивность движения, авт/сут | |
дороги | Приведенная к легковому | В транспортных единицах |
автомобилю | ||
I-a | Свыше 14000 | Свыше 7 000 |
I-б | Свыше 14000 | Свыше 7 000 |
II | Свыше б 000 до 14000 | Свыше 3000 до 7 000 |
III | Свыше 2 000 до б 000 | Свыше 1 000 до 3000 |
IV | До 2000 | До 1000 |
Вывод: принимаем
Расчетная скорость
Категория дороги | Расчетная скорость, км/час (основная) |
I-a | |
I-б | |
II | |
III | |
IV | |
V |
Расчет технических нормативов
1. Определение минимальных радиусов:
,
где V - расчетная скорость движения (80 км/ч);
m - коэффициент поперечной силы (из условия обеспечения удобств езды для пассажиров m = 0,15; из условия минимального износа шин m = 0,10);
in - поперечный уклон проезжей части на виражах (для районов счастым образованием гололедов in =0,040).
= м
Вычисленныезначения радиусов округляют в большую сторону с точностью до25 - 50 м и сопоставляют с нормами.
2. Расчетное расстояние видимости определяют по двум схемам.
По первойсхеме вычисляют расстояние, на котором водитель может остановить автомобиль перед препятствием:
,
где tp - время реакции водителя и включения тормозов, принимают 1 с;
j - коэффициент продольного сцепления; зависит отсостояния покрытия (для чистого сухого асфальтобетонногопокрытия j = 0,5);
f - коэффициент сопротивления качению, f = 0,01 - 0,025;
K - коэффициент эксплуатационных условийторможения, К=1,4;
l0 - расстояние безопасности, l0 =5 - 10 м;
i - продольный уклон участка (для горизонтальною участкаi = 0).
= м
По второй схеме вычисляют расстояние видимости при встречном движении двух автомобилейпо одной полосе, которое складываетсяиз суммы тормозных путей двух автомобилей и расстояния безопасностимежду ними.При одинаковых скоростях автомобилей и для горизонтальногоучастка дороги S2 » 2S1.
S2 =2S1 =182,3 м
3. Минимальныйрадиус выпуклых кривых определяют изусловия видимости поверхности дороги:
,
где d - высота глаза водителя над поверхностью дороги, d = 1,2 м.
= 4192,54 м
4. Минимальный радиус вогнутых вертикальных кривых находят исходя из величины центробежной силы, допустимой по условиям самочувствия пассажирови перегрузки рессор:
,
где b - допустимое центробежное ускорение, b = 0,5 - 0,7 м/с2.
= м
Радиусывогнутых вертикальных кривых должны быть проверены пообеспечению видимости при свете фар вночное время.
,
где hф -высота фар легкового автомобиля над поверхностью проезжей части, hф = 0,75 м; a - угол рассеивания пучка света фар, a = 2°.
= м
Значения радиусов вертикальных кривых округляют в большую сторону до 100 м.
5. Определение ширины полосы движения:
П= (а+с)/2 + х +y (м)
где, а-ширина кузова автомобиля (для легкового–1,61м; для грузового–2,5 м);
с- ширина колес автомобиля (для легкового–1,305м; для грузового–1,79 м);
х = 0,5+0,005*V; y = 0,35+0,005*V.
Для легковых:
П=(1,61+1,305)/2 + 0,9 + 0,75 =3,1 (м)
х = 0,5+0,005*80 = 0,9
y = 0,35+0,005*80 = 0,75
Для грузовых:
П=(2,5+1,79)/2 + 0,8 + 0,65 =3,6 (м)
х = 0,5+0,005*60 = 0,8
y = 0,35+0,005*60 = 0,65
6. Определение количества полос движения:
n = а Ne E / z p γ (шт.)
где, а- коэффициент перехода от суточной интенсивности движения к часовой (0,1);
Ne – приведенная интенсивность движения;
E- коэффициент зависящий от расположения дороги;
Z - уровень загрузки дороги (свободно- 0,3);
P – пропускная способность полосы движения (2000 авт./час);
γ - коэффициент зависящий от рельефа местности (1).
n=0,1*1515*1/0,3*2000*1=151,50/600=0,25 ≈1 (шт.)
Параметры плана и продольного профиля
Расчетная скорость | Наибольший продольный уклон, %0 | Наименьшее расстояние видимости, М | Наименьшие радиусы кривых, м | |||
в плане | в продольном профиле | |||||
выпуклых | вогнутых | |||||
1.1.3. Сводная таблица основных норм проектирования автомобильной дороги.
Принятые технические нормативы
№ п/п | Наименование параметра | Ед. измер. | Значение | |
по расчету | по СНиПу | |||
Расчетная скорость | км/ч | |||
Макс. продольный уклон | ‰ | |||
Наименьший радиус видимости: -для остановки перед препятствием -из условия видимости встречного автомобиля | М | |||
Наименьший радиус кривой в плане (без виража, с виражом) | М | |||
Наименьший радиус кривой в продольном профиле (выпуклый, вогнутый) | М | |||
Число полос движения | шт. | |||
Ширина полосы движения (для легкого и грузового авт.) | М | 3,1 3,6 | ||
Ширина проезжей части | М | |||
Поперечный уклон проезжей части | ‰ | |||
Ширина обочины | М | |||
Поперечный уклон обочины | ‰ | |||
Наименьшая ширина укрепленной полосы обочины | М | 0,5 | 0,5 | |
Ширина земляного полотна | М |
План трассы.
1.2.1. Проектирование плана трассы по карте.
Степень отклонения трассыот воздушной линии характеризуется коэффициентом удлинения, равным отношению фактической длины трассы Lф к длине трассы по воздушной линии Lв
.
m =
Значение коэффициента удлинения трассы т устанавливают в зависимости от категории сложности рельефа (табл.).
По выбранному направлению трассы
Следовательно, наш рельеф можно отнести к ? категории сложности, т.е. «?».
Ориентировочные значения коэффициента удлинения трассы в зависимости от категории сложности рельефа
Категория рельефа | Рельеф | Характеристика рельефа | Коэффициент удлинения |
Равнинный | Равнины и долины с относительно пологими склонами и широкими и спокойными водоразделами. Наибольшие колебания относительных высот отдельных точек не более 30 м на 1 км | 1,1 | |
Слабохолмистый | Местность с отдельными невысокими холмами, оврагами. Небольшие продольные уклоны местности не превышают 70 | 1,1-1,15 | |
Сильнопересеченный | Наличие большого количества холмов, не превышающих 200 м над уровнем их подошвы и плавно переходящих в равнину. Разность отметок на 1 км трассы составляет 30 - 200 м | 1,15-1,25 | |
Гористый | Склоны гор и предгорий с сильно расчлененным рельефом, узкими ущельями большая крутизна склонов | 1,25-1,40 | |
Горный | Горы обладают резко очерченной подошвой; разность отметок от уровня подошвы более 200 м; разветвленная сеть глубоких долин, ущелий и горных хребтов | 1,5 |