Наследственная масса (hereditas)

"Объектом универсального преемства mortis causa является юридическая ситуация de cuius во всей ее полноте: по наследству не переходят только строго личные требования из обязательств или правонарушений — те, что защищены штрафными исками (actiones poenales). Этот совокупный объект частного права — uni-versitas, universum ius — называется наследственной массой. Од­нако в римском праве эффект наследования был шире, чем пере­ход прав и обязанностей покойного, и включал также те отноше­ния, которые не могут быть предметом гражданского оборота, как sacra familiaris — семейные святыни и отправление культа предков.

Это явление связано с той стадией в развитии римского права, когда преемство mortis causa было внутренним делом большой (агнатической) патриархальной семьи (familia) и лишь частично учитывалось позитивным правом гражданской общины (civitas). Объектом преемства была сама роль домовладыки, позиция кото­рого в семейной структуре характеризуется через potestas и оп­ределяется через объект власти — familia. Содержание преемства в патриархальной семье выражается как "familiam habere" — овла­дение титулом pater familias (D. 50,16,192,2). Преемник стано­вился субъектом potestas, то есть воспринимался во внесемейных отношениях как полноправный индивид (persona sui iuris). Статус­ный эффект преемства дополнялся имущественным аспектом (поскольку именно домовладыка почитался субъектом всех прав и обязанностей familia), а также — неимущественным: на главу семейства ложился долг обеспечить дальнейшее существование семейства и заботиться о продолжении семейного культа (Cic, de leg., 2,8,19). Он преемствовал также главенство над семейным кладбищем, над клиентами своего предшественника — все то, что доставалось ему от предков (Alf. D. 48,22,3).

По мере формализации полномочий домовладыки и концептуаль­ного оформления различных прав и обязанностей объект наследст­венного преемства начинает мыслиться как комплекс оборотного имущества и долговых обязательств наследодателя — ресипга (или familia pecuniaque) или bona, объединяющий как res corporales, так и res incorporales (D.50,16,83; 222). Обретение роли pater familias уже не было связано с наследованием в техническом смысле, хотя и проис­ходило автоматически (ipso iure) среди ближайших нисходящих до­мовладыки именно в связи с его смертью.




Глава 1. Универсальное преемство mortis causa



Ulp., 46 ad ed., D. 50,16,195,2:

Et cum pater families mori- И когда умирает домовладыка,

tur, quotquot capita ei subiec- сколько бы ни было ему подчинено

ta fuerint, singulas familias отдельных лиц, они начинают,

incipiunt habere: singuli enim иметь отдельные семьи: ведь от-

patrum familiarum потеп дельные лица получают титул до-

subeunt. idemque eveniet et in мо&ладыки. То же происходит и в

ео qui emancipatus est: пат отношении того, кто эманципиро-

et hie sui iuris effectus pro- ван из семьи: ведь и он, став само-

priam familiam habet. властным лицом, получает собст­
венную семью.

Существенно, что субъекты, меняющие статус, принимаются во внимание как лица вне familia — singuli, в соответствии с тем, что прежнее семейство распадается со смертью его главы. Бли­жайшие нисходящие домовладыки оказываются на верхней пози­ции по близости к предкам и обретают личную автономию, так что у каждого из них теперь признается наличие familia — пока­зателя нового статуса. Обретение квалификации pater familias происходит вне связи с прежним домовладыкой. Так, перемена статуса подвластными уподобляется перемене, происходящей с эманципированным, чья принадлежность к семейству утрачена: агнатический принцип игнорируется, и титул домовладыки, кото­рый теперь является лишь показателем полноправия в частно­правовой сфере (persona sui iuris), предстает результатом выхода из familia, а не состояния в potestas, результатом личной незави­симости, которая признается непременным условием для обрете­ния лицом полноты гражданской правоспособности.

Преемство неимущественных элементов семейного комплекса стало происходить помимо оборота наследственной массы и обес­печивалось вмешательством понтификов (в отношении sacra, — Cic, de leg., 2,20,48—49; Fest., p.424 L) или особыми нормами ius civile (как ius sepulchri — право захоронений или ius patroni — право патроната). Прежний синкретизм наследственного преемства под­меняется комплексным характером successio in universum ius (Iul. D.50,17,62; Gai. D.50,16,24) в оппозиции к объекту отказа по заве­щанию — отдельным вещам, singulae res (Afr. D.50,16,208), и да­же — праву собственности на отдельные вещи ("singularum rerum dominium", — Pomp. D.29,2,37), поскольку совокупная правовая ситуация покойного (universum ius defuncti) включала и долговые обязательства. Древняя солидарность семейства, выражением ко­торой был всеобъемлющий характер власти домовладыки и соот-



Раздел IX. Наследственное право

ветствующий ему синкретизм преемства, сказалась в том, что на­следник отвечал по долгам наследодателя в полном объеме (in so-lidum), независимо от размеров актива наследственной массы (D.10,2,3; 37,1,1; 3 рг), так что наследство могло представлять со­бой одни невыгоды ("damnosa hereditas", — D.50,16,119).

Наши рекомендации