Перечень вопросов и практических навыков

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Учебная практика «Работа в качестве фармацевта-рецептара» по специальности 2-79 01 08 «Фармация» проводится на 3 курсе в объеме 162 часа.

Задачами учебной практики являются совершенствование знаний и умений учащихся по специальности, формирование профессиональной компетентности фармацевта, подготовка учащихся к выполнению профессиональных функций в соответствии с требованиями образовательного стандарта по специальности.

Учебная практика проводится на базах аптечных организаций, осуществляющих квалифицированную лекарственную помощь населению.

Непосредственное руководство практикой на всех этапах практики возлагается на руководителя практики.

Цели учебной практики:

– закрепление и углубление теоретических знаний по фармакологии и организации и экономике фармации;

– выработка у учащихся навыков соблюдения санитарных норм и правил и фармацевтического порядка;

– отработка и совершенствование практических навыков и умений по приему рецептов и требований организаций здравоохранения, отпуску лекарственных средств, углубление знаний по характеристике лекарственных средств, формам выпуска, способам применения;

– формирование профессиональной компетентности;

– деонтологическое воспитание учащихся;

– способствовать воспитанию трудовой дисциплины, профессиональной ответственности.

Задачи учебной практики:

– ознакомиться с реальными условиями будущей профессиональной деятельности;

– приобрести и закрепить отдельные практические навыки;

– расширить и совершенствовать теоретические знания;

– усилить элементы самостоятельной работы;

– приобрести навыки работы с нормативными правовыми актами, специальной справочной литературой;

Организация и проведение учебной практики осуществляется в соответствии с Положением о практике учащихся, курсантов, осваивающих содержание образовательных программ среднего специального образования, утверждаемым Правительством Республики Беларусь.

Перед началом работы учащиеся проходят инструктаж по технике безопасности, охране труда и пожарной безопасности, знакомятся с правилами внутреннего трудового распорядка и строго соблюдают их. Учащиеся ведут табель учета рабочего времени в соответствии с графиком непосредственного руководителя практики.

Контроль за работой учащихся на базах практики осуществляют общий и непосредственный руководители учебной практики.

Методическими руководителями учебной практики назначаются преподаватели учебных дисциплин «Фармакология» и «Организация и экономика фармации».

Продолжительность рабочего дня при пятидневной неделе составляет 7,2 учебных часа, из них 1 час отводится на заполнение дневника. Учащиеся за время прохождения практики обязаны принимать активное участие в жизни коллектива и санитарно-просветительной работе (выпуск санбюллетеней, беседы на санитарно-просветительные темы и др.).

Учащиеся должны ежедневно заполнять дневник практики. В дневнике описываются все виды выполненных работ. Дневник ежедневно проверяется руководителем практики, ставится дата и подпись. В конце практики дневник подписывается, заверяется подписью и печатью руководителя.

По окончании практики учащемуся выдается характеристика о выполнении программы практики и дается оценка способностей учащихся в работе. Она заверяется подписью и печатью учреждения.

Итоговая отметка выставляется в учреждении образования по десятибалльной системе на основании собеседования и с учетом характеристики, отчета и качества ведения дневника. Учащиеся, не выполнившие программу учебной практики или получившие по итогам практики отметку ниже четырех, к сдаче экзаменов не допускаются.

Цикловая комиссия может вносить обоснованные изменения в содержание программы и в распределение часов по разделам и темам практики в пределах 15% общего бюджета времени.

Примерный тематический план

Раздел, тема Количество часов
Раздел 1. Работа по приему рецептов и отпуску лекарственных средств 1.1. Знакомство с помещениями аптеки. Инструктаж по технике безопасности. Изучение санитарно-эпидемиологических требований для аптек. Работа по приему рецептов и отпуску лекарственных средств 1.2. Организация рабочего места фармацевта-рецептара 1.3. Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих работу фармацевта-рецептара (инструкции, стандартные операционные процедуры) 1.4. Работа по контролю качества лекарственных средств 1.5. Работа по изготовлению концентрированных растворов, полуфабрикатов, внутриаптечной заготовки. 1.6. Работа по заполнению журнала учета лабораторных (фасовочных) работ 1.7. Работа по приему требований и отпуску по ним лекарственных средств 1.8. Работа по отпуску готовых лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления 1.9. Работа по изучению учета амбулаторной и стационарной рецептуры 1.10. Знакомство с отчетностью материально-ответственных лиц подведомственных подразделений аптеки 1.11. Составление товарного отчета подведомственных подразде- лений аптеки 79,2 7,2     7,2 7,2   7,2 7,2   7,2   7,2   7,2   7,2 7,2   7,2
Раздел 2.Работа в качестве фармацевта-рецептара по изучению номенклатуры лекарственных средств 82.8
2.1. Знакомство с работой фармацевта-рецептара 7,2
2.2. Ознакомление с распределением лекарственных средств по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам 7,2  
2.3. Изучение Постановления о рецептурном и безрецептурном отпуске лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему, систему крови и пищеварения 7,2
2.4. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиангинальные, антигипертензивные) 7,2
2.5. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиатеросклеротические, применяемые при нарушении мозгового кровообращения) 2.6. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств диуретиков 2.7. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств, влияющих на систему крови 7,2     7,2   7,2
2.8. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (на аппетит, секрецию желудка) 2.9. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (при панкреатитах, заболеваниях печени, нарушениях желчевыведения) 2.10. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (противодиарейные, противорвотные) 2.11. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (слабительные) 2.12 Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения 7,2     7,2     7,2     7,2     3,6
ВСЕГО

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Название, содержание раздела, темы Количество учебных часов Формируемые умения и навыки Виды выполняемых работ Рабочее место
  Раздел 1.Прием рецептов и отпуск лекарственных средств
1.1. Знакомство с помещениями аптеки. Инструктаж по технике безопасности. Изучение санитарно-эпидемиологических требований для аптек. Работа по приему рецептов и отпуску лекарственных средств.   7,2   Ориентируется в помещениях аптеки, знает санитарно-эпидемиологические требования для аптек, соблюдает технику безопасности, ориентируется в организации рабочего места фармацевта-рецептара по приему рецептов и отпуску лекарственных средств. Контролирует правильность выписывания рецептов. Знакомство с помещениями аптек, изучение постановления об утверждении cанитарных норм и правил «Санитарно-эпидемиологические требования для аптек», инструктаж по технике безопасности. Изучение организации рабочего места фармацевта-рецептара по приему рецептов и отпуску лекарственных средств. Помещения аптеки. Рабочее место фармацевта-рецептара.
1.2. Организация рабочего места фармацевта-рецептара. 7,2   Знание организации рабочего места фармацевта-рецептара, его оснащение и оборудование. Знакомство с организацией рабочего места фармацевта-рецептара, с должностными обязанностями. Рабочее место фармацевта-рецептара.
1.3. Изучение нормативно-правовых актов, регламентирующих работу фармацевта-рецептара (инструкции, стандартные операционные процедуры). 7,2 Знание нормативных правовых актов, регламентирующих работу фармацевта-рецептара. Знакомство с нормативными правовыми актами, регламентирующими работу фармацевта-рецептара (инструкции, стандартные операционные процедуры) Рабочее место фармацевта-рецептара.
1.4. Работа по контролю качества лекарственных средств.   7,2 Знание организации рабочего места провизора-аналитика по контролю качества лекарственных средств. Изучение инструкций по внутриаптечному контролю качества лекарственных средств. Рабочее место провизора-аналитика.
1.5. Работа по изготовлению концентрированных растворов, полуфабрикатов, внутриаптечной заготовки.   7,2 Знание организации рабочего места провизора-технолога по изготовлению концентрированных растворов, полуфабрикатов внутриаптечной заготовки. Изучение инструкций, стандартных операционных процедур по организации изготовления концентрированных растворов, полуфабрикатов внутриаптечной заготовки. Рабочее место провизора-технолога.
1.6. Работа по заполнению журнала учета лабораторных (фасовочных) работ 7,2 Оформление журнала учета лабораторных (фасовочных) работ.   Знакомство с работой по заполнению журнала учета лабораторных (фасовочных) работ. Рабочее место провизора-технолога.
1.7. Работа по приему требований и отпуску по ним лекарственных средств.   7,2     Проверка соответствия принимаемых требований нормативным правовым актам, регламентирующим их оформление. Знакомство с работой по приему требований на лекарственные средства.     Рабочее место фармацевтического работника, ответственного за прием требований и отпуск по ним лекарственных средств
1.8. Работа по отпуску готовых лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления.   7,2   Проведение фармацевтической экспертизы рецепта и отпуск готовых лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления. Знакомство с работой по отпуску готовых лекарственных средств и лекарственных средств индивидуального изготовления. Рабочее место фармацевта-рецептара.
1.9. Работа по изучению учета амбулаторной и стационарной рецептуры.     7,2 Заполнение рецептурного журнала, справки-расчета количества отпущенных лекарственных средств. Знакомство с заполнением рецептурного журнала, «Справки-расчета количества отпущенных лекарственных средств». Рабочее место фармацевта-рецептара.
1.10. Знакомство с отчетностью материально ответственных лиц подведомственных подразделений аптеки.   7,2 Ориентируется в отчетности материально ответственных лиц подведомственных подразделений аптеки. Знакомство с организацией отчетности материально ответственных лиц подведомственных подразделений аптеки (инструкции, стандартные операционные процедуры). Аптека подведомственных подразделений.  
1.11. Составление товарного отчета подведомственных подразделений аптеки.   7,2 Оформление товарного отчета подведомственных подразделений аптеки.     Работа по составлению товарного отчета материально-ответственных лиц подведомственных подразделений аптеки. Аптека подведомственных подразделений.  
  Раздел 2. Работа в качестве фармацевта-рецептара по изучению номенклатуры лекарственных средств  
2.1. Знакомство с работой фармацевта-рецептара. 7,2 Знание обязанностей фармацевта-рецептара при отпуске лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска. Знакомство с работой и обязанностями фармацевта-рецептара при отпуске лекарственных средств рецептурного и безрецептурного отпуска. Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.2. Знакомство с распределением лекарственных средств по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам. Работа в отделе готовых лекарственных средств предполагает изучение лекарственных средств, имеющихся в аптеке, по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам. 7,2 Правила оформления витрин в аптеке, классификация различных лекарственных средств по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам.     Знакомство с оформлением витрин в аптеке, расположением и классификацией лекарственных средств по фармакологическим и фармакотерапевтическим группам.     Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.3. Изучение Постановления Министерства здравоохранения Республики Беларусь о рецептурном и безрецептурном отпуске лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему, систему крови и пищеварения.   7,2 Отпуск лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему, систему крови, пищеварения, в соответствии с постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь о рецептурном и безрецептурном отпуске лекарственных средств из аптеки. Знакомство с Постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь о рецептурном и безрецептурном отпуске лекарственных средств из аптеки по лекарственным средствам, влияющим на сердечно-сосудистую систему, систему крови, пищеварения. Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.4. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиангинальные, антигипертензивные).     7,2 Подбор лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиангинальные, антигипертензивные). Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. Работа по изучению лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиангинальных, антигипертензивных), их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимов.   Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.5. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиатеросклеротические, применяемые при нарушении мозгового кровообращения).     7,2 Подбор лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиатеросклеротические, применяемые при нарушении мозгового кровообращения). Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. Работа по изучению лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на сердечно-сосудистую систему (антиатеросклеротические, применяемые при нарушении мозгового кровообращения), их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимов.   Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.6. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств диуретиков.   7,2 Подбор мочегонных лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием. Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. Работа по изучению лекарственных средств диуретиков, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимов. Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.7. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств, влияющих на систему крови (для лечения анемий, антикоагулянты, гемостатики, влияющие на фибринолиз). 7,2 Подбор лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием, влияющих на систему крови. Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. Работа по изучению лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на систему крови, их форм выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимов.   Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.8. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (на аппетит, секрецию желудка). 7,2 Подбор лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием, влияющих на функцию органов пищеварения (влияющие на аппетит, секрецию желудка). Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. Работа по изучению лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на функцию органов пищеварения (на аппетит, секрецию желудка), их формы выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимы.   Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.9. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (при панкреатитах, заболеваниях печени, нарушениях желчевыведения). 7,2 Подбор лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием, влияющих на функцию органов пищеварения (применяемые при панкреатитах, заболеваниях печени, нарушениях желчевыведения). Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами.   Работа по изучению лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на функцию органов пищеварения (применяемые при панкреатитах, заболеваниях печени, нарушениях желчевыведения), их формы выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимы.   Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.10. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (противорвотные, противодиарейные средства). 7,2 Подбор лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием, влияющих на функцию органов пищеварения (противорвотные, противодиарейные средства). Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами. Работа по изучению лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на функцию органов пищеварения (противорвотные, противодиарейные средства), их формы выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимы. Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.11. Работа в качестве фармацевта-рецептара. Отпуск лекарственных средств населению. Изучение лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения (слабительные средства). 7,2 Подбор лекарственных средств с различным торговым названием в соответствии с его международным непатентованным наименованием, влияющих на функцию органов пищеварения (слабительные средства). Умение предложить замену лекарственных средств безрецептурного отпуска аналогами.   Работа по изучению лекарственных средств, имеющихся в аптеке, влияющих на функцию органов пищеварения (слабительные средства), их формы выпуска, фармакодинамики, применения, международного названия и синонимов. Лекарственные средства изучаются и описываются в дневнике по плану: 1) международное наименование; 2) синонимы; 3) формы выпуска; 4) фармакодинамика; 5) применение. Необходимо изучить и описать не менее 3 лекарственных средств каждой фармакологической группы. Рабочее место фармацевта-рецептара.
2.12. Изучение лекарстве-нных средств, влияющих на функцию органов пищеварения 3,6 Систематизация и обобщение знаний и умений по выполнению работы в качестве фармацевта-рецептара по изучению лекарственных средств, влияющих на функцию органов пищеварения. Работа по изучению ле-карственных средств, имеющихся в аптеке, вли-яющих на функцию орга-нов пищеварения, их формы выпуска, фарма-кодинамики, применения, международного на-звания и синонимов. Рабочее место фармацевта-рецептара.

ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ И ПРАКТИЧЕСКИХ НАВЫКОВ,

ПОДЛЕЖАЩИХ УСВОЕНИЮ

1. Структура и организация работы аптеки.

2. Система лекарственного обеспечения населения и организаций здравоохранения.

3. Нормативные правовые акты, регламентирующие правила выписывания рецептов и отпуска лекарственных средств.

4. Знание нормативных правовых актов, регламентирующих фармацевтическую деятельность аптек.

Наши рекомендации