Взаимосвязь между питанием и нравственностью 7 страница


Необходима решительность


Письмо 166, 1903:
255. Чтобы победить аппетит, нужен решительный характер. Из-за отсутствия подобной решимости многие потеряли здоровье. Слабовольные, легко поддающиеся любому влиянию, уступчивые люди полностью не в силах стать такими, какими их желает видеть Бог. Те, кому не хватает решительности, не могут жить успешной, победоносной жизнью. Мир полон одурманенных, слабоумных, невоздержанных людей, и как трудно им стать истинными христианами!
Что же говорит великий Врач-Миссионер?
"Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною" (Лк. 9:23). Происки сатаны направлены на искушение людей, чтобы и они затем искушали своих ближних. Он пытается всеми силами заставить людей сотрудничать с ним в его разрушительном деле. Всеми силами он пытается толкнуть их на путь безоглядного удовлетворения своего аппетита, путь возбуждающих развлечений и безрассудства, страстно желаемых греховной человеческой природой, но решительно запрещаемых Словом Божьим, пытается сделать таких людей своими верными помощниками, чтобы уничтожить в человеке образ Божий.
Сильны искушения сатаны, и многие попали в его сети. Став рабами аппетита, они одурманены и находятся в состоянии деградации...
[166] "Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии" (1 Кор. 6:19).
Те, кто постоянно сознает свою зависимость от Бога, не позволят себе есть все без разбора, перегружая пищеварительные органы. Такие люди не будут портить собственность Божью, потворствуя вредным привычкам в питании и одежде. Они с серьезной заботливостью будут ухаживать за своим организмом, осознавая, что это их долг по отношению к Богу, их доля во взаимном сотрудничестве с Ним. Бог желает, чтобы они были здоровы, жизнерадостны, счастливы и приносили пользу. Но чтобы быть такими, им нужно прежде всего подчинить свою волю воле Всевышнего.
Реформатор здоровья, май, 1878:
256. На каждом шагу встречаются различного рода заманчивые искушения поступать по вожделению плоти, похоти очей и гордости житейской. Только практическое осуществление твердых принципов и строгое управление аппетитом и привычками во имя Победителя, Господа нашего Иисуса Христа, сделает безопасным наш жизненный путь.


Намерение постепенно отказаться от вредных привычек тщетно


Рукопись 86, 1897:
257. Иногда некоторым членам Церкви, беседующим с людьми о вреде алкоголя и табака, приходится слышать следующий ответ: "Я постепенно расстанусь с этой привычкой". Такие решения вызывают смех у сатаны. Он говорит: "Они всецело в моей власти, я не боюсь их потерять". Ибо он прекрасно знает, что подобные решения не изменят положения его добычи. Но он знает и то, что не имеет власти над человеком, который, когда грешники соблазняют его, находит в себе достаточно нравственной твердости, чтобы однозначно и решительно ответить: "Нет!" Такой человек порвал с сатаной, и пока он будет держаться за руку Иисуса Христа, до тех пор он в безопасности. Он находится там, где ангелы небесные могут встречаться с ним, давая ему нравственную силу побеждать.


Призыв апостола Петра


ХВБГ, 53, 54:
258. Апостол Петр глубоко понимал взаимосвязь между умом и телом, и поэтому он возвысил голос, предостерегая [167] своих братьев: "Возлюбленные! прошу вас, как пришельцев и странников, удаляться от плотских похотей, восстающих на душу" (1 Петр. 2:11). Многие видят в этих словах предостережение от распущенности и безнравственности, но в них заключен более глубокий смысл. Это призыв прекратить всякое наносящее вред здоровью потакание аппетиту или низменным страстям. Извращенный вкус постепенно становится воинствующей страстью. Аппетит был дан нам с хорошими целями, а не для того, чтобы, будучи извращенным, стать орудием смерти, низведенным до уровня "плотских похотей, восстающих на душу"...
Насколько обольстительна сила искушения чревоугодием, можно представить только в свете невыразимых мук и страданий, перенесенных Христом во время длительного поста в пустыне. Он знал, что угождение ненормальному аппетиту губит чувства человека, лишая его способности распознавать святое. Адам пал из-за потворства аппетиту. Иисус Христос победил, обуздывая аппетит. Единственная наша надежда - возвратить утерянный рай - может быть осуществлена лишь благодаря неуклонному самообладанию. Если сила извращенного аппетита приобрела такое огромное влияние на человеческий род, что для ее уничтожения понадобилось, чтобы Сын Божий ради нас постился почти шесть недель, - какая же огромная работа предстоит христианину! Но как бы ни была тяжела борьба, христианин может выйти победителем. При помощи той Божественной силы, которая выдержала самые яростные искушения, какие только сатана мог изобрести, христианин тоже может одержать полную победу в своей битве со грехом и в конце концов быть увенчанным венцом победителя в Царстве Божьем.


Силой воли и благодатью Божьей


ХВБГ, 37:
259. Аппетит служит сатане инструментом управления разумом и всем человеческим естеством. Тысячи людей, которые могли бы жить и жить, преждевременно сошли в могилу, загубив и телесное, и умственное здоровье, потому что пожертвовали все свои силы угождению аппетита. Нужда, которую испытывает современное поколение, - призвать себе на помощь силу воли, укрепленную благодатью Божьей, чтобы противостоять искушениям сатаны и сопротивляться даже малейшему влиянию извращенного аппетита, - эта нужда сегодня намного сильнее, чем несколько поколений назад. Потому что у современного поколения самообладания значительно меньше, чем у прошлых поколений.
СЦ 4, 574:
260. Как немного тех, кто обладает нравственной [168] силой и твердостью сопротивляться искушению, особенно аппетитом, и проявлять самоотречение! Для многих видеть, как кто-нибудь ужинает, - непреодолимое искушение: им начинает казаться, что они голодны. Однако такое чувство является не требованием желудка, но скорее ума, который не укреплен твердым принципом и не приучен отказывать себе. Стены самообладания и воздержания должны быть крепкими и неприступными. Павел, апостол язычников, говорит: "Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным". Те, кто не побеждает в малом, не способны выстоять против больших искушений.
СИ, 323:
261. Самым тщательным образом проанализируйте свое питание. Внимательно изучите все возможные последствия ваших привычек в питании. Развивайте в себе самообладание. Держите свой аппетит под контролем разума. Никогда не вредите желудку перееданием. И в то же время не лишайте себя здоровой, вкусной пищи, так необходимой для вашего организма.
СЦ 6, 336:
262. Общаясь с неверующими людьми, не разрешайте увести себя с правильных позиций. Если вы сидите у них за столом, ешьте умеренно и причем только такие блюда, которые не омрачат вашего сознания. Берегитесь невоздержанности в любом ее проявлении. Ни в коем случае не позволяйте ослаблять свои умственные и физические силы, чтобы не утратить способности различать духовное. Сохраняйте ваш разум в таком состоянии, чтобы Бог мог запечатлеть в нем драгоценные истины Своего Слова.


Вопрос моральной стойкости


СЦ 2, 374:
263. Некоторые из вас хотели бы, чтобы кто-нибудь точно сказал вам, сколько нужно есть. Это неправильно. Мы должны действовать, исходя из нравственной и духовной точек зрения. Надо быть воздержанными во всем, ибо мы стремимся получить нетленный венец и сокровища [169] Неба. А теперь я хочу вот что сказать моим дорогим братьям и сестрам. Необходимо мужество, чтобы твердо определить свою позицию и владеть собой. Это нельзя доверить кому-то другому. Вы едите слишком много, а затем сожалеете об этом. И поэтому вы постоянно думаете о том, что вы едите и пьете. Ешьте ровно столько, сколько нужно для поддержания вашей жизни, начните это делать прямо сейчас, не откладывайте на потом. Тогда вы будете чувствовать себя чистыми в глазах Неба и не будете мучиться угрызениями совести. Мы не верим, что можно полностью устранить искушения, - им подвержены и взрослые, и дети. Мы все участвуем в войне и должны занять твердую позицию, чтобы сопротивляться искушениям сатаны. И для нас самих важно знать, что мы обладаем силой для этого.
Письмо 324, 1905:
264. Мне дано повеление передать тебе несколько наставлений. Ешь в определенные часы. Вредными привычками в питании ты обрекаешь себя на страдания в будущем. Не всегда безопасно принимать приглашения пообедать, даже если это исходит от братьев и друзей, желающих радушно и щедро угостить вас самыми разнообразными блюдами. Ты знаешь, что можешь съесть одновременно только два-три блюда, чтобы не повредить своим органам пищеварения. Когда тебя пригласили к столу твои друзья или знакомые, избегай есть все те разнообразные блюда, которые приготовили хозяева, если ты знаешь, что они принесут вред твоему здоровью. Ты должен это делать, если желаешь быть верным стражем своего здоровья. Когда перед нами стоит пища, которая, будучи съеденной, заставит органы пищеварения напряженно трудиться многие часы, то, поглощая ее, мы не должны укорять тех, кто угощает, говоря, что она причинит вред организму. Бог желает, чтобы мы сами приняли решение и ели только такую пищу, которая не причинит страданий пищеварительным органам.
(Тело должно быть слугой разума - § 35.)
(Воспитание правильного аппетита с детства - § 346, 353.)
(Прихоти аппетита необходимо сознательно и решительно отвергнуть - § 65.)
(Бог не отвечает на молитву об исцелении невоздержанного человека - § 29.)
(Потворство аппетиту оказывает влияние на все стороны жизни - § 72.)


Победа благодаря Христу


ХВБГ, 19:
265. Христос боролся с аппетитом и оказался Победителем. И мы также можем победить благодаря силе, полученной от Него. Кто войдет в город воротами? Туда не [170] войдут те, которые не в состоянии преодолеть силу аппетита. Господь победил того, кто держит нас в рабстве. Несмотря на то, что за сорок дней поста Христос ослабел телесно, Он выстоял против искушения и доказал, что наше положение не безнадежно. Я знаю, что собственными силами мы не можем одержать победу. И насколько признательны мы должны быть живому Спасителю, Который может и хочет нам помочь!
СИ, 176:
266. Каждый человек может жить чистой, благородной Жизнью, жизнью победы над аппетитом и плотскими желаниями, если он объединит свою слабую, колеблющуюся человеческую волю со всесильной, непоколебимой волей Бога!


Раздел IX
Режим питания


Часть I. Сколько раз в день следует принимать пищу?

Отдых, необходимый желудку

Письмо 73а, 1896:
267. Желудок нуждается в заботе. Нельзя беспрерывно [173] нагружать его работой. Дайте этому неправильно используемому и измученному органу немного покоя и отдыха. После того как желудок сделал свою работу после одного приема пищи, не вкладывайте в него больше ничего до тех пор, пока желудок не отдохнет и организм не выработает достаточного количества желудочного сока для переваривания очередной порции пищи. Между приемами пищи должно пройти не менее пяти часов. Всегда помните о том, что двухразовое питание гораздо лучше трехразового. Вы можете это проверить на себе и на опыте убедиться в полезности этого совета.


Утром завтракайте хорошо!


Письмо 3, 1884:
268. По заведенному в обществе обычаю по утрам принят легкий завтрак. Но такой обычай не является наилучшим для желудка. Во время завтрака желудок более расположен к приему большего количества пищи, нежели в течение дня. Обычай утром завтракать легко, а вечером есть много вреден, это неправильно. Сделайте так, чтобы во время завтрака съедать немного больше по сравнению с другими приемами пищи.

Поздние ужины


СИ, 304:
269. Поздний ужин особенно вреден для людей, ведущих сидячий образ жизни. Недомогания, вызванные этой привычкой, часто являются началом болезни, оканчивающейся смертью.
Во многих случаях чувство слабости, которое побуждает поесть, вызвано тем, что в течение дня органы пищеварения были слишком перегружены. После каждого приема пищи пищеварительные органы нуждаются в отдыхе. Интервал [174] между приемами пищи должен составлять не менее пяти-шести часов, и большинство людей, которые испытают это на себе, убедятся, что есть дважды в день намного полезнее, чем три раза.
КЖ, гл. 1, 55-57:
270. Многие выработали вредную привычку принимать пищу перед самым сном. Возможно, в течение дня они уже плотно ели не менее трех раз, но, испытывая мнимое чувство голода, стараются поесть и четвертый раз. Из-за снисходительности к самому себе это вошло у них в привычку, и им кажется, что если они не поедят перед сном, то не смогут спать. Во многих случаях подобное чувство слабости и голода возникает потому, что на протяжении дня пищеварительные органы были непомерно перегружены, перерабатывая нездоровую пищу, которую слишком часто и в немалом количестве человек втискивал в желудок. Перегруженные вследствие этого органы пищеварения переутомлены и нуждаются в полном покое, чтобы восстановить потраченную энергию. Не принимайте пищи до тех пор, пока желудок не отдохнет от предыдущей работы. Но если кто-то все-таки приучил себя есть три раза, тогда нужно позаботиться о том, чтобы пища, принимаемая вечером, была легкой, и принимать ее нужно за несколько часов до отхода ко сну.
Но у многих людей несчастный, изнуренный желудок тщетно жалуется на усталость. Он вынужден принимать новую порцию пищи, что приводит в действие органы пищеварения, которые вынуждены вновь совершить тот же цикл работы в часы, отведенные для сна. При таких неблагоприятных условиях, конечно, сон сопровождается неприятными сновидениями, и утром люди просыпаются разбитыми и не отдохнувшими. После такого сна многие испытывают усталость, вялость, апатию, отсутствие аппетита. Во всем организме ощущается недостаток энергии. В результате такого образа жизни пищеварительные органы быстро изнашиваются, потому что никогда не отдыхают. У таких несчастных людей начинается расстройство пищеварения, а они недоумевают, из-за чего это с ними происходит. Причина вызвала неизбежный результат. Если придерживаться подобного образа жизни долгое время, здоровье серьезно пошатнется. Кровь у такого человека отравлена, лицо его принимает желтоватый оттенок, а на теле часто появляется сыпь. Вы часто слышите жалобы таких людей на боли и расстройство желудка, вызванные постоянными перегрузками, так что это ставит людей перед необходимостью воздерживаться от работы и находиться в покое. И кажется, что люди недоумевают, пытаясь объяснить свое состояние, [175] ибо, если бы не эти боли, их можно считать совершенно здоровыми.


Как избавиться от чувства "выжатости"


Те, кто переходит от трехразового питания в день к двухразовому, вначале в большей или меньшей степени будут испытывать чувство слабости, особенно в те часы, когда, по обыкновению, ели третий раз. Но если они будут настойчивыми, эта слабость исчезнет.
К тому времени, когда мы ложимся спать, желудок уже должен закончить свою работу и отдыхать наравне с другими органами тела. Пищеварение никогда не должно протекать в часы ночного сна. Как только перегруженный желудок закончил переваривать пищу, он истощается, что вызывает слабость. Это чувство слабости принимается многими за чувство голода, и, не дав желудку времени для отдыха, его снова наполняют пищей, которая на некоторое время устраняет слабость. Но чем больше исполняются желания аппетита, тем больше он будет требовать, чтобы его удовлетворяли. Подобная слабость обыкновенно появляется вследствие употребления мяса, частых приемов пищи и переедания. Желудок утомляется из-за беспрерывной работы, перерабатывая при этом не самую здоровую пищу. Работая без отдыха, пищеварительные органы ослабевают, и в результате появляется чувство "выжатости" и желание постоянно перекусывать. Самый верный способ излечиться от этого - пореже и поменьше есть; довольствоваться простой и скромной пищей; принимать ее два раза в день или самое большее - трижды. Желудок должен определенный период работать, а затем отдыхать. Поэтому нерегулярный прием пищи и перекусывание в перерывах между ними являются наиболее пагубным нарушением законов здоровья. При регулярном и здоровом питании желудок постепенно придет в нормальное состояние.
Ревью энд Геральд, 8 мая, 1883:
271. Можно приучить желудок требовать пищу и восемь раз в день, а когда сокращают число приемов пищи, чувствуют слабость и утомление, если она не поступает в желудок при первом желании. Но это ни в коем случае не может служить основанием для того, чтобы есть столько раз в день.
(При пробуждении утром - неприятный запах изо рта и обложенный язык - § 245.)


Двухразовое питание


Вос, 205:
[176] 272. В большинстве случаев двухразовое питание лучше трехразового. Ранний ужин нарушает пищеварение, а если ужинать позже, то пища не успевает перевариться до сна. Таким образом, желудок лишается достаточного отдыха. Сон становится беспокойным, мозг и нервная система не отдыхают, и в результате весь организм не готов к выполнению дневных обязанностей.
(Двухразовое питание для детей - § 343, 344.)
СИ, 321:
273. Привычка есть только два раза в день, как правило, приносит пользу здоровью, однако при определенных обстоятельствах некоторым людям может потребоваться поесть и третий раз. Но в таком случае пища должна быть легкоусвояемой и ее нужно немного. Тонкое печенье (английский крекер) или сухари, фрукты или кофе из злаков - подходящее меню для ужина.
ХВБГ, 58; СЗ, 156:
274. Большинство людей чувствуют себя физически намного лучше, принимая пищу два раза в день, а не три; другие при определенных обстоятельствах могут захотеть съесть что-нибудь в вечернее время, но эта еда должна быть очень легкой. Пусть никто не считает себя эталоном для окружающих - мол, все должны поступать так, как он.
Никогда не обманывайте желудок, заставляя его перерабатывать неполезную для здоровья пищу, и никогда не перенапрягайте его, возлагая на него непосильное бремя. Воспитывайте самообладание. Обуздывайте свой аппетит и подчиняйте его здравому рассудку. Не считайте своим долгом по случаю прихода гостей уставлять стол нездоровой пищей. При любых обстоятельствах вы должны заботиться о здоровье ваших детей и вашей семьи так же, как о вкусах и привычках ваших гостей.
СЦ 4,574:
275. Для многих видеть, как кто-нибудь ужинает, - непреодолимое искушение: им начинает казаться, что и они голодны. Однако такое желание является требованием не [177] желудка, а скорее ума, который не руководствуется правильными принципами и не приучен отказывать себе.
(См. также § 260.)


Лекарство против раздражительности


СЦ 4, 501, 502:
276. Брат X. ведет неправильный образ жизни. Он всегда в очень возбужденной форме выражает свои положительные и отрицательные эмоции и не умеет сдерживать чувства. Брат X.! Твое здоровье очень расшатано, потому что ты много и не вовремя ешь. Такое нерегулярное питание вызывает прилив крови к мозгу, ты начинаешь нервничать, мысли у тебя путаются, и ты теряешь контроль над собой. У тебя вид крайне неуравновешенного человека. Твои движения порывисты, ты легко раздражаешься и все видишь в весьма преувеличенном и искаженном виде. Для твоего здоровья крайне необходимы физические движения на свежем воздухе и, конечно, умеренное питание. Не ешь больше двух раз в день. Если вечером тебе хочется поесть, выпей глоток холодной воды, и утром ты будешь чувствовать себя намного лучше, чем если бы ты поел перед сном.


Не принуждайте никого отказываться от ужина


Письмо 145, 1901:
277. В вопросе питания будьте благоразумны по отношению к другим, чтобы не проявлять ни навязчивости, ни принуждения. Нужно на деле показать, что двухразовое питание гораздо полезнее для здоровья, чем трехразовое. Но при этом не должно быть ни тени навязчивости и властного принуждения... Никому из находящихся в санаториях нельзя против воли навязывать систему двухразового питания. Убеждение в данном случае лучше принуждения. Дни сейчас становятся короче, и вскоре предоставится удобный момент поговорить об этом. Поскольку темнеет рано, пусть обед подают немного позже обычного, и тогда не будет ощущаться особенной нужды в ужине.
Письмо 200, 1902:
[178] 278. Что касается ужина, не делайте двухразовое питание обязательным для всех. Одни чувствуют себя очень хорошо, принимая трижды в день легкую пищу, и если их вынудить перейти к двухразовому питанию, они очень тяжело перенесут это изменение.
(Переход на двухразовое питание в наших санаториях может принести вред - § 424.)


Система двухразового питания не является общеобязательной


Письмо 30, 1903:
279. Я принимаю пищу только дважды в день. Но не думаю, что это должно стать эталоном для всех. Если некоторые чувствуют себя лучше, когда едят три раза в день, то пусть они и пользуются этим преимуществом. Я же ем только два раза в день. И в течение тридцати пяти лет я не изменяла этому правилу.
Возражения против обязательного двухразового питания в учебных заведениях
Письмо 141, 1899:
280. У многих создалось впечатление, что в вопросе питания допускаются крайности. Если ученики сочетают умственный труд с физическим - так, как это происходит в Авондейльском колледже, - тогда само собой разумеется, что некоторым необходимо есть и третий раз, и возражений против этого не может быть. Никто не должен чувствовать, что с ним плохо обходятся. Но тем, кто сознательно принимает пищу только два раза в день, не нужно ничего менять.
Тот факт, что некоторые учителя и студенты имеют преимущество обедать в своих комнатах, вряд ли достоин подражания. В питании должна быть согласованность. Если те, кто принимают пищу лишь дважды в день, считают, что во второй раз им нужно поесть очень плотно, чтобы обойтись без ужина, то этим они нанесут вред пищеварительным органам. Пусть студенты едят трижды в день, но легкую, хорошо усвояемую пищу, исключающую овощи, к примеру, фрукты и хлеб.
(Для духовного и физического благополучия служителей лучше двухразовое питание - § 227.)
(Е. Уайт принимала пищу два раза в день - Приложение I,§ 4, 5, 20, 22, 23.)
(Стол в доме Е. Уайт накрывался дважды в день - § 27.)

Наши рекомендации