Взаимосвязь между питанием и нравственностью 6 страница


Поклонение идолу извращенного вкуса


СЦ 5, 196, 197:
236. Бог подарил этим людям яркий свет, и все же мы не ограждены от искушения. Кто из нас обращается за помощью к аккаронским божествам? Посмотрите на нижеследующую картину, которая вовсе не является плодом фантазии. Сколько людей, даже адвентистов седьмого дня, узнают себя в этом типичном портрете! Вот перед вами больной человек, с виду очень добросовестный и сознательный, но на самом деле фанатичный и самодовольный. Он открыто презирает законы здоровья и жизни, которые Господь по Своей милости убеждает нас как Его народ принять к руководству в своей жизни. Пища для такого человека должна быть приготовлена так, чтобы удовлетворить его извращенный вкус. Вместо того чтобы сидеть за столом, где подают полезную пищу, он становится постоянным посетителем ресторанов, потому что там может безудержно угождать своему аппетиту. На словах отстаивая воздержание, он фактически пренебрегает этими принципами. Он хотел бы быть здоровым, но отказывается получить здоровье ценой самоотречения. Этот человек поклоняется идолу извращенного вкуса. Он - идолопоклонник. Его силы - будь они освящены - служили бы славе [151] Божьей, но они ослаблены и не могут быть направлены на служение Богу. Раздражительность, притупившийся ум и нервозность - вот лишь немногие последствия пренебрежения законами природы. Такой человек не способен ни на что и ненадежен.


Победа Христа - это наша помощь и поддержка


СЦ 4, 44:
237. В пустыне Христа ждали самые сильные искушения, какие только могут встретиться человеку. Там Он оказался один на один с хитрым и коварным врагом и победил его. Первое большое испытание касалось аппетита, второе - чувства самоуверенности и третье - любви к миру. Сатана покорил миллионы человеческих душ, искушая их угождать аппетиту. Если человек не отказывается от потворства извращенному вкусу, его нервная система возбуждается, умственные силы ослабевают, и он уже не в состоянии спокойно и здраво мыслить. Ум теряет уравновешенность. Благородные, возвышенные силы разума искажены и служат низменным инстинктам, а священные вечные интересы остаются без внимания. Достигнув этой цели, сатана подступает к человеку с двумя другими основными искушениями и не встречает противодействия. От этих-то трех главных искушений происходят все остальные многообразные сатанинские искушения и соблазны.
ЖВ, 122, 123:
238. Самое важное, чему мы можем научиться на примере первого великого искушения нашего Господа, - это урок о господстве над аппетитом и страстями. Во все века искушения, взывающие к чувствам плотского человека, более всего развращали и унижали род земной. Невоздержанность - вот средство, которым сатана разрушает умственные и духовные силы, данные Господом человеку как бесценный дар. Таким образом, человек становится неспособным понять вечные ценности. Насаждая чувственные желания, сатана стремится стереть с души всякий след подобия Богу.
Болезни, вызванные необузданным разгулом страстей и вырождением, которые были во время Первого пришествия Христа, станут еще страшнее перед Его Вторым пришествием. Христос утверждает, что мир наш в те дни уподобится [152] миру перед потопом и во дни Содома и Гоморры. Все побуждения людских сердец будут греховны. Мы живем на рубеже этого страшного времени, и нам следует усвоить урок воздержания и поста Спасителя. Только по невыразимым страданиям, которые перенес Христос, мы можем судить об опасности потакания своим страстям. Его пример показывает: лишь подчинив свой аппетит и желания воле Божьей, мы можем надеяться на вечную жизнь.


Взирая на Спасителя


Мы не можем своими силами противостоять греховным влечениям нашей падшей природы. Пользуясь этим, сатана искушает нас. Христос знал, что враг не оставит в покое ни одного человека, но воспользуется его наследственной слабостью, чтобы лживыми внушениями заманить в ловушку тех, кто не доверяется Богу. Пройдя стезю, которой должен идти человек, Господь открыл нам путь к победе. Не по воле Бога мы терпим поражение в борьбе с сатаной. Господь не желает, чтобы мы были запуганы и обескуражены происками змея. "Мужайтесь, - говорит Он, - Я победил мир" (Ин. 16:33).
Пусть борющийся с невоздержанностью в питании взглянет на нашего Спасителя, когда Тот был искушаем в пустыне. Вспомните Его страдания на кресте, когда Он простонал: "Жажду". Он перенес все, что может выпасть на нашу долю. Его победа является нашей победой.
Иисус полагался на силу и мудрость Своего Небесного Отца. Он провозглашает: "И Господь Бог помогает Мне: поэтому Я не стыжусь... и знаю, что не останусь в стыде... Вот, Господь Бог помогает Мне". Указывая на Самого Себя, Он говорит нам: "Кто из вас боится Господа?.. Кто ходит во мраке, без света, да уповает на имя Господа и да утверждается в Боге своем" (Ис. 50:7, 9, 10).
"Ибо идет князь мира сего, - говорит Иисус, - и во Мне не имеет ничего" (Ин. 14:30). Сатанинские ухищрения никак не затрагивали Его. Христос не поддался греху. Даже [153] в мыслях Он не уступил искушению. Так должны поступать и мы. Человеческое естество Христа соединилось с Божественным. Обитающий в Нем Дух Святой подготовил Его к борьбе. Иисус пришел, чтобы сделать нас причастными к Божественному естеству. Пока мы едины с Ним через веру, грех не имеет над нами власти. Господь посредством нашей веры ведет нас к тому, чтобы мы доверились Божественности Христа и благодаря этому достигли совершенства.
СЦ 3, 561:
239. Сатана подходит к человеку таким же путем, как он в свое время подошел ко Христу, пытаясь соблазнить своими непреодолимыми искушениями потворства аппетиту. Он хорошо знает свою силу, чтобы победить человека в этом вопросе. Он победил Адама и Еву в Едеме, используя именно их аппетит, и они потеряли свою счастливую родину. Какой поток бедствий и преступлений заполнил наш мир вследствие падения Адама! Целые города были стерты с лица земли из-за омерзительных преступлений и возмутительных беззаконий, которые сделали их позором для всей Вселенной. Потворство аппетиту лежало в основе всех их грехов.
ХВБГ, 16:
240. Наш Господь Иисус Христос начал Свою работу искупления с того, что стало причиной гибели человека. Его первое искушение касалось того же самого вопроса, в котором не устоял Адам. Именно искушением чревоугодием сатана победил значительную часть человеческого рода, и успех позволил ему почувствовать, что власть над этой падшей планетой находится в его руках. Но в лице Христа он встретил Того, Кто противостоял ему, и пораженный враг покинул поле битвы. Иисус Христос говорит: "Во Мне [он] не имеет ничего". Победа Спасителя - залог того, что и мы можем выйти победителями в борьбе с врагом. Но наш Небесный Отец не намеревается спасать нас, если мы сами не приложим усилий к тому, чтобы сотрудничать со Христом. Мы должны выполнить свою часть работы, и тогда Божественная сила, объединись с нашими усилиями, принесет нам победу.
(Ради нас Иисус Христос проявил самообладание, которое было сильнее голода и даже смерти, - § 295.)
(Сорокадневный пост укрепил Христа и помог Ему вынести все искушения. Его победа - хороший пример для всех - § 296.)
(Во время самых яростных искушений Христос [154] ничего не ел - § 70.)
(Сила искушения чревоугодием соизмерима с теми страданиями, какие Христос перенес во время поста в пустыне - §298.)


Даниил - пример победы


ХВБГ, 22, 23:
241. Искушение чревоугодием столь сильно, что может быть побеждено только с помощью Бога. Но во всяком искушении мы имеем обетования Бога о том, что существует путь избавления. Почему же тогда многие оказываются побежденными? А потому, что не возлагают свои упования на Бога. Такие люди не используют средства, предусмотренные Богом для нашей безопасности. Поэтому никакие оправдания и извинения чревоугодия не принимаются Богом.
Даниил высоко ставил человеческие способности, но не полагался на них. Он вполне доверялся силе, какую Бог обещал всем, кто в смирении сердца придет к Нему, всецело уповая на Его силу.
В глубине сердца Даниил решил, что не станет оскверняться кушаньями, подаваемыми на царский стол, и вином, которое пил царь, ибо знал, что такая пища не укрепит его физические силы и не умножит умственные способности. Он не желал употреблять ни вина, ни каких-либо других возбуждающих средств. Он не желал ничем туманить свой ум. И Бог даровал ему "знание и разумение всякой книги и мудрости... еще даровал разуметь и всякие видения и сны"...
Родители Даниила с детства воспитали в нем привычку к строгому воздержанию. Они научили его согласовывать все свои привычки с законами природы; они объяснили ему, что и еда, и питье непосредственно воздействуют на физическое, умственное и нравственное естество и что ему предстоит дать отчет Богу в том, как он использовал свои способности, ибо они являются даром Божьим, и он не имеет права ни мешать их развитию, ни губить неправильным образом жизни. В результате такого воспитания Закон Божий был возвеличен в его сознании и занимал почетное место в его сердце. В первые годы своего пленения Даниил прошел через суровое испытание, познакомившись и с великолепием царского дворца, и с лицемерием, и с [155] язычеством. Какая странная школа подготовки к умеренной и рассудительной жизни, трудолюбию и верности! И все же он жил там, не тронутый тлетворной атмосферой зла и порока, окружавшей его.
Опыт жизни Даниила и его юных товарищей открывает нам те преимущества, которые могут быть результатом умеренного питания, и показывает, что Бог сделает для тех, кто будет сотрудничать с Ним, облагораживая себя и духовно возрастая. Эти мужи были честью для Бога и ярким и сверкающим светом в вавилонских чертогах.
В этой истории слышится голос Божий, обращенный к каждому из нас лично: он повелевает нам впитать все эти драгоценные лучи света о христианском воздержании и правильно воспринять законы здоровья.
Ревью энд Геральд, 25 января, 1881; СЗ, 66:
242. Что случилось бы, если бы Даниил и его товарищи, согласившись со своими языческими надзирателями, уступили бы давлению обстоятельств и стали есть и пить по обычаю вавилонян? Единственная уступка с их стороны ослабила бы их здравое восприятие и отвращение ко злу. Потворство аппетиту означало бы пожертвовать физической бодростью, ясностью мышления и духовной силой. Единственный неверный шаг повлек бы за собой и другие, и в конце концов связь с Небом нарушилась бы и они погибли, оказавшись во власти искушения.
(Ясность ума Даниила обусловлена простой пищей и жизнью, исполненной молитвы, - § 117.)
(Подробнее о Данииле - § 33, 34, 117.)


Наш христианский долг


СЦ 2, 65:
243. Если мы осознаем повеления Божьи, то увидим, что Он требует от нас воздержанности во всем. Он сотворил нас с той целью, чтобы мы прославляли Его телами и душами нашими, которые суть Его. Но разве мы можем осуществить это намерение Божье, если потворствуем аппетиту, подрывая свои физические и нравственные силы? Бог требует, чтобы мы предоставили тела наши в жертву живую. Чтобы исполнить Его повеления, надлежит поддерживать тело в наилучшем состоянии. "Итак, едите ли, [156] пьете ли, или (иное) что делаете, все делайте в славу Божию".
СЦ 6, 374, 375:
244. Апостол Павел пишет: "Не знаете ли, что бегущие на ристалище бегут все, но один получает награду? Так бегите, чтобы получить. Все подвижники воздерживаются от всего: те для получения венца тленного, а мы - нетленного. И потому я бегу не так, как на неверное, бьюсь не так, чтобы только бить воздух; но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным" (1 Кор. 9:24-27).
Множество людей в мире доставляют себе удовольствие потаканием вредным привычкам. Аппетит - вот закон, управляющий ими; из-за вредных привычек нравственное чувство у них притуплено и способность распознавать святое в огромной степени утрачена. Но христианам необходимо строгое воздержание. Они должны предъявлять к себе повышенные требования. Умеренность в питье, еде и одежде имеет большое значение. Христианин должен руководствоваться принципами, а не аппетитом или прихотями. Кто ест слишком много или же употребляет пищу сомнительного качества, те падки на легкомысленные развлечения и "впадают... во многие безрассудные и вредные похоти, которые погружают людей в бедствие и пагубу" (1 Тим. 6:9). Но истинные "сотрудники Божии" должны всеми своими силами способствовать распространению принципов истинного воздержания.
Быть верным Богу - это означает многое. Бог предъявляет особые требования к тем, кто принимает участие в Его работе. Он желает, чтобы ум и тело каждого из них отличались отменным здоровьем, чтобы каждый их талант и дарование соотносились с Божественной волей, ведь тогда они используются в равной мере верно и аккуратно, а этого можно достичь лишь при строгом воздержании во всем. Мы обязаны полностью посвятить Богу тело, душу и все способности, какими Он одарил нас, чтобы мы могли служить Ему.
Отведенные нам дни жизни подобны времени испытания, и все наши силы и способности необходимо постоянно укреплять и развивать. Только тех, кто руководствуется [157] такими принципами и кто научился разумно и в страхе Божьем заботиться о своем организме, необходимо избирать на ответственные посты в деле Божьем. Те, кто уже давно принял истину, но не может провести четкую границу между принципами праведности и принципами зла и чьи представления о справедливости, милосердии и любви Божьей еще расплывчаты, должны быть освобождены от такой ответственности. Каждая община в нашей Церкви нуждается в ясном и правильном свидетельстве, чтобы труба издавала верный звук.
Мы одержим великую победу, если сможем пробудить нравственные чувства нашего народа в вопросе воздержания. Во всех сторонах повседневной жизни необходимо помнить о принципах воздержания и применять их на практике. Умеренность в еде, питье, сне, одежде являются главнейшими принципами религиозной жизни. Эта истина, внедренная во святилище души, будет направлять нас в уходе за нашим телом. Во всем, что касается здоровья человека, не должно быть места равнодушию. Наше благополучие в вечности зависит от того, как мы в этой жизни используем наше время, силу и влияние.


Рабы аппетита


ДД 4, 129-131:
245. Есть люди, утверждающие, что верят истине; они не курят, не нюхают табак, не пьют кофе и чай, но удовлетворяют прихоти своего аппетита самым различным образом. Они просто не могут обойтись без пищи, обильно приправленной острыми мясными подливками и соусом. Их вкусы настолько извращены, что само по себе мясо их уже не радует, если оно не приготовлено самым вредным для здоровья способом. И в результате слизистая оболочка желудка воспаляется; пищеварительные органы испытывают чрезмерную нагрузку, но тем не менее желудок прилагает огромные усилия, чтобы избавиться от возложенного на него бремени. Когда же изнуренный желудок наконец с большим трудом справляется со своей работой, он настолько обессилен, что вызывает слабость и вялость организма; такие ощущения многие ошибочно принимают за чувство голода и, не давая никакого отдыха желудку, вновь заполняют его пищей, что на некоторое время уменьшает слабость. Чем больше потворствовать аппетиту, тем настойчивее он будет требовать, чтобы его удовлетворили. Эта слабость и вялость обычно являются результатом употребления мяса, частых приемов пищи и переедания...
В силу существующей традиции, сформировавшейся [158] под влиянием изощренного чревоугодия, люди набивают свои желудки различного рода изысканной, вредной для желудка пищей: тортами, пудингами, сдобой и т. п. Стол уже немыслим без разнообразных блюд, иначе извращенные вкусы не будут удовлетворены. Утром эти рабы аппетита поднимаются с постели с обложенным языком и неприятным, тяжелым запахом изо рта. Они не знают, что значит наслаждаться здоровьем, и недоумевают, почему их так мучают боли, почему они подвержены различным болезням. Многие едят не только трижды в день, но еще и перед самым сном. При подобном режиме питания спустя непродолжительное время пищеварительные органы изнашиваются, потому что никогда не получают отдыха. Такие люди страдают расстройством пищеварения и недоумевают, из-за чего это произошло с ними. Причина повлекла за собой неизбежный результат. Человек никогда не должен есть, если желудок не имел достаточного отдыха после предыдущего приема пищи. Если же возникает желание поесть третий раз, то нужно выбирать очень легкую пищу и принимать ее за несколько часов до сна.
Многие настолько безудержны в своем питании, что ни под каким видом не желают изменить свой образ жизни, продолжая потворствовать своей алчности и ненасытности. Они скорее пожертвуют собственным здоровьем и преждевременно уйдут из жизни, чем согласятся ограничить свои необузданный аппетит. А сколько еще таких несчастных, которые ничего не знают о тесной взаимосвязи между здоровьем и питанием! И если бы их озарил свет законов здоровья, они могли бы мобилизовать свои нравственные силы и обуздать свой аппетит, питаясь более умеренно, причем только полезной и здоровой пищей, и своим образом жизни обезопасить себя от многочисленных страданий.


Воспитывайте свой вкус


Те, кто привык всегда без ограничений есть мясо, приготовленное с различными приправами и подливками, различные изысканные пирожные и консервы, не могут сразу испытать удовольствие от простого, здорового питания. Вкусы этих людей настолько извращены, что им не хочется здоровой пищи, состоящей из фруктов, овощей, простого хлеба. Таким людям не следует ожидать, что им с первого раза понравится пища, столь отличающаяся от той, которой они прежде тешили себя. Если вначале они не могут получить удовольствие от здоровой и простой пищи, то им надо поститься до тех пор, пока они не смогут наслаждаться ею. Такой пост будет для них полезнее всякого лекарства - желудок, с которым прежде плохо обращались, [159] получит долгожданный отдых, в котором он так нуждается, и тогда появится чувство настоящего голода, который нетрудно будет удовлетворить простой и здоровой пищей. Нужно время, чтобы после продолжительного пресыщения обрести вкус к естественной пище, но настойчивость в самоотречении вскоре сделает простую, здоровую пищу вкусной и аппетитной, и вы будете наслаждаться ею более, нежели эпикуреец наслаждается изысканными блюдами.
Здоровый желудок, который не раздражен мясом и не изношен от переедания, может хорошо выполнять свои функции. Поэтому нельзя медлить с изменением своего образа жизни. Необходимо прилагать усилия к тому, чтобы самым тщательным образом сохранить оставшиеся жизненные силы, избавившись от всякого изнуряющего бремени. Возможно, что больной желудок никогда не сможет вновь полностью восстановить свою работоспособность, но правильное питание предохранит его от дальнейшего ослабления, и многие смогут в большей или меньшей мере восстановить свое здоровье, если они не зашли слишком далеко в самоуничтожении своего организма постоянным перееданием.
Те, кто позволил себе оказаться в рабстве ненасытного аппетита, часто идут еще дальше, унижая себя потворством низменным страстям, которые пробуждаются от невоздержанности в еде и питье. Они утрачивают всякую власть над своими низменными наклонностями, так что и физическое здоровье, и их интеллект начинают серьезно страдать. Умственные способности в значительной степени разрушаются вредными привычками.


Влияние потворства аппетиту на физическое, умственное и моральное здоровье


ХВБГ, 83:
246. Многие учащиеся, к великому прискорбию, пребывают в незнании относительно огромного влияния питания на здоровье. Многие еще никогда не прилагали решительных усилий к тому, чтобы обуздать свой аппетит или же придерживаться разумных правил в том, что касается питания. Они едят очень много и за столом, и в промежутках между едой - везде, где их настигает искушение. Если бы те, кто называют себя христианами, пожелали решить неразрешимые для них вопросы, а именно: почему они такие невосприимчивые и имеют слабые духовные стремления, то ответ на эти вопросы в большинстве случаев они нашли бы на собственном столе. Как правило, именно здесь весомая причина всех недомоганий.
Многие удалились от Бога, потворствуя своему аппетиту; Господь, Который замечает падение каждого воробья и Который сосчитал каждый волос на голове человека, видит грех тех, кто потакает своему извращенному [160] аппетиту ценой ослабления физических сил, притупления умственных способностей и умерщвления нравственного восприятия.


Угрызения совести неизбежны


СЦ 5, 135:
247. Переедание и потакание похоти привело многих к физической и умственной деградации. Эти люди столь долго поощряли свои низменные инстинкты, что их нравственная и духовная природа пришла в упадок. Когда мы все будем стоять перед великим белым престолом, какая печальная история обнаружится тогда в жизни многих! Только тогда люди увидят, чего они могли бы достичь в своей жизни, если бы не разрушили данные Богом силы и способности. Тогда они осознают, какого высокого интеллектуального уровня они могли бы достичь, если бы посвятили Богу все физические и умственные силы, которые Он им вверил. Испытывая угрызения совести, они страстно захотят заново прожить свою жизнь.
(Влияние переедания на телесное и умственное здоровье - § 219, 220.)


Неестественный аппетит должен быть ограничен


ХВБГ, 150, 151:
248. Провидение Божье ведет народ Божий из плена нелепых и вредных привычек этого мира - помогло обуздать и аппетит, и другие нездоровые привычки, и люди преисполнились самоотречения и воздержания во всем. Народ, руководимый Богом, будет особенным народом. Он не будет подобен миру. Те, кто последуют наставлениям Господа, тем самым осуществят Его намерения и подчинят свою волю Его воле. Христос будет обитать в их сердцах. Храм Божий будет свят. "Тела ваши, - говорил апостол Павел, - храм Святого Духа". Бог не требует, чтобы Его дети проявляли самообладание и самоотречение в ущерб своей физической крепости. Он требует, чтобы они жили согласно законам природы, сохраняя физическое здоровье. Естественный образ жизни - это путь, предначертанный Богом, и он достаточно широк для каждого христианина. Бог щедро наделил нас обилием самых различных благ для нашего существования и наслаждения. Именно для того, чтобы мы наслаждались здоровым аппетитом, который сохранит здоровье и продлит годы нашей жизни, Бог ограничивает наш аппетит. Он призывает нас к умеренности, [161] указывая на недопустимость потворства аппетиту. Если мы культивируем извращенные вкусы, то тем самым нарушаем законы нашего естества и принимаем на себя ответственность за эти злоупотребления, навлекаем на себя болезни.
СЦ 9, 153, 154:
249. Те, кто внял наставлениям о вреде мяса, кофе, чая, жирной и нездоровой пищи и решил заключить завет с Богом, жертвуя своим аппетитом, не будут больше потакать своим прихотям, употребляя продукты, о вреде которых они знают. Бог требует, чтобы мы умеряли свой аппетит и проявляли самоотречение во всем, что не принесет нам пользу. Это и есть та работа, какую должен совершить народ, прежде чем он предстанет пред Богом совершенным народом.
Реформатор здоровья, сентябрь, 1871:
250. Бог неизменен, и поэтому Он не предлагает изменить физические законы нашего организма, чтобы мы могли нарушить хотя бы один из этих законов, не ощутив на себе последствий такого нарушения. Но многие сознательно отворачиваются от света... Чревоугодием они нарушают законы жизни и здоровья; но если они сознательно будут повиноваться законам природы, тогда и в питании, и в том, как одеваться, они будут руководствоваться Божественными принципами, а не личными склонностями, модой, обычаями мира и аппетитом.


Плодотворный труд служителей Божьих зависит от их самообладания


Письмо 158, 1909:
251. Покажите людям необходимость сопротивляться искушению чревоугодием. В этом вопросе многие терпят неудачу. Разъясните людям, какое тесное взаимоотношение существует между телом и умом, и покажите необходимость беречь и то, и другое в самом наилучшем состоянии...
Людей, которые потакают своему аппетиту, растрачивают понапрасну физическую энергию, ослабляют свои духовные силы, рано или поздно настигнет возмездие, которое последует за нарушением законов здоровья.
Иисус Христос ценой Своей жизни приобрел для нас, грешников, вечное искупление. Искупитель мира знал, что потворство неестественному аппетиту приводит к физической слабости и снижению умственных способностей, так что священные и вечные истины уже не воспринимаются. [162] Господь знал, что чревоугодие калечит нравственность человека; что самой неотложной нуждой человека является полное обращение и изменение образа жизни - в сердце, разуме, духовном мире - от самоугождения к самообладанию и воздержанию. Пусть Господь поможет и вам - Его слуге - взывать к служителям и пробуждать спящие церкви. Пусть ваша работа как врача и служителя находится в полной гармонии. Именно с этой целью учреждены санатории - чтобы проповедовать истину об подлинном воздержании...
Мы как народ особенно нуждаемся в воплощении в жизнь принципов санитарной реформы. Особенно это касается служителей и учителей, проповедующих Слово Божье. Мне были даны следующие указания относительно проповедников и президентов конференций: "Ваш успех как служителей Божьих в деле спасения погибающих душ во многом зависит от вашего успеха в борьбе со своим аппетитом. Победите в себе чревоугодие, и тогда вы легко сможете управлять всеми своими наклонностями, страстями и привязанностями. Тогда ваши нравственные силы и ваш интеллект укрепятся. И они "победили... Кровию Агнца и словом свидетельства своего"".


Обращение к соработнику


Письмо 49, 1892:
252. Бог избрал тебя совершать Его работу, и если ты будешь трудиться тщательно, благоразумно, предусмотрительно и следить за тем, чтобы твои привычки в питании управлялись знанием и разумом, тогда тебя ждут более радостные и приятные часы, чем если бы ты действовал бездумно. Действуй осмотрительно, строго управляй своим аппетитом и затем отдайся в руки Божьи. Продли свою жизнь с помощью строгого самоконтроля и самообладания.


Самообладание дает бодрость и энергию


СЦ 3, 490-492:
253. Люди, принимающие участие в проповеди последней вести предостережения миру, - вести, которая решит вечную участь души, - должны жить в полной гармонии с принципами истины, которую они проповедуют. Они должны быть образцом для других в питании, в беседах, в манерах и поведении. Часто под мантией святости у тех, кто называют себя представителями Христа в этом мире, [163] скрывается обжорство, потворство низменным желаниям и другие ужасные грехи. Есть весьма одаренные мужи, однако за свою жизнь не сделавшие и половины того, что могли бы сделать, проявляй они умеренность во всем. Потворство неестественному аппетиту и низменным страстям притупляет ум и ослабляет нравственные силы. Мысли таких людей непоследовательны. Их слова не имеют силы, не могут достичь сердец слушателей, ибо не оживотворены Духом Божьим.
Поскольку наши прародители потеряли рай из-за угождения аппетиту, наша единственная надежда обрести его снова связана с полным обузданием аппетита и всех греховных страстей. Умеренность в питании и контроль над всеми плотскими желаниями и пристрастиями сохранят ясность ума, разовьют нравственные силы и умственные способности, помогут людям подчинить свои дурные наклонности и пристрастия интересам вечности и выработают способность различать, где добро, а где зло, где святое, а где обыденное. Те, кто истинно прониклись значением жертвы, принесенной Иисусом Христом, Который оставил Свой небесный дом и пришел в этот мир, чтобы собственным примером показать, как нужно сопротивляться искушениям, с радостью отрекутся от самоугождения и станут причастниками Христовых страданий.
Начало мудрости - страх Господень. Тем, кто побеждает подобно Христу, следует постоянно охранять себя от искушений сатаны. Аппетит и плотские желания должны быть ограничены и находиться под контролем просвещенной совести, чтобы разум оставался неповрежденным, восприятие - ясным, чтобы действия сатаны и его уловки не были приняты за провидение Божье. Многие хотели бы получить окончательную награду и победу, которые ждут победителей, но они не желают испытать тяготы труда, лишения, самоотречение - все, что испытал в Своей жизни Спаситель. Только послушанием и постоянными усилиями мы сможем победить, подобно Христу.
Господство аппетита губит тысячи душ. Но если бы они сопротивлялись чрезмерному аппетиту, тогда они исполнились бы нравственной силы и смогли преодолеть любое искушение сатаны. Но рабы аппетита никогда не смогут достичь совершенства христианского характера. Постоянное нарушение человеком законов Божьих на протяжении 6000 лет принесло свои плоды - это болезни, страдания и [164] смерть. И по мере приближения конца времени сатанинские искушения чревоугодием будут становиться все сильнее, настойчивее и непреодолимее.
(Воздержание в пище - это путь к здоровью - § 473.)


Связь между привычками и освящением


Ревью энд Геральд, 25 января, 1881:
254. Человек не может наслаждаться благословениями освящения до тех пор, пока он остается эгоистичным и ненасытным. Такие люди стенают под бременем физических недомоганий, вызванных вредными привычками в питании, являющимися нарушением законов жизни и здоровья. Многие ослабляют свои органы пищеварения тем, что потворствуют извращенному аппетиту. Сила человеческого организма сопротивляться всем злоупотреблениям по отношению к нему и неправильному с ним обращению воистину чудесна; но постоянное переедание, ставшее привычкой, в конце концов ослабит все функции организма. Пусть эти слабые люди призадумаются над тем, кем бы они могли быть, если бы вели умеренный образ жизни, поддерживая свое здоровье, а не злоупотребляя им. Даже исповедующие христианство потакают необузданному аппетиту и плотским желаниям и привычкам, нарушая нормальное функционирование организма и ослабляя физическое, умственное и нравственное здоровье. Некоторые, поступающие так, заявляют о том, что они якобы освящены Богом, но подобное заявление не имеет никакого основания...
"Сын чтит отца и раб - господина своего; если Я - отец, то где почтение ко Мне? и если Я Господь, то где благоговение предо Мною? говорит Господь Саваоф вам... бесславящие имя Мое. Вы говорите: "чем мы бесславим имя Твое?" Вы приносите на жертвенник Мой нечистый хлеб, а говорите: "чем мы бесславим Тебя?" - тем, что говорите: "трапеза Господня не стоит уважения". И когда приносите в жертву слепое, не худо ли это? или когда приносите хромое и больное, не худо ли это? Поднеси это твоему князю! будет ли он доволен тобою и благосклонно ли примет тебя? говорит Господь Саваоф" (Мал. 1:6-8).
"Приносите украденное, хромое и больное, и такого же свойства приносите хлебный дар: могу ли с благоволением принимать это из рук ваших? говорит Господь" (Мал. 1:13).
Давайте отнесемся с должным вниманием к этим предостережениям и обличениям. Хотя эти слова относились в свое время к древнему Израилю, но они не утратили значения и для народа Божьего наших дней. Нам необходимо призадуматься над словами апостола, [165] призывающего своих братьев милостью Божьей принести свои тела в "жертву живую, святую и благоугодную Богу". Это истинное освящение. Это не просто теория, чувство, эмоции или пустые слова, но истинное освящение; это живой, деятельный принцип, пронизывающий все сферы повседневной жизни. Истинное освящение требует, чтобы наши привычки относительно питания и одежды помогали сохранять физическое, телесное, умственное и нравственное здоровье, - тогда мы сможем предоставить Богу наши тела не как жертву, развращенную вредными привычками и неправильным образом жизни, но как "жертву живую, святую и благоугодную Богу".
Пусть никто из тех, кто считает себя благочестивым, не относится с безразличием к своему телесному здоровью и не обольщает себя мыслью, что невоздержание не является грехом и никак не отражается на духовности. Между физической и нравственной природой человека существует тесная взаимосвязь.

Наши рекомендации