Все мы произошли из звездной пыли»

Однако вернемся к книге Шрёдера и подивимся, насколько буквально по духу и смыслу совпадают высказывания некоторых современных ученых с цитатами из Талмуда.

В эпиграфе к 5 главе приведено мнение астрофизиков Бёрбриджа, Фаулера и Хойла: «Тяжелые элементы появились не в момент “Большого взрыва”. Они образовались в течение долгого времени в недрах звезд из водорода и гелия, которые возникли в момент “Большого взрыва”» [167, с. 78].

В параллель Шрёдер ставит высказывание из иудейского комментария на книгу Бытие «Бытие Рабба»: «Солнце появилось на четвертый день. Равви Аваху сказал: из этого мы узнаем, что первые три дня Пресвятой, да будет благословенно Его Имя, использовал для того, чтобы создавать и разрушать мiры» [цит. по 167, с. 142, с. 78].

Далее д-р Шрёдер иллюстрирует сказанное древними мудрецами-талмудистами вполне научным современным языком.

«Некоторое время сразу после «Большого взрыва» материя вселенной существовала в виде единой массивной туманности. Развитие вселенной от этой туманности до образования звезд и галактик было весьма длительным процессом. Можно только догадываться, сколько времени прошло до образования первой звезды. Но мы знаем, что это длилось миллиарды лет. И все это время вновь образовавшиеся элементы находились внутри звезд. Когда ядерное топливо звезды, то есть водород и гелий, полностью выгорает, превратившись в тяжелые элементы, выделение энергии прекращается. Эта энергия удерживала внешние слои звезды от падения внутрь, и когда ее не остается, происходит коллапс – звезда схлопывается. Стремительное движение всей массы звезды к ее центру порождает вспышку энергии, которая приводит к мощной ударной волне, распространяющейся от центра. Эта волна разрывает внешние слои звезды в клочья и выбрасывает в космическое пространство свое содержимое – тяжелые элементы. В течение долгого времени в процессе циркуляции космической материи из этих элементов образовываются новые звездные системы. Наша солнечная система является одной из них. Все мы произошли из звездной пыли. И не существует никакого другого объясненияобилия в нашей вселенной элементов тяжелее гелия, которое соответствовало бы нашим представлениям о космологических процессах» [167, с. 83].

Совершенно несовместимыми с Библией представляются слова: «Все мы произошли из звездной пыли». В устах знатока Библии эта мысль просто экстравагантна. Выражая традиционное церковное отношение к этому вопросу, святитель Иоанн Златоусто теле человека говорит впрямую, что оно отнюдь не есть продукт эволюции других тел – звездной пыли, метеоритов, водорода, гелия, простейших животных или человекообразных обезьян: «Бог берет не просто землю, но персть, тончайшую, так сказать часть земли и эту самую персть от земли своим повелением превращает в тело» [52, с. 103]. Такое толкование дает вселенский учитель на слово Писания: И созда Бог человека персть взем от земли и вдуну в лице его дыхание жизни, и бысть человек в душу живу (Быт. 2, 7). Церковное прочтение просто и естественно вытекает из библейского текста.

Мы видим, что эволюционистская космология, напротив, не проста и далека от изящества. Для образования планетарного вещества (включая органику) она предполагает наличие помимо «Большого взрыва» еще множества взрывов отдельных звезд– «никакого другого объяснения» передовая наука предложить не может. Каждый вправе решить для себя – стоит ли верить в такие сложные гипотезы и принимать их за истину?

Однако, нельзя не заметить действительного соответствия между этими современными гипотезами и мнением древних талмудистов. Совпадение настолько сильное, что у Шрёдера развязываются руки для следующего утверждения: «Согласно законам физики и химии в нашем мiре, на производство элементов, из которых состоит наша солнечная система, ушло много миллиардов лет в системе отсчета вселенной, или три дня в системе отсчета Бога» [167, с. 83]. Это научное кредо Шрёдера, он проносит его через всю книгу. В другом месте он пишет о творении: «В системе отсчета Бога это заняло шесть дней. В нашей системе на это ушли миллиарды лет» [167, с. 79]. Доктор Шрёдер буквально отождествляет миллиарды лет, предполагаемые эволюционистской наукой, и библейские дни. Он ставит между ними знак равенства и делает лишь одну оговорку: «в системе отсчета Бога», «в системе отсчета человека».

Вот как сам Шрёдер оценивает приведенные слова еврейского мудреца равви Аваху, жившего в V веке, и сказанные о разрушении и созидании Богом мiров в первые три дня: «Эти комментарии были написаны не в ответ на космологические открытия в попытке примирить теологию и космологию. Эти комментарии, которые так близко соответствуют сегодняшним открытиям астрофизики, можно назвать подлинными вехами в разработке библейского видения истории нашей ранней вселенной. Можно ли было ожидать от рабби Аваху рассуждений о рециркуляции гелия в недрах звезд до появления радиоастрономии и спектроскопии? Конечно же, нет. Язык науки в те времена еще не мог сравниться с языком человека» [167, с. 83].

Однако, если называть талмудические комментарии «подлинными вехами в разработке библейского видения истории» вселенной, то придется лишить такого достоинства Святых Отцов, учителей апостольской Церкви. Дело в том, что ничего подобного сказанному о разрушении Богом звездных мiров в первые три дня творения мы в писаниях христианских богословов не встречаем.

Святитель Василий Великийвовсе не так бурно описывает в Шестодневе третий день творения: «После того, как земля, сложив с себя бремя воды, успокоилась весьма прилично, ей дано повеление произращать сперва траву, потом дерева» [19, с. 68]. Никаких звезд, ни солнца, ни луны, разумеется, Святые Отцы до четвертого дня не предполагают в наличии. Святитель Василий Великий отмечает, что в третий день уже появились растения, «но солнца и луны еще не было, дабы неведущие Бога не именовали солнце начальником и отцем света и не почитали его зиждителем земных произрастений» [19, с. 87].

Святитель Григорий Богословтакже пишет о Творце не как о разрушителе звездных мiров, а более спокойно и благоговейно: «Ты, блаженный Христе, прекрасно распределил каждой вещи свое место в мiре и прежде всего указал быть свету, а потом округлил величайшее из чудес – звездное небо, проникнутое светом солнца и луны. В подножие же неба положил мою землю» [24, Т. 1, с. 217].

Святитель Иоанн Златоусттак пишет о земле в третий день творения: «И вот, прежде без)образная и неустроенная, она вдруг получила такую красоту, что почти может состязаться с небом. Как это, спустя немного, имеет украситься разнообразными звездами, так и она красовалась теперь таким разнообразием цветов, что самого Творца побудила к похвале: виде, сказано, Бог, яко добро (Быт. 1, 12)» [52, с. 37].

У Святых Отцов нет ни малейшего намека на то, что Всемогущий Бог использовал при создании мiра взрывы, разрушения, и на обломках прежде созданного Им творил заново. Сохраняя контраст с церковным восприятием книги Бытия, Шрёдер дает эволюционистское описание зарождения вселенной в целом и эволюционистское же объяснение происхождения небесных астрономических объектов, включая Землю.