I. репродуктивно-поисковая работа с учебником

Чтение с комментарием.

Наиболее простой формой на уроке можно считать комментированное чтение параграфа. Ее достоинство заключается в том, что данный прием помогает понять сложную информацию и обеспечивает лучшее усвоение материала при подготовке домашнего задания. Эту форму целесообразно использовать для наиболее сложных тем раздела, например, «Возникновение жизни на земле», «Развитие жизни на земле» «Генотип как целостная система», «Доказательства эволюции» и др.

Чтение текста с заполнением таблицы.

Ученики в таблице отмечают известную, новую, нужную информацию, содержащуюся в тексте. В результате такой работы с текстом ни одна идея не остается без внимания. В итоге конспектируется самое главное. Данный прием используется при изучении следующих тем: «Уровни организации живой материи», «Химический состав клетки. Неорганические вещества», «Митоз», «Борьба за существование», «Приспособленность организма к условиям внешней среды», «Взаимоотношения между организмами».

Например; при изучении темы «Главные направления эволюции» составляется таблица.

Составление таблиц.

Эта форма работы учит школьников правильному отбору и краткому изложению информации. Таблицы можно составлять самостоятельно.

При изучении темы «Пластический обмен суворовцы самостоятельно заполняют таблицу:

Составление проблемных вопросов по тексту учебника.

Глубокому осмыслению полученной информации способствуют проблемные вопросы по тексту. В каждом параграфе можно найти мате риал для составления таких вопросов. Прямого ответа на них нет, но в тексте содержится подсказка, намек на правильный ответ. Для этого учащимся приходится рассматривать текст под другим углом зрения, анализировать его, устанавливать новые связи между понятиями. Проблемные вопросы представляют собой цепочки рассуждений, в которых каждое последующее звено связано с предыдущим.

Например:

В теме «Биологические полимеры — белки». Вопрос: белки называют протеинами, что означает первый, главный. Почему этим названием хотят подчеркнуть первостепенное значение белков для жизненных процессов клеток и организмов? В теме «Человеческие расы». Вопрос: можно ли утверждать, что все расы относятся к одному виду? В теме «Наследственная генотипическая изменчивость». Вопрос: почему в природе очень редко встречаются две одинаковые особи любых видов организмов? В теме «Оплодотворение». Вопрос: почему половые

Составление опорных логических схем, точек.

План, схема, опорные конспекты помогают отделить главное от второстепенного при большом объеме информации, выделить смысловой остов текста, установить взаимосвязи отдельных систем. Все это способствует систематизации знаний учащихся. Многие тексты учебника можно легко превратить в логические опорные схемы. Это наиболее краткое и наглядное изложение текстовой информации.

II. СРАВНИТЕЛЬНО-АНАЛИТИЧЕСКАЯ РАБОТА С УЧЕБНИКОМ

Сравнение и анализ информации. Это иной уровень работы с учебником. Обучение соответствующим приемам учитель ведет практически параллельно с описанными выше формами работы, так как они также требуют умения находить главное, кратко записывать и четко формулировать свои мысли. В любом анализе заложены элементы выделения отдельных частей и признаков, а также обобщения и нахождения взаимосвязей. Сравнение можно проводить, опираясь на текст, рисунки и схемы учебника и оформлять его результаты в виде таблиц и схем.

Задания по работе с иллюстрациями учебниками.

Для выполнения заданий по сравнению и заданий по сравнению и анализу целесообразно использовать рисунки.

Например, при изучении темы: «Общие закономерности биологической эволюции» я предлагаю суворовцам рассмотреть рис. 41 «Конвергентное сходство конечностей у насекомого (медведка) и млекопитающего (крот), ведущих роющий образ жизни» сделать вывод: животные обитающие в одинаковых условиях, но относящиеся к разным систематическим группам, могут приобретать сходное строение.

При изучении закона зародышевого сходства (К Бэра) суворовцы рассматривают рис 94, «Зародышевое сходство у позвоночных». На основании этого делают вывод: зародыши всех позвоночных сходны на ранних этапах развития.

2. Сравнительный анализ данных таблиц или схем.Пример: «На основании данных приведенной ниже таблицы сделайте вывод о закономерности между содержанием воды в разных тканях и интенсивностью происходящего в них обмена веществ».

3. «Пометки на полях». Учащиеся читают новый текст и на полях учебника карандашом помечают, что знают, а что не знают. Особым значком отмечается тот материал, о котором хочется узнать больше. После прочтения, обобщения всего знакомого учитель должен остановиться на неизвестном материале. Здесь важно то, что он должен быть предложен самими учащимися. Такая форма работы с учебником помогает и побуждает пассивную часть класса к поиску своей неизвестной темы.

III. ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Система творческих заданий реализуется через методики и алгоритмы, позволяющие непроизвольно запоминать материал темы, расширять и углублять его, применять знания на практике. К данной системе относится:

Наши рекомендации