Разработала: Щирская Виктория Петровна

План – конспект урока


Разработала: Щирская Виктория Петровна,

Учитель химии, биологии

Урок № 31 Дата- 14.02.13г

Предмет – биология

Класс - 7

Тема: "Тип моллюски"

Цель урока:изучить особенности строения моллюсков

Задачи урока:

  • Образовательные:

1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

  • Развивающие:

1. Умение применять информационные технологии.

2. Умение сравнить биологические объекты.

3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

  • Воспитательные:

1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Оборудование:

  • Презентация “Тип Моллюски”
  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
  • Компьютеры, мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Карточки – задания (на каждую парту):

1. “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)

2. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)

3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)

4. Конспекты для учащихся (приложение 6)

  • Раздаточный материал:

1. консервы моллюсков;

2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;

3. перламутровые пуговицы;

4. чулки, перчатки, кружева из биссуса.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Тип урока: комбинированный

Этапы урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Общее закрепление знаний.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть.

  • Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация.(приложение 1)

III. Изучение нового материала.

Общие черты типа.

На стадии изучения нового материала (осмысления) наиболее целесообразным является метод рассказа с использованием презентации, для более наглядного представления систем органов животного, с одновременным кратким конспектированием учащимися основных особенностей строения моллюска. Такой метод работы позволит активизировать все информационные каналы, формирующие три основных системы восприятия – визуальную, аудиальную, кинестетическую.

Моллюски, или мягкотелые, образуют обособленный тип беспозвоночных животных, характерной особенностью которых является наличие кожной складки – мантии, ведущих свое начало от древних неспециализированных многощетинковых червей.

Количество видов достигает 130 тысяч, выделяют семь классов, мы познакомимся только с тремя из них: Брюхоногие, Двустворчатые, Головоногие. (слайд № 6)

Среда обитания.

Обитают они преимущественно в морях (мидии, устрицы, кальмары, осьминоги), пресных водоемах (беззубки, прудовики, живородки), реже — во влажной наземной среде (виноградная улитка, слизни). Размеры тела взрослых моллюсков разных видов значительно различаются — от нескольких миллиметров до 20 м. (слайд № 7)

Движение моллюсков.

Большинство из них — малоподвижные животные, некоторые ведут прикрепленный образ жизни (мидии, устрицы), и только головоногие моллюски способны быстро передвигаться реактивным способом. (слайд № 7)

Внутреннее строение.

Пищеварительная система.

Пищеварительная система представлена глоткой, в которой находится орган, измельчающий пишу – терка (радула) с расположенными на ней роговыми зубчиками.

Терка служит для соскабливания растительной пищи и лишь в редких случаях для ее активного захвата. Через пищевод пища попадает в желудок, куда открываются протоки пищеварительной железы, которая совмещает функции печени и поджелудочной железы.

Кишка дифференцирована на тонкую и заднюю кишку. Задняя кишка открывается порошицей в мантийную полость. У брюхоногих и головоногих моллюсков имеются слюнные железы. (слайды № 12-13)

Кровеносная система.

Характеризуется наличием сердца, состоящего из желудочка и одного или двух предсердий, и сосудов (вводится понятие “Незамкнутая кровеносная система”) Кровь из сердца поступает в сосуды, затем кровь поступает в промежутки между органами, омывает их, затем вновь собирается в сосуды, течет к легким, а оттуда поступает в сердце. (слайд № 14)

Дыхательная система.

У большинства видов органы дыхания представлены жабрами, наземные моллюски, а также некоторые виды водных брюхоногих имеют легкое – особый карман мантии, стенки которого густо оплетены сосудами. (слайд № 14)

Выделительная система.

Выделительный орган представлен почками, протоки которых открываются в мантийную полость. (слайд № 14)

Нервная система.

Нервная система состоит из нервных узлов, отходящих от них нервных стволов и нервов. (слайд № 14)

Органы чувств.

Органы чувств представлены органами химического чувства, равновесия, осязания, обоняния, многие виды имеют глаза. (слайд № 15)

Размножение.

Большинство моллюсков – раздельнополые (двустворчатые, головоногие)

Брюхоногие – гермафродиты.

Оплодотворение – наружное (двустворчатые) и внутреннее (брюхоногие и головоногие)

Развитие: прямое (головоногие) и непрямое (брюхоногие, двустворчатые)

Многообразие моллюсков.

V. Рефлексия. Итоги урока.

  • Что нового сегодня узнали на уроке.
  • Как оцениваете свою работу на уроке.

VI. Выставление оценок.

VII. Домашнее задание.

1. Выучить конспект (приложение 6)

2. Подготовить сообщение о любом представителе класса Брюхоногих.

Литература:

  • В.М. Константинов, В.Г. Бабенко “Биология. Животные”, 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2006г.
  • В.С. Кучменко “Биология. Животные”. Методическое пособие. 7 кл., изд. “Вентана-Граф”, М., 2004г.
  • Н.Ю.Феоктистова “Факиры морского дна”. Сборник: “Я иду на урок биологии: “Зоология. Беспозвоночные”, М., изд. “Первое сентября”, 2000г.

План – конспект урока


Разработала: Щирская Виктория Петровна,

Учитель химии, биологии

Урок № 31 Дата- 14.02.13г

Предмет – биология

Класс - 7

Тема: "Тип моллюски"

Цель урока:изучить особенности строения моллюсков

Задачи урока:

  • Образовательные:

1. Ознакомить с общей характеристикой типа моллюсков, особенностями их строения в связи со средой обитания, многообразием.

2. Познакомить с классами моллюсков: Брюхоногие, Двустворчатые и Головоногие.

  • Развивающие:

1. Умение применять информационные технологии.

2. Умение сравнить биологические объекты.

3. Умение наблюдать, делать выводы из наблюдений.

  • Воспитательные:

1. Формирование экологической культуры учащихся и бережного отношения к окружающей нас природе.

2. Воспитание коммуникабельности учащихся при работе в группах.

Оборудование:

  • Презентация “Тип Моллюски”
  • Набор раковин моллюсков (на каждую парту)
  • Компьютеры, мультимедийный проектор.
  • Экран.
  • Карточки – задания (на каждую парту):

1. “Обозначь части тела моллюсков” (приложение 2)

2. “Распредели моллюсков по классам” (приложение 4)

3. “Лабораторная работа “Особенности строения раковин моллюсков” (приложение 3)

4. Конспекты для учащихся (приложение 6)

  • Раздаточный материал:

1. консервы моллюсков;

2. бусы, броши и т.д. из жемчуга;

3. перламутровые пуговицы;

4. чулки, перчатки, кружева из биссуса.

Методы: словесный, наглядный, частично-поисковый

Тип урока: комбинированный

Этапы урока.

1. Организационная часть.

2. Актуализация знаний.

3. Изучение нового материала.

4. Общее закрепление знаний.

5. Рефлексия. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

Ход урока

I Организационная часть.

  • Учитель убеждается в готовности учащихся к уроку.
  • Наличие на партах необходимых материалов к уроку.

II. Актуализация знаний.

Вступительное слово учителя: - Ребята, сегодня мы с вами начнем знакомство с очень необыкновенной группой живых организмов, а вот как их зовут, я хочу, чтобы вы догадались сами. Послушайте, пожалуйста, коротенький отрывочек из сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина “Карась-идеалист”. “Карась лежит, зарывшись в ил, и выбирает оттуда микроскопических ракушек ради своего продовольствия и рассуждает: Да и устроена она (ракушка) так, что никак невозможно ее проглотить. Потяни рылом воду, ан в зобу у тебя уж видимо-невидимо ракушек кишит”. Догадались ли вы, каких животных в повседневной жизни мы называем ракушками?

Включается презентация.(приложение 1)

Наши рекомендации