Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям

Целью этого расчета является предотвращение разрушения рабочих поверхностей зубьев вследствие возникновения повторных контактных напряжений сдвига.

В основу расчета зубьев на прочность по контактным напряжениям положена теория статически сжатых цилиндров, разработанная Герцем и развитая Беляевым. Сущность теории Герца-Беляева состоит в следующем. Под действием силы нормального давления FHn на контактных поверхностях двух цилиндров возникают контактные напряжения σH (рис. 4.8).

Величину этих контактных напряжений определяют по формуле

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru (4.116)

где Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru - равномерно распределенная нагрузка, действующая на зубья;

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru - приведенный модуль упругости;

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru - приведенный радиус кривизны;

μ - коэффициент поперечной деформации (коэффициент Пуассона).

Применим теорию Герца-Беляева для получения основных зависимостей при расчете зубьев прямозубых цилиндрических колес на прочность по контактным напряжениям. Наибольшие контактные напряжения возникают в тот момент, когда точка контакта находится в полюсе зацепления.

Условие прочности зубьев по контактным напряжениям можно в общем виде записать неравенством σH ≤ σHP, где σH – расчетное контактное напряжение; σHP - допускаемое контактное напряжение.

Изобразим зубья шестерни и колеса в тот момент, когда они касаются в полюсе зацепления. Заменим зубья шестерни и колеса цилиндрами с радиусами, равными радиусам кривизны эвольвентных профилей зубьев в точке их касания (рис.4.9).

Согласно свойствам эвольвенты центры заменяющих цилиндров находятся на общей нормали к сопряженным профилям NN в точках А и В, крайних точках линии зацепления АВ.

Радиус кривизны эвольвентного профиля зуба первого колеса:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru(4.117)

Радиус кривизны бокового профиля второго зуба:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru Рис. 4.8

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru(4.21)

В формулах (4.20) и (4.21) d1 и d2 – делительные диаметры зубчатых колес; u – передаточное число зубчатой передачи.

Приведенный радиус кривизны: Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru Рис. 4.9

Приведенный модуль упругости с учетом того, что сопряженные колеса изготовлены из стали, т.е. Е12.

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru

Выразим равномерно распределенную нагрузку qHn, действующую на зубья через крутящий момент на ведущем звене (шестерне):

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru

где FHt – окружное усилие; Т1 – крутящий момент на шестерне; bw – ширина зубчатого венца (длина зуба).

Подставим значения qHn, Eio и ρio в формулу Герца-Беляева (4.19):

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru (4.22)

Введем следующие обозначения:

Zм – коэффициент, учитывающий механические свойства материалов шестерни и колеса:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru

Учитывая значения для стальных колес модуля упругости Е=2,1×105 МПа и коэффициента Пуассона μ=0,3, получаем ZM= 275МПа1/2;

ZН – коэффициент, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru

Поскольку для некорригированных колес, а также колес с высотной коррекцией, в основном используемых в зубчатых передачах, угол зацепления αw=20°, коэффициент Zн=1,77.

В связи с тем что в процессе работы передачи в зацеплении может находиться не одна пара зубьев, происходит изменение длины контактных линий, учитываемое коэффициентом Zε:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru

где εα – коэффициент перекрытия.

С учетом введенных коэффициентов формула (4.22) примет вид:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru (4.23)

Выразим диаметр начальной окружности шестерни dw1 через межосевое расстояние αw:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru (4.24)

Введем в формулу (4.23) коэффициент нагрузки КН, учитывающий форму сопряженных поверхностей зубьев.

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru

где КНα – коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между зубьями. Для прямозубой передачи КНα=1,0;

КНβ – коэффициент, учитывающий неравномерность распределения нагрузки по ширине зубчатого колеса. Коэффициент K зависит от поверхностной твердости зубьев, ширины зубчатого венца и схемы передачи;

КНv – коэффициент динамической нагрузки, зависит от степени точности зубчатых колес, которая назначается в зависимости от окружной скорости.

После подстановки в формулу (4.23) зависимости (4.24), коэффициента КН и приближенных значений коэффициентов Zi=275, ZH =1,77, Zε=1 и преобразований получим следующие выражения расчетов прямозубых зубчатых передач, изготовленных из сталей:

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru (4.25)

Расчет цилиндрических прямозубых колес на прочность по контактным напряжениям - student2.ru (4.26)

Формула (4.25) применяется для проверочных расчетов. Формула (4.26) – для проектных расчетов. В выражениях (4.25), (4.26) приняты следующие обозначения и размерности величин: Т1 – крутящий момент на шестерне, Н·м; аw – межосевое расстояние, мм; σНР, σН – контактные напряжения, МПа; bw2 –ширина колеса, мм; ψba =bw/aw– коэффициент ширины колеса, безразмерная величина. Во всех формулах в сочетании u±1 знак «+» соответствует внешнему зацеплению колес, а знак «-» - внутреннему.

Наши рекомендации