Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах

2.6. Основные геометрические параметры фрикционной передачи:

D1 и D2 — диаметры ведущего и ведомого катков;

а — межосевое расстояние;

b — ширина катка;

d] и d2 — диаметры валов ведущего и ведомого катков (рис. 2.6). Методика определения диаметров катков D1, D2 и их ширины, как от­носящихся к параметрам фрикционной передачи, рассмотрена в настоящей главе. Диаметры валов d{ и d2 рассчиты­вают по известным формулам курса «Сопро­тивление материалов».

Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru

Рис. 2.6. Геометрические параметры фрикционных передач

2.7. Передаточное число. Если допустить, что во фрикционной передаче скольжение отсутствует, то окружные скорости катков бу­дут равны, т. е. v1 = v2. Для передачи, пока­занной на рис. 2.1:

v11(D1/2); v22(D2/2).

Приравнивая правые части равенств, по­лучим ω1(D1/2) = ω2(D2/2)или ω1D1 = ω2D2. Отсюда

ω12 = D2 /D1=u,

где и — передаточное число.

В действительности скольжение между катками есть, т. е. v1 ≠v2 . Величина скольжения оценивается коэффициентом скольжения Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru ; ε = 0,005 ÷ 0,03 (здесь Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru — теоретическая угловая скорость).

Передаточное отношение фрикционной передачи с учетом скольжения

Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru (2.2)

Чем обусловлено скольжение в закрытой фрикционной передаче! Дайте определение передаточного числа и. Запишите формулу передаточного числа при условии известных частот вращения ведущего и ведомого валов n1 и n2.

2.8.КПДфрикционных передач зависит от следующих потерь:

• связанных с использованием катков, имеющих формы, не позволяю­щие им перекатываться один по другому без проскальзывания; это отчетливо видно, например, в передаче с клиновыми катками (см. рис. 2.2) и лобовой передаче (см. рис. 2.11);

• проскальзывания, обусловленного масляной пленкой на рабочих по­верхностях и т. д.;

• трения качения, вызванного деформацией поверхностей катков в зоне контакта;

• в подшипниках.

КПД фрикционной передачи определяют по формуле

Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru (2.3)

где Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru — сумма относительных потерь. В совершенных конструкциях η до 0,95.

Чем объяснить, что КПД в закрытых передачах больше, чем в от­крытых?

2.9. Основные виды повреждений рабочих поверхностей катков и крите-~'.ш расчета.

Усталостное выкрашивание (питтинг). Сила прижатия катков Fr, необ­ходимая для обеспечения работоспособного состояния фрикционной пере­дачи, на опорной поверхности катков вызывает значительные контактные напряжения σH . Эти напряжения (рис. 2.7, а) носят циклический характер, так как при обкатывании точки обода катка проходят неподвижную точку контакта. Циклическое действие контактных напряжений способствует раз­витию усталостных микротрещин на рабочих поверхностях катков. В за­крытых передачах, работающих при обилии смазочного материала, микро­трещины расклиниваются смазочным материалом, и от рабочей поверхно­сти катка выкрашиваются частицы металла (рис. 2.7, 6). Такой вид газрушения катка называют усталостным выкрашиванием. Условие для пре­дотвращения усталостного выкрашивания (или условие прочности):

ΣH ≤ [σ]н, (2.4)

где [σ]H — допустимое контактное напряжение для материала катков.

Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru

Рис. 2.7.Усилия и напряжения в контакте цилиндрических колес:

1— ведущее колесо; 2 — ведомое колесо; 3 — смазочное масло

Наибольшие контактные напряжения определяют по формуле Герца:

Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru (2.5)

где q — нормальная нагрузка на единицу длины контактных линий (для цилиндрических катков q = Fr/b); Enp = 2Е[Е2/(Е1 + Е2) — приведенный модуль упругости; Е1 и Е2 — модули упругости материалов ведущего и ве­домого катков; ρпр = RiR2/(Ri + R2) — приведенный радиус кривизны ци­линдрических катков; R1 и R2 — радиусы катков (равны D1/2 и D2/2).

При перекатывании катка, имеющего радиус R, внутри катка (кольца)

радиуса R2 приведенный радиус кривизны Геометрические параметры, кинематические и силовые соотношения во фрикционных передачах - student2.ru (внутреннее зацепление).

Формула (2.5) применима для фрикционных передач из материалов, деформации которых отвечают закону Гука.

Изнашивание. Этот вид повреждения рабочих поверхностей катков чаще наблюдается в открытых передачах, так как именно в эти передачи в про-дгссе работы больше всего попадает абразивных материалов, что, в свою :чередь, увеличивает их изнашивание. Наблюдается также изнашивание катков при буксовании и вследствие упругого скольжения, как в открытых, так и в закрытых передачах. Для обеспечения износостойкости фрикционные передачи рассчитывают на контактную прочность (для стальных или чугунных катков) или по условию ограничения нагрузки q на единицу дли­ны контактной линии (для катков из фибры, резины и других материалов). Объясните процесс усталостного выкрашивания рабочих поверхностей катков закрытых передач (см. рис. 2.7, б).

2.10.Ответьте на вопросы контрольной карточки 2.1.

Наши рекомендации