Коррекция шипящего сигматизма

Различение правильного и неправильного звучания звука [с] (свист — шипение).

Показ перед зеркалом различий между правильной и дефектной артикуляцией.

Дополнительно использовать кинестетические ощущения, изображая артикуляцию с помощью кистей рук.

Добившись правильной артикуляции, включить выдох, дать ощутить холодную струю выдыхаемого воздуха.

Можно временно использовать межзубную артикуляцию звука [с]. В дальнейшем перейти к нормальному зазубному произношению со сжатыми зубами, как это делается при исправлении межзубного сигматизма.

Коррекция бокового сигматизма

Добиваться образования «желобка» по средней линии языка.

В качестве базы использовать звука [т]. Произносить [т] с некоторым придыханием. Наличие придыхания контролируется при помощи ощущения струи воздуха на кисти руки.

На следующем этапе работы ребенку предлагается опустить кончик языка за нижние резцы. Сжать зубы и произнести звук, близкий к [ц], в составе которого слышатся звуки [т] и [с].

Постепенно в ходе упражнений звук [с] удлиняется, а затем — отделяется. После чего ребенку можно пояснить, что это правильно произносимый звук [с].

Использование механической помощи.

Ребенку предлагают произнести звук [ф], выдвигая язык как можно больше вперед и уперев его кончик в нижние зубы. К шуму, свойственному звуку [ш], должен присоединиться свистящий шум.

Опора на звук [х].

Произнести шепотом сочетание ихи, а затем то же самое звукосочетание произнести со сжатыми зубами. При этом слышится звук, близкий к [с'].

В результате упражнений звук закрепляется, и тогда можно обратить внимание на различие в звучании звуков [с] и [с'].

Коррекция носового сигматизма

Выработать правильное направление воздушной струи, закрывая проход в носовую полость поднятием неба. Выработка правильной артикуляции языка.

Коррекция замены звука [с] на [т], [д]

1. Просовывание распластанного языка между зубами.

2. «Желобок» при открытом рте.

3. Выгибание спинки языка вверх при упоре кончиком в десны нижних резцов.

Коррекция бокового сигматизма по Э.Я. Сизовой (1992)

Массаж лицевых мышц и губ

Массаж проводится с гиперкоррекцией пораженной стороны:

— похлопывание сглаженной носогубной складки;

— круговые движения в месте соединения жевательных мышц;

— поглаживание губ;

— легкое пощипывание сомкнутых губ (чаще на пораженной стороне);

— круговые поглаживающие движения в углах рта (больше на стороне сглаженной носогубной складки);

— легкое пощипывание опущенного угла рта;

— пощипывание края нижней челюсти (больше на пораженной стороне).

Массаж языка

— легкое поглаживание языка;

— постукивание шпателем или пальцами по языку;

— очень легкое похлопывание по пораженному боковому краю языка.

Артикуляционная гимнастика

Упражнения для губ и лицевых мышц

Зубы и губы сжаты. Попеременно поднимать углы рта. Если угол рта не поднимается, помочь пальцами. В то же время другой угол рта придерживать в спокойном состоянии. Подъем пораженного парезом угла рта произвести два-три раза, здорового — один.

Упражнения для языка

1. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, затем сдвинуть язык в правую сторону и прикусить зубами левый край языка. Вернуться в исходное положение.

2. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, слегка сдвинуть язык в левую сторону и прикусить зубами правый край языка. Вернуться в исходное положение.

3. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в правую сторону и скользить зубами по языку.

4. Улыбнуться, положить язык на нижнюю губу, сдвинуть язык в левую сторону и скользить зубами по языку.

5. Покусывание боковых краев языка.

Для пораженной стороны количество упражнений увеличивается в два раза.

Закрепление слухового образа звука

Обучение правильному произношению звука [с] в изолированном звучании

Игровые упражнения

«Дует холодный ветер», «Песенка водички, текущей из крана», «Вода течет по камешкам», «Свистит ветер в трубе», «Воздух выходит из колеса», «Проколотая шина», «Насос», «Накачаем воздух в колесо», «Проколотый шарик», «Пар выходит из кастрюли», «Чайник со свистком».

Автоматизация звука [с] в слогах

Занятие 1

Автоматизация звука [с] в прямых слогах

Наши рекомендации