Посмотри-ка, что внизу

Цель:употребление предлогов под и из-под. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.




посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Куда залезла собака? Откуда вылезла собака?

(Собака залезла под стол.) (Собака вылезла из-под стола.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Куда закатился мяч? Откуда выкатился мяч?

(Мяч закатился под стул.) (Мяч выкатился из-под стула.)


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru


Куда мальчик поставил тапки? Откуда мальчик достал тапки?
(Мальчик поставил тапки (Мальчик достал тапки

под кровать.) из-под кровати.)



СКАЖИ, КТО ГДЕ

Цель:употребление предлогов на, в, под.

Методические указания.Начинает игру взрослый. Он говорит: «Смот­ри, вот птичка. Она летает над гнездом. Она сидит в гнезде. Потом она летает под гнездом». Взрослый должен чётко произносить предлоги, слегка выделяя их голосом.

Посмотри на картинки и скажи, кто где находится. Где птичка?


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 



(Птичка

(Птичка

над гнездом.) в гнезде.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru
(Птичка под гнездом.)


посмотри-ка, что внизу - student2.ru
посмотри-ка, что внизу - student2.ru
Где шарик?


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

(Шарик на толе.) (Шарик над столом.) (Шарик под столом.)

Где бабочка?


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru (Бабочка под цветком.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

(Бабочка на цветке.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

(Бабочка над цветком.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 


посмотри-ка, что внизу - student2.ru


 

Над чем летит самолёт? Над чем висит лампа?

(Самолёт летит над лесом.) (Лампа висит над столом.)


посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Что девочка держит над головой? (Девочка держит над головой зонтик.)

Методические указания.Игры «Посмотри-ка, что внизу» и «Скажи, кто где» можно продолжить, обратив внимание ребёнка на окружающую об­становку. Предложите ребёнку соревнование на употребление какого-то предлога. Одну фразу произносит взрослый, другую — малыш, например:

Блюдце под чашкой. Коробка под столом.

Лампа под потолком. Книга под тетрадью.

Собака под стулом. Кастрюля под крышкой и т. п.




ИГРАЕМ В ПРЯТКИ

Цель:употребление предлогов за и из-за. Посмотри на картинки и ответь на вопросы.


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Где спряталась девочка? (Девочка стоит за стулом.)

Откуда вышла девочка? (Девочка вышла из-за стула.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Где спрятался мальчик? (Мальчик стоит за дверью.)

Откуда вышел мальчик? (Мальчик вышел из-за двери.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Где спряталась корова?

(Корова спряталась

за забором.)

Откуда вышла корова?

(Корова вышла

из-за забора.)



ИСПРАВЬ ОШИБКИ

Цель:закрепление предложно-падежных конструкций.

Методические указания.Взрослый читает малышу рассказ медленно, чётко, голосом выделяя ошибки и мимикой подсказывая, где автор сде­лал ошибку.

Жил-был человек рассеянный. Он не только всё делал наобо­рот, но и говорил всё наоборот. Хочет человек рассеянный что-то сказать, а слова у него путаются, друг другу мешают. Ничего понять нельзя.

 

Вот что он сказал:

Дед в печи, дрова на печи.

На столе сапожки, под столом лепёшки.

Овечки в речке, караси у печки.

Под столом портрет, над столом табурет.

Помоги рассеянному — скажи правильно.



КТО ГДЕ

Цель:закрепление употребления предлогов.

Методические указания.Взрослый просит ребёнка рассказать о месторас­положении каждого существа и предмета на картинках. Если малыш испытыва­ет затруднения, взрослый должен задавать наводящие вопросы. Описывая кар­тинку к сказке «Репка», ребёнок должен употреблять предлоги за и перед.

Посмотри на картинку к сказке «Репка» и скажи, кто где находится.

Бабка за дедкой. Внучка за бабкой. А дальше? Дедка перед бабкой. Бабка перед внучкой. А дальше?


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 



Посмотри на картинку.

Покажи и расскажи, кто где находится.


посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Петух на жёрдочке. Утята в воде. Свинья под скамейкой. Собака в будке. Лошадь перед домом. Девочка в окошке.

Корова за забором. Птенчики в гнезде. Курица около забора. Кошка на крыше. Птица над домам. Гнездо на дереве.



ЧТО В ЧЁМ

Цель:образование существительных с помощью суффиксов -иц-, -ик-, -онк-, -енк-.

Дай название посуде, в которой хранятся разные продукты.


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Сахар в сахарнице. Хлеб в ... (хлебнице). Конфеты в ... (конфетнице) Соль в ... (солонке). Масло в ... (маслёнке). Чай в ... (чайнике).

 

 





Назови и покажи посуду, нарисованную на картинке. Что ты еще не показал? (Мыльницу) Можно мыльницу назвать посудой? (Нет.)

Почему мыльницу нельзя назвать посудой? (Потому что в неё кладут не продукты, а мыло.)

Много и один

Цель:образование существительных с помощью суффиксов ~ин-, -инк-.

Подумай и скажи, как можно назвать одну маленькую часть этих предметов.


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Это бусы,

а это бусинка.



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Это солома,

а это ... (соломинка),



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Это икра,

О

а это ... (икринка).



посмотри-ка, что внизу - student2.ru



посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Это пух,

а это ... (пушинка).



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Это снег,

а это ... (снежинка).

У КОГО - КТО

Цель:употребление существительных — названий детёнышей животных в единственном и множественном числе.

Методические указания.Игра проводится в два этапа. На первом эта­пе ребёнок знакомится с животными, у которых названия детёнышей не вызывают затруднений. На втором этапе задача усложняется — «родите­ли» и «дети» называются по-разному.

Задание можно выполнить дважды. Первый раз ребёнок называет детё­нышей только в единственном числе (первый столбик), второй — в един­ственном и множественном числе.



Посмотри на картинки и скажи.





посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 

У гуся - гусёнок.



А это - - гусята.




посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru А это? (Козлята)

 


               
    посмотри-ка, что внизу - student2.ru
      посмотри-ка, что внизу - student2.ru
 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru
    посмотри-ка, что внизу - student2.ru

У вороны — ... (воронёнок). А это? (Воронята.)

А теперь задание посложнее. Вспомни, как зовут детёнышей этих животных.


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 


У собаки — ... (щенок).

А это? (Щенята.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



У коровы — ... (телёнок).

А это? (Телята.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



У свиньи — ... (поросёнок).

А это? (Поросята.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru




У курицы — ... (цыплёнок).

А это? (Цыплята.)

СЛОВА-ИНОСТРАНЦЫ

Цель:употребление несклоняемых существительных.

В русском языке есть слова, которые пришли из других стран, из других языков. Это слова-иностранцы, они особенные. Неко­торые слова-иностранцы всегда звучат одинаково и никогда не меняются.

Послушай фразы с этими словами:

У меня одно пальто, а на вешалке висит много пальто.

Паша учится играть на гитаре и пианино.

На столе стоят два стакана чая и три чашки кофе.

Однажды слова-иностранцы собрались вместе и сочинили це­лый рассказ.

День рождения

Сегодня у Вовы день рожденья. К нему пришли Таня и Ваня. Они принесли подарки. Эти подарки они сделали сами. Таня подарила Вове панно. Она смастерила его из сухих листь­ев и мха. Ваня сделал маску тигра из папье-маше и нарисовал кенгуру.

Вова угощал своих друзей яблочным пюре и лимонным желе. Мама приготовила вкусный кофе со сливками и сладкое какао. Дети ели пирог с киви, а потом эскимо.

Ребятам было весело. Сначала они смотрели интересное кино. Потом Таня играла на пианино, а Вова и Ваня пели песни.

Вечером Таня и Ваня отправились домой. Они надели свои пальто и вышли на улицу. Дети перешли шоссе, спустились в метро и быстро доехали домой.



Вопросы к рассказу


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



Что подарила Вове Таня? (Панно.)

Что подарил Вове Ваня?

(Маску из папье-маше,

рисунок кенгуру.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

о о о Р о о О о о



Чем Вова угощал своих гостей?

(Яблочным пюре, лимонным желе, эскимо.)

Что дети пили? (Кофе, какао.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



С какими фруктами был пирог? (Пирог с киви.)

Что дети смотрели по телевизору? (Кино.)


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru



На чем играла Таня? (На пианино.)

Что, уходя, надели дети? (Пальто.)


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 

Какую улицу перешли Таня и Ваня? (Шоссе.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

На чём дети поехали домой? (На метро.)

ЧТО в МАГАЗИНЕ?

Цель:согласование прилагательного с существительным во множе­ственном числе.

Методические указания.Начинает игру взрослый. Он даёт ребёнку образец ответа.

Ответь на вопрос.

У меня красное яблоко, а в магазине? В магазине красные яблоки.

У меня зелёный огурец, а в магазине? (В магазине зелёные огурцы.)

У меня тёплая куртка, а в магазине? (В магазине тёплые куртки.)

У меня новый самокат, а в магазине? (В магазине новые самокаты.)

У меня воздушный шар, а в магазине? (В магазине воздушные шары.)

У меня вкусный пряник, а в магазине? (В магазине вкусные пряники.)

У меня меховая шапка, а в магазине? (В магазине меховые шапки.)

У меня интересная книга, а в магазине? (В магазине интересные книги.)

БОЛЬШОЙ И МАЛЕНЬКИЙ

Цель:согласование прилагательных с существительными, образование уменьшительно-ласкательных форм прилагательных.

Я буду говорить о большом предмете, а ты — о маленьком.

Цветок красный, а цветочек красненький.

 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Яблоко сладкое, а ... (яблочко сладенькое).

 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Чашка синяя, а ... (чашечка синенькая).

 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Цыплёнок пушистый, а ... (цыплёночек пушистенький).

 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Ведро синее, а ... (ведерко синенькое).

Дом низкий, а ... (домик низенький).


посмотри-ка, что внизу - student2.ru



посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Морковь вкусная, а ... (морковочка вкусненькая).


 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru

КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ?

Цель:образование качественных прилагательных.

Грамматическая справка.Качественные прилагательные, в отличив от относительных, имеют краткую форму и степени сравнения.

Качественное прилагательное Краткая форма Степени сравнения
умный умён, умна, умно умнее (более умный), умнейший (самый умный)

Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придётся самому придумать новое слово.


посмотри-ка, что внизу - student2.ru


На улице мороз. Значит, день какой? (Морозный.)




посмотри-ка, что внизу - student2.ru У Страшилы много ума. Значит, он какой? (Умный.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Коту лень ловить мышей. Значит, кот какой?

(Ленивый.)

 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Весь день идёт дождь. Значит, день какой? (Дождливый.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Эта книга вызывает интерес.

Значит, она какая? (Интересная.)



посмотри-ка, что внизу - student2.ru На куртке грязь.

Значит, куртка какая? (Грязная.)



В колбасе есть жир. Значит, колбаса какая? (Жирная.)

 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru У девочки много капризов. Значит, она какая? (Капризная.)

,.■*•*

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

У печенья приятный вкус. Значит, оно какое? (Вкусное.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru В яблоке червяк.

Значит, оно какое? (Червивое.)



ИЗ ЧЕГО СДЕЛАНО?

Цель:образование относительных прилагательных.

Грамматическая справка.Относительные прилагательные, в отличие от качественных прилагательных, не имеют краткой формы и степеней сравнения.

Послушай вопрос и постарайся на него ответить. Для этого тебе придется самому придумать новое слово.

Три поросёнка - - Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф построили себе дома.

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Ниф-Ниф построил дом из соломы. Значит, у Ниф-Нифа дом какой? (Соломенный.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Нуф-Нуф построил дом из дерева. Значит, у Нуф-Нуфа дом какой? (Деревянный.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Наф-Наф построил дом из камней. Значит, у Наф-Нафа дом какой? (Каменный.)

Как ты думаешь, какой дом самый прочный?

Посуду тоже делают из разных материалов.

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Эта кастрюля сделана из металла. Значит, она ... (металлическая).

Эта чашка сделана из пластмассы. Значит, она ... (пластмассовая).

Эта банка сделана из стекла. Значит, она ... (стеклянная).

Как ты думаешь, какая посуда самая легкая?

Обувь для разной погоды делают из разных материалов.

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Эти туфли сделаны из кожи. Значит, они ... (кожаные).

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Эти сапоги сделаны из меха. Значит, они ... (меховые).

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Эти галоши сделаны из резины. Значит, они ... (резиновые).

Как ты думаешь, какая обувь самая тёплая?

посмотри-ка, что внизу - student2.ru Эта одежда сшита из разной ткани.

Это платье сшито из шерсти. Значит, оно ... (шерстяное).

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Это платье сшито из ситца. Значит, оно ... (ситцевое).


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

Это платье сшито из шёлка. Значит, оно ... (шёлковое).

Как ты думаешь, какое платье самое нарядное?



ВКУСНАЯ ИГРА

Цель:образование относительных прилагательных.

посмотри-ка, что внизу - student2.ru На столе угощение: пирожки, конфеты, варенье. Мы пригласили гостей. Гости сели за стол. Расскажи гостям, с чем пироги, из чего варенье и какие конфеты лежат в вазочке. Пусть гости сами выберут, что им больше нравится.


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru


(Яблочное варенье.) (Яблочный пирог.) (Яблочная конфета.)


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru


(Сливовое варенье.) (Сливовый пирог.) (Сливовая конфета.)


посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 

посмотри-ка, что внизу - student2.ru посмотри-ка, что внизу - student2.ru

(Малиновое варенье.) (Малиновый пирог.) (Малиновая конфета.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

 
  посмотри-ка, что внизу - student2.ru
посмотри-ка, что внизу - student2.ru



(Грушевое варенье.) (Грушевый пирог.) (Грушевая конфета.)

посмотри-ка, что внизу - student2.ru посмотри-ка, что внизу - student2.ru

посмотри-ка, что внизу - student2.ru

(Вишнёвое варенье.) (Вишнёвый пирожок.) (Вишнёвая конфета.)



Наши рекомендации