Организационный момент

Проводится игра «Подбери по цвету».

Далее занятие по автоматизации звука идентично заня­тию по его постановке. В конце занятия (вместо раздела «По­становка звука») вводятся новые разделы.

Произнесение слогов

Слоги произносить отрывисто, представив, что от губ от­скакивает теннисный мячик.

па

па — па

па — па — па

по па — по — пу — пы

по — по па — па — на — па

по — по — по па — фа — па — фа

Произнесение слов со звуком [п]

1. Повторить слова: «папа», «панама, «папаха», «пыль», «по­мидор», «пояс», «Полина», «пушка», «лапы», «половик».

2. Отгадать загадки.

♦ Пять братьев вместе родятся, а росту разного. (Пальцы.)

♦ Кто пасет овец и коз

Там, где луг травой зарос? (Пастух.)

♦ Наткет, наплетет, сядет и добычу ждет. (Паук.)

Произнесение предложений со звуком [п]

Составить и произнести предложения по картинкам: «На, папа, панаму», «У папы панама», «Мама подметает поло­вик», «Полина моет помидор».

Итог занятия

Тема VIII. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по дифференциации звуков.

План.

1. Трудности дифференциации звуков у детей с дислалией и ринолалией.

2. Текущее планирование работы по дифференциации зву­ков. Создание наборов оппозиционных (коррелирующих) фонем для дифференциации, дифференциация фонем по твердости-мяг­кости, глухости-звонкости, по способу и месту образования.

3. Осо­бенности работы по дифференциации звуков на начальном и про­двинутом этапах.

4. Требования к отбору речевого материала для дифференциации звуков.

5. Разработка фрагментов занятия по диф­ференциации звуков. Проведение и анализ фрагментов занятий.

Дифференциация звуков.

Работа по дифференциации звуков направлена на развитие умения отличать определенный звук от акустически близ­ких звуков и звуков, имеющих артикуляторное сходство.

Сначала сравниваются артикуляции смешиваемых звуков. Ребенку предлагаются задания по определению идентичных признаков артикуляционного уклада, затем выделяются отли­чительные признаки. Далее для дифференциации предлага­ются слоги и слова, содержащие отрабатываемые звуки. Ре­бенку попарно предъявляются на слух слоги и слова, содержа­щие новый звук, а также звук, который ранее был его заменителем, или слова, содержащие звуки, смешиваемые в про­изношении. Узнав предъявляемое слово, ребенок должен на­звать звук, услышанный в нем, затем воспроизвести этот звук в составе слова.

Вдальнейшем можно использовать упражнения на само­стоятельный подбор слов, содержащих тот или иной звук, а также слов, в которых находятся оба смешиваемых звука.

Примерные конспекты индивидуальных занятий по дифференциации звуков.

1. Звуки Ж —Ш,

2. Повторение звука Ж, слогов, слов, скороговорок.

3. Повторение звука Ш, слогов, слов, скороговорок.

4. Слоговые ряды:

ша-жа-жа жа-жа-ша ша-ша-жа жа-ша.-ша ша-жа-ша жа-ша-жа

5. Игра "Наоборот" — преобразование слогов и слов:

а) ша-ша-ша — жа-жа-жа

шо-шу-ши ---

б) жла-жла-жла — шла-шла-шла

жло жлу жлы

а)

ужи — уши лужа — Луша

жить—шить жалить — шалить

житьё — шитьё жил — шил

жутко -- шутка жило — шило

жаль ~~ шаль наживка— нашивка

6. Отгадывание и заучивание загадки:

Кому нужны иголки для житья? А кону нужны иголки для шитья?

7. Составление предложений с парами слов — см. 5,6.

8. Группировка картинок на Ш, Ж.

9. Упражнение в употреблении уменьшительно-ласкатель­ных суффиксов — игра "Эхо":

снег — снежок стог — стожок сапог — сапожок флаг — флажок утюг — утюжок луг – лужок смех — смешок посох — посошок

10. Постановка звука Р.

11. Рассказ В.Бианки "Купание медвежат":

а) выделение слов со звуками Ш, Ж.

б) подбор предметов к признакам:

неуклюжий неуклюжая неуклюжее

смешной смешная смешное

в) пересказ,

г) иллюстрация к нему.

1. Звуки Ж — 3.

2. Повторение звука Ж, слогов, скороговорок.

3. Повторение звука 3, слогов, скороговорок.

4. Игра "Наоборот":

а) за-за-эа — жа-жа-жа

эо зу зы --

зла зло злу злы--

азл озл узл ыэл --

5. Слоговые ряды:

жа-за-за

за-за-жа

жа-жа-за

за-жа-жа

жа-за-жа

за-жа-за

6. Различение звуков Ж — 3 по картинкам ~- игра «Четвёртый лишний":

зайка, замок, жаба, зубы — жаба

жук, ежик, одежда, фазан — фазан

зонт, пижама, гвоздика, незабудки — пижама

ваза, ежевика, ужи, ножи — ваза

7. Звуковой анализ, печатание, чтение пар слов:

ужи-узы кожи-козы кожа - коза

8. Игра "До-между-за" - закрепление названий времен года.

9. Упражнение .в употреблении уменьшительно-ласкатель­ных суффиксов существительных — игра "Зхо":

снег-снежок

стог-стожок

сапог-сапожок

флаг-флажок

утюг-утюжок

луг-лужок

10. Постановка звука Р.

Тема IX. Планирование, разработка и проведение студентами фрагментов индивидуальных занятий по формированию речевого дыхания, голоса и интонационной стороны речи у детей с ринолалией.

План.

1. Характеристика особенностей речевого дыхания, голоса и ин­тонационной стороны речи у детей с ринолалией.

2. Перспективное и текущее планирование работы.

3. Отбор заданий для работы над голосом в дооперационном и послеоперационном периодах.

4. Раз­работка фрагментов занятий, их проведение и анализ.

Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса. Дыхательные упражнения помогают выработать диафрагмальное дыхание, а также продолжительность, силу и правильное распределение выдоха. Можно использовать упражнения, при которых дыхательные мышцы работают с особым напряжением, и даже некоторые из упражнений восточных практик, способствующие развитию не только органов дыхания, но и работе сердечно-сосудистой системы.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом, что позволяет получить запас воздуха для произнесения различных по длине отрезков.

Наши рекомендации