Стратегия технологического прорыва в РФ

Экономические санкции, которые в 2014 г. США и их союзники ввели в отношении России, продлены до конца 2015 года, что привело к снижению темпов экономического роста России и других стран, возникновению проблем в сложившейся кооперации и реализации ряда социально значимых программ и проектов. У границ России открыто ведутся военные приготовления. Создаются новые командные центры НАТО, перебрасывается американская бронетехника и боевая авиация, проводятся военные. Все эти действия направлены против России. Они представляют собой новые угрозы для ее национальной безопасности и требуют мер адекватного противодействия. Одной из таких мер может стать новый этап научно-технологического развития России. По своим целям, масштабам и последствиям, а также по срокам необходимой реализации он должен носить характер научно-технологического прорыва..

Логика научно-технологического прорыва

Логику научно-технологического прорыва можно выразить с помощью простейшей формулы:

но-из-ин = ко-эр,

где: но – научные открытия; из – изобретения; ин – базисные и улучшающие инновации; ко – повышение конкурентоспособности на базе этих инноваций; эр – ускорение экономического роста вследствие распространения инноваций.

Узловые направления научно-технологического прорыва

Рассмотрим теперь этапы и последовательность формирования и реализации стратегии научно-технологического прорыва.

Значимые изобретения

Изобретения являются самой массовой и международной, признанной формой результатов научного творчества.

Базисные инновации

Накопленный фонд научных открытий и изобретений является важнейшей составной частью национального богатства, источником развития страны. Но он остается потенциальным, виртуальным ресурсом до тех пор, пока новые знания не становятся источником инноваций, осуществляемых с помощью инвестиций.

Герхард Менш12 выделил три вида инноваций:

– базисные (основанные на крупных промышленных изобретениях, служащих становлению новых поколений техники);

– улучшающие, направленные на модификацию и распространение базисных инноваций в разных сферах;

– псевдоинновации, направленные на улучшение устаревших технологий.

Повышение конкурентоспособности

Конкурентоспособность экономики определяется, прежде всего, уровнем новизны и эффективности применяемых технологий и

производимых товаров и услуг. Это первый фактор – технологический.

Она зависит также от структуры экономики и внешних связей, ее устойчивости к внешним влияниям, колебанием конъюнктуры мирового рынка. Это второй фактор – структурный. Третий фактор конкурентоспособности – наличие компетентной, гибкой и адекватной современным условиям системы стратегического и тактического управления экономикой, способной заранее предвидеть возможные угрозы и колебания и адекватно на них реагировать.

Ускорение экономического роста

Следует исходить из принципиального изменения факторов экономического роста в России в XXI веке по сравнению с предыдущими историческими периодами. Решающим фактором экономического роста в течение столетий было увеличение трудовых ресурсов, т.е. числа занятых в экономике.

Природный фактор пока сохраняет функции поддержки экономического роста, основного источника доходов бюджета и сверхприбылей олигархов.

Экономический строй также становится тормозящим фактором.

В этих условиях не только важнейшим, но и единственным двигателем экономического роста остается научно-технологический фактор.

Информационное развитие России

В контексте рассматриваемой нами стратегии научно-технологического прорыва России важно подчеркнуть необходимость и стратегическую важность ее информационного развития.

– создание современной инфраструктуры информационных коммуникаций на всей территории страны;

– импортозамещение технических и программных средств ИКТ в наиболее значимых сферах управления, экономики и финансов, промышленности, а также в оборонном комплексе;

– обеспечение информационной безопасности страны в условиях активизации информационной войны со стороны США и их союзников;

– создание необходимого электронного цифрового контента в области науки, образования и новых технологий;

– формирование новой информационной культуры общества, включая культуру информационной безопасности.

Оборонный комплекс и технологии двойного назначения

Именно оборонный комплекс был «локомотивом» научно- технологического прогресса нашей страны в период освоения космоса, создания ядерного оружия и комплексной системы управления Вооруженными Силами страны. Многие разработанные при этом новые материалы, приборы и комплексы, а также новые технологии и методы организации их разработок затем передавались в народное хозяйство и получали, таким образом, двойное назначение.

Резервы технологической интеграции России со странами ЕАЭС и БРИКС

Потенциал БРИКС.

На Международной конференции

«Перспективы и стратегические приоритеты восхождения БРИКС» 17 декабря 2014 г. переход к инновационным источникам роста на базе стратегии научно-технологического прорыва был выделен в качестве главного приоритета партнерства стран БРИКС. При этом предложены первые шаги в этом направлении, в том числе:

– создание научно-консультативного совета БРИКС;

– формирование Международной академии наук и образования;

– создание специального Фонда поддержки науки, образования и инноваций.

Возможности ЕАЭС. Перспективы трансформации ЕАЭС в высокотехничное интеграционное объединение определил президент Казахстана Н. Назарбаев в апреле 2014 г. При этом он сформулировал следующие задачи:

– формирование стратегии ускоренного инновационно- технологического прорыва;

– разработка совместной инновационной программы на период до 2025

года;

– создание Инновационного совета, сети научных институтов и

инновационных кластеров ЕАЭС.

При этом весьма актуально развитие научно-технологического партнерства ЕАЭС и БРИКС.

Обеспечение научно-технологического прорыва России

Для успешной реализации стратегии научно-технологического прорыва России необходимо создать комплексную систему ее обеспечения. Наиболее важными компонентами этой системы являются:

– Система государственного планирования и управления процессами научно-технологической модернизации страны

– Научно-аналитическое обеспечение, которое должно представлять собою сеть научно-аналитических и исследовательских центров;

– Правовое и нормативное обеспечение;

– Кадровое обеспечение;

– Информационное обеспечение, в состав которого должна система научно-технической информации, которую придется возрождать и обновленная сеть библиотек различного уровня

Структура управления научно-технологическим прорывом

1. Создание высшего надведомственного органа по стратегическому руководству научно- технологическим прорывом – Высшего научно-технологического комитета..

2. Создание Высшего научного совета

3. Создание Министерства науки и технологий

4. Создание Межпарламентской научно-технологической группы,

5. Создание Научно-экспертных советов федеральных округов России,

6. Создание Министерства науки, технологий и образования

Евразийской экономической комиссии (ЕЭК),

Можно сформулировать пять базисных положений долгосрочной стратегии научно-технологического прорыва России:

· Ключевая роль НТР-21 в преодолении цивилизационного кризиса и выходе на траекторию устойчивого развития

· Становление шестого технологического уклада

· Смена лидеров научно-технологического развития

· Долгосрочная научно-технологическая стратегия и национальная программа, ориентированные на становление ТУ-6

· Интеграционные резервы научно-технического прорыва

Большинство вышеупомянутых рекомендаций и положений были заложены в такие нормативно-правовые акты, как «Стратегия научно-технологического развития РФ» 2016, которая утверждена Указом Президента РФ №642, а также Проект Федерального закона «О научной, научно-технической и инновационной деятельности в Российской Федерации».

Наши рекомендации