Ожидаемый социальный эффект реализации подпрограммы и ее результаты
Ожидаемые результаты реализации подпрограммы характеризуются:
- Повышением эффективности работы городских структур управления, повышение оперативности и качества принимаемых ими решений;
- Улучшеним качества жизни москвичей, развитие информационного обслуживания жителей путем предоставления им разнообразной полезной информации;
- Созданием новой индустрии промышленного производства и новой индустрии услуг, что повлечет за собой появление новых рабочих мест в научно-исследовательских организациях, промышленных предприятиях, операторских компаниях, информационных службах;
- Получением массовыми абонентами новых сетей неизвестных до настоящего времени информационных возможностей, таких как быстрый интернет, телеобучение, телемедицина, работа на дому и др.;
- Увеличением возможности надомной работы, в том числе для инвалидов;
- Появлением совершенно новых перспектив в организации массового образования, научных исследований, социальных служб, сферы развлечений и многих других сфер деятельности общества.
Ресурсы подпрограммы
Источником финансирования подпрограммы является бюджет г.Москвы, собственные средства телекоммуникационных операторов и инвестиции, привлекаемые для развития телекоммуникационной инфраструктуры города.
Организационное обеспечение реализации подпрограммы
Организационное обеспечение подпрограммы возлагается на Открытое акционерное общество «Электронная Москва».
Раздел 1.4. Преодоление информационного неравенства: обеспечение возможностей использования ИКТ всеми жителями города
Постановка проблемы
В конце XX века появилось еще одно измерение бедности, так называемая «информационное неравенство». Это понятие было введено в 1997 г. соответствующей Программой развития ООН. Оно отражает рост социальной дифференциации населения по новому принципу – принципу возможностей доступа к ИКТ. В условиях развития глобального информационного общества доступ к ИКТ означает и доступ к информации и знаниям. Москва не может игнорировать эту проблему, общую для всех городов и стран, вступивших и вступающих на путь информатизации.
Уровень информационного неравенства определяется мотивацией и информированностью о возможностях ИКТ жителей города, их информационно-коммуникационной компетентностью, а также наличием возможности доступа к современным ИКТ для всех категорий граждан (последняя определяется как наличием соответствующей инфраструктуры, так и экономической доступностью современных ИКТ).
В большинстве экономически развитых стран мира сформировалось представление об уровне информационно-коммуникативной компетентности, достаточном для осуществления наиболее часто встречающихся видов информационной деятельности: набора текста, поиска в Интернете, заполнения полей базы данных и поиска в ней и т. д. Этот уровень часто требуется, например, при приеме на работу. Москва должна стать городом, где проект обучения горожан использованию ИКТ будет реализован на наиболее современном уровне.
Интерес и готовность широких слоев населения использовать ИКТ и, прежде всего, интернет зависит в значительной степени от возможности получить полезную информацию и услуги, необходимые для повседневной жизни. Как показывают социологические исследования, большим и относительно неудовлетворенным спросом в интернете пользуется информация о проблемах семьи и дома, о досуге, научная и образовательная информация, справочная информация, связанная с инфраструктурой проживания населения в районах города и т.п. Проблема получения необходимой информации связана как с отсутствием требуемой информации в электронном виде, так и с трудностями доступа к уже существующей и оцифрованной информации. Для решения этих проблем и обеспечения доступа горожан к разнообразной информации, необходимой для повседневной жизни и проживанием в конкретном районе города, с 2001 г. реализуется проект «Инфоград» (распоряжение Мэра г. Москвы от 14 мая 2001 г. №466-РМ «О проекте создания районных социально-ориентированных информационных ресурсов (проект «Инфоград»)»). Дальнейшее развитие проекта - одно из приоритетных мероприятий данной подпрограммы.
Решение проблемы информационного неравенства в городе с развитой информационно-коммуникационной инфраструктурой, каким является Москва, в значительной степени определяется наличием сети центров общественного доступа к современным ИКТ (прежде всего к интернету), которые позволят социально незащищенным горожанам (бедным, безработным) бесплатно или дешево получить доступ к необходимой информации и информационным услугам.
Цели и задачи подпрограммы
Основная цель подпрограммы:
Уменьшение информационного неравенства среди жителей города за счет обеспечения равных возможностей использования современных ИКТ и доступа к информации, необходимой для жизни и работы.
Обеспечение возможности для приобретения москвичами информационно-коммуникационной компетентности.
Основные задачи:
- Проведение исследований готовности москвичей к жизни и работе в информационном обществе и разработка долгосрочной политики Правительства Москвы по уменьшению информационного неравенства;
- Разворачивание системы подготовки кадров, обеспечивающей возможность для приобретения москвичами информационно-коммуникативной компетентности;
- Создание условий для приобщения к использованию ИКТ социально незащищенных групп населения;
- Создание информационных систем и служб, призванных обеспечить горожан доступом к информации, необходимой для повседневной жизни.