Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов

Статор синхронной машины очень похож на статор асинхронной и используется для создания вращающегося магнитного поля. Ротор выполнен в виде явнополюсного или неявнополюсного электромагнита, питаемого через кольца и щетки от источника постоянного напряжения, или в виде конструкции из постоянных магнитов. Магнит увлекается полем, движется синхронно с ним, связанный «магнитной пружиной», отставая в двигательном режиме или опережая в тормозном на угол Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru зависящий от электромагнитного момента (рис. 4.13, а).

Фаза статора неявнополюсной синхронной машины (р = 1), если пренебречь активным сопротивлением обмотки, может быть представлена схемой замещения на рис. 4.13, б. Синусоидальное напряжение источника питания U уравновесится частично ЭДС Е, наведенной в неподвижной обмотке вращающимся магнитом-ротором, и определит вместе с реактивным сопротивлением Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru ток Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru Векторная диаграмма, отражающая указанные процессы, показана на рис. 4.13, в.

Для синхронной машины очень важен угол Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru между Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru и Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru или, что то же, между осью поля статора и осью ротора — он, как отмечалось, характеризует степень растянутости «магнитной пружины».

Основные соотношения между электрическими и механическими величинами находим, пользуясь формулой

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

и векторной диаграммой на рис. 4.13, в, из которой следует, что

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

Из вспомогательного треугольника Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru определим

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

т.е. получим

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

и окончательно найдем

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

Таким образом, электромагнитный момент синхронной машины зависит от Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru причем для малых Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru можно принять

Максимальный момент Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru при постоянных напряжении и частоте пропорционален ЭДС, т.е. в линейном приближении току возбуждения машины; для нормальных машин Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

Если машина имеет явнополюсный ротор, то к моменту, определенному по (4.22), добавится еще одна — реактивная составляющая, пропорциональная Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru (штриховая кривая на рис. 4.13, г). Общий вид моментной характеристики синхронной машины показан на рис. 4.13, г штрих-пунктирной линией, механическая характеристика изображена на рис. 4.13, д.

Синхронная машина имеет характерные зависимости тока статора Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru от тока возбуждения Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru — так называемые Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru -образные кривые (рис. 4.13, е). Их форма связана с тем, что при изменении тока возбуждения меняются реактивная составляющая тока статора и ее знак.

Электропривод Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru с синхронной машиной до недавнего времени был неуправляемым, имел тяжелый пуск — для него на роторе размещалась специальная пусковая «беличья клетка» (асинхронный пуск). Появление современных электронных ПЧ радикально изменило эту ситуацию: появились маломощные частотно-регулируемые электроприводы на основе синхронных машин с постоянными магнитами, электроприводы с синхронными реактивными машинами. Электронные коммутаторы, позволяющие бесконтактно переключать обмотки машины, стали основным элементом так называемых бесконтактных двигателей постоянного тока и т.п.

Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru Особое место в ряду множества новых электроприводов, обязанных своим появлением успехам электронной техники, занимает дискретный электропривод, осуществляющий преобразование электрического сигнала (кода, цифры) в дозированное угловое или линейное перемещение, а также силовая версия этого электропривода — вентильно-индукторный электропривод, получивший в 90-е годы интенсивное развитие.

В отличие от подавляющего большинства традиционных электрических машин действие вентильно-индукторной машины (ВИМ) основано на притяжении ферромагнитного тела к возбужденному электромагниту — индуктору. Вентильно-индукторная машина (рис. 4.14) состоит из Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru полюсного статора, несущего катушки, и Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru полюсного пассивного ротора, причем Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru

Электронный коммутатор К подключает по сигналу датчика положения ротора Д катушки — фазы к источнику питания — выпрямителю В или батарее. При возбужденной фазе А—X (рнс. 4.14) полюса ротора Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru притянуты к соответствующим полюсам статора. При размыкании А—X и подключении к источнику питания фазы В—Y, т.е. при перемещении поля по часовой стрелке, ближайшие полюса ротора Синхронный двигатель. Другие виды электроприводов - student2.ru притянутся к вновь возбужденной фазе и ротор повернется на некоторый угол против часовой стрелки. Повторение переключений приведет к непрерывному вращению ротора со скоростью, определяемой частотой переключений. На момент, соответствующий каждой скорости, будут влиять как ток, протекающий по обмоткам включенной фазы, так и углы включения и отключения фазы.

Из изложенного принципа действия ВИМ следует, что удовлетворительная работа привода возможна лишь при весьма тонком управлении, включающем формирование импульсов тока. При таком управлении, осуществляемом специализированной схемой управления СУ вентильно-индуктор-ный электропривод может превосходить по основным показателям традиционный частотно-регулируемый асинхронный электропривод.

В конце 90-х годов теория и практика вентильно-индукторного электропривода находились еще в стадии разработки, однако уже полученные результаты позволяют надеяться, что этот новый тип электропривода займет достойное место в семействе регулируемых электроприводов благодаря предельной простоте, низкой стоимости и высокой надежности машины, широким функциональным возможностям и хорошим энергетическим показателям.

Наши рекомендации