Сущность, функции и задачи бухгалтерского учета. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации. Информационное обеспечение экономического анализа. ОПК-1
Сущность и цели бухгалтерского учёта
По мнению известного учёного в области бухгалтерского учёта Я.В. Соколова бухгалтерский учёт делится на счетоведение и счетоводство. Счетоведениерассматривает теоретическую часть бухгалтерского учёта, а счетоводство–практическую.
Счетоведение (теория бухгалтерского учёта) –это наука о сущности и структуре сущности фактов хозяйственной жизни. Основная её цель – раскрытие содержания хозяйственных процессов и связей с помощью которых эти процессы познаются.
Счетоводство (практика бухгалтерского учёта) –это практически организованный процесс наблюдения, регистрации, группировки, сводки, анализа и передачи данных о фактах хозяйственной жизни. Его главная цель – представление информации для принятия управленческих решений.
Если сравнить определение счетоводство с определением бухгалтерского учёта согласно федерального закона «О бухгалтерском учёте» (вопрос 1), то следует отметить, что в федеральном законе дано определение практической части бухгалтерского учёта.
Рассмотрим ещё одно определение бухгалтерского учёта (счетоводства).
Бухгалтерский учётпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.
Особенностью бухгалтерского учёта (счетоводства) в отличии от других видов учета является то, что он:
1. является документально обоснованным учетом;
2. непрерывен во времени и охвачивает все факты хозяйственной жизни предприятия;
3. применяет особые, присущие только ему способы обработки данных (счета, двойная запись, баланс и т.д.)
Бухгалтерский учет (счетоводство) подразделяется на финансовый и, управленческий.
Финансовый учёт– это система сбора информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются руководителями организации и внешними пользователями ( кредиторами, инвесторами и т.д.)
Управленческий учётпредназначен для сбора информации, которая используется внутри предприятия руководителями различных уровней. Управленческий учёт в отличии от финансового не всегда является документально обоснованным учётом.
Задачи бухгалтерского учёта
Основными задачами бухгалтерского учёта являются:
формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;
обеспечение информацией, необходимой внешним и внутренним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственным операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;
предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов для повышения её финансовой устойчивости.
Исходя из поставленных задач бухгалтерский учёт выполняет следующие функции:
информационная;
контрольная;
обеспечения сохранности собственности;
обратной связи;
аналитическая.
Пользователи бухгалтерской информации – это юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии организации.
Основных пользователей информации бухгалтерского учета можно разделить на две группы:
1. внутренние пользователи:руководители организации, структурные подразделения и отделы, собственники, работники предприятия;
2. внешние пользователи:инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т.д.
В составе внешних пользователей выделяют:
- пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, кредитующие банки, страховые компании, поставщики, покупатели, акционеры;
- пользователей, с косвенным финансовым интересом: налоговые и финансовые органы, обслуживающие банки, страховые компании;
- пользователи без финансового интереса (органы статистики, аудиторские фирмы и т.д.
Информационное обеспечение экономического анализа хозяйственной деятельности - это система данных и способы их обработки, позволяющие изучить реальное состояние управляемого объекта, измерить влияние факторов его определяющих, а также выявить возможности осуществления необходимых управляющих воздействий. Его отличие от информационного обеспечения управления заключается в том, что последнее содержит также результаты анализа, а не только данные, полученные на основе их сбора и обработки. Иными словами, информационное обеспечение управления - понятие более широкое.
Информационное обеспечение экономического анализа наряду с кадровым, материально-техническим и т.д. создает необходимые условия для его проведения. Содержательность анализа, его глубина и полнота учета всех факторов, воздействующих на изучаемый объект, в существенной форме определяются состоянием информационного обеспечения.
В структуре информационного обеспечения экономического анализа четко просматриваются два элемента: информационный фонд (база) и процессы преобразования содержащихся в нем данных.
2. Бухгалтерский баланс, его строение и назначение. Учетная политика, её содержание и её влияние на бухгалтерскую отчетность. ПК-3
Бухгалтерский баланс- это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) предприятия на определенную дату.
Графически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть - актив,правая– пассив.Вактиве баланса отражаются средства предприятия по их составу и размещению, в пассиве – источники образования этих средств и их целевое назначение.Поэтому итог актива баланса и итог пассива баланса равны между собой – в этом состоитглавная особенность баланса.
Основным элементом баланса является статья. Статья балансапредставляет собой однородный вид средств предприятия в активе или однородный источник средств в пассиве (например, статьи «Основные средства», «Готовая продукция», «Уставный фонд»). Статьи объединяются в подразделы, а подразделы - в пять разделов. Два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные активы» расположены в активе баланса, три раздела: «Капитал и резервы»; «Долгосрочные обязательства»; «Краткосрочные обязательства»- в пассиве.
Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются законодательством. Общий итог баланса(по активу или пассиву) называется еговалютой.
Баланс являетсязаключительным элементом метода бухгалтерского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную дату (как правило, на 1-е число следующего за отчетным месяца, квартала, года).
Баланс имеет большоепрактическое значение.
1. Несовпадение итогов баланса свидетельствует о допущенных ошибках при его составлении.
2. На основании данных баланса можно провести экономический анализ финансового положения предприятия, так как в нем отражается состояние средств организации и источников их образования на начало и конец отчетного периода. Для этого в балансе имеются две колонки.
Для всех организаций существует единая типовая форма составления баланса. Это обеспечивает единообразие в группировке средств по их составу и источникам образования, что позволяет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по промышленности в целом.