Сущность, функции и задачи бухгалтерского учета. Внутренние и внешние пользователи бухгалтерской информации. Информационное обеспечение экономического анализа. ОПК-1

Сущность и цели бухгалтерского учёта

По мнению известного учёного в области бухгалтерского учёта Я.В. Соколова бухгалтерский учёт делится на счетоведение и счетоводство. Счетоведениерассматривает теоретическую часть бухгалтерского учёта, а счетоводство–практическую.

Счетоведение (теория бухгалтерского учёта) –это наука о сущности и структуре сущности фактов хозяйственной жизни. Основная её цель – раскрытие содержания хозяйственных процессов и связей с помощью которых эти процессы познаются.

Счетоводство (практика бухгалтерского учёта) –это практически организованный процесс наблюдения, регистрации, группировки, сводки, анализа и передачи данных о фактах хозяйственной жизни. Его главная цель – представление информации для принятия управленческих решений.

Если сравнить определение счетоводство с определением бухгалтерского учёта согласно федерального закона «О бухгалтерском учёте» (вопрос 1), то следует отметить, что в федеральном законе дано определение практической части бухгалтерского учёта.

Рассмотрим ещё одно определение бухгалтерского учёта (счетоводства).

Бухгалтерский учётпредставляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организации и их движении путем сплошного, непрерывного и документального учета всех хозяйственных операций.

Особенностью бухгалтерского учёта (счетоводства) в отличии от других видов учета является то, что он:

1. является документально обоснованным учетом;

2. непрерывен во времени и охвачивает все факты хозяйственной жизни предприятия;

3. применяет особые, присущие только ему способы обработки данных (счета, двойная запись, баланс и т.д.)

Бухгалтерский учет (счетоводство) подразделяется на финансовый и, управленческий.

Финансовый учёт– это система сбора информации, которая обеспечивает бухгалтерское оформление и регистрацию хозяйственных операций, а также составление финансовой отчетности. Данные финансового учета используются руководителями организации и внешними пользователями ( кредиторами, инвесторами и т.д.)

Управленческий учётпредназначен для сбора информации, которая используется внутри предприятия руководителями различных уровней. Управленческий учёт в отличии от финансового не всегда является документально обоснованным учётом.

Задачи бухгалтерского учёта

Основными задачами бухгалтерского учёта являются:

формирование полной и достоверной информации о деятельности организации и её имущественном положении, необходимой внешним и внутренним пользователям бухгалтерской отчетности;

обеспечение информацией, необходимой внешним и внутренним пользователям для контроля за соблюдением законодательства РФ при осуществлении организацией хозяйственным операций и их целесообразностью, за наличием и движением имущества и обязательств, за использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов в соответствии с утверждёнными нормами, нормативами и сметами;

предотвращение отрицательных результатов хозяйственной деятельности организации и выявление резервов для повышения её финансовой устойчивости.

Исходя из поставленных задач бухгалтерский учёт выполняет следующие функции:

информационная;

контрольная;

обеспечения сохранности собственности;

обратной связи;

аналитическая.

Пользователи бухгалтерской информации – это юридические и физические лица, заинтересованные в информации о финансовом и имущественном состоянии организации.

Основных пользователей информации бухгалтерского учета можно разделить на две группы:

1. внутренние пользователи:руководители организации, структурные подразделения и отделы, собственники, работники предприятия;

2. внешние пользователи:инвесторы, кредиторы, заказчики, органы власти и т.д.

В составе внешних пользователей выделяют:

- пользователей, имеющих прямой финансовый интерес: инвесторы, кредиторы, кредитующие банки, страховые компании, поставщики, покупатели, акционеры;

- пользователей, с косвенным финансовым интересом: налоговые и финансовые органы, обслуживающие банки, страховые компании;

- пользователи без финансового интереса (органы статистики, аудиторские фирмы и т.д.

Информационное обеспечение экономического анализа хозяйственной деятельности - это система данных и способы их обработки, позволяющие изучить реальное состояние управляемого объекта, измерить влияние факторов его определяющих, а также выявить возможности осуществления необходимых управляющих воздействий. Его отличие от информационного обеспечения управления заключается в том, что последнее содержит также результаты анализа, а не только данные, полученные на основе их сбора и обработки. Иными словами, информационное обеспечение управления - понятие более широкое.

Информационное обеспечение экономического анализа наряду с кадровым, материально-техническим и т.д. создает необходимые условия для его проведения. Содержательность анализа, его глубина и полнота учета всех факторов, воздействующих на изучаемый объект, в существенной форме определяются состоянием информационного обеспечения.

В структуре информационного обеспечения экономического анализа четко просматриваются два элемента: информационный фонд (база) и процессы преобразования содержащихся в нем данных.

2. Бухгалтерский баланс, его строение и назначение. Учетная политика, её содержание и её влияние на бухгалтерскую отчетность. ПК-3

Бухгалтерский баланс- это способ отражения стоимости хозяйственных средств (имущества) и источников их формирования (обязательств) предприятия на определенную дату.

Графически баланс представляет собой двустороннюю таблицу, левая часть - актив,правая– пассив.Вактиве баланса отражаются средства предприятия по их составу и размещению, в пассиве – источники образования этих средств и их целевое назначение.Поэтому итог актива баланса и итог пассива баланса равны между собой – в этом состоитглавная особенность баланса.

Основным элементом баланса является статья. Статья балансапредставляет собой однородный вид средств предприятия в активе или однородный источник средств в пассиве (например, статьи «Основные средства», «Готовая продукция», «Уставный фонд»). Статьи объединяются в подразделы, а подразделы - в пять разделов. Два раздела: «Внеоборотные активы» и «Оборотные акти­вы» расположены в активе баланса, три раздела: «Капитал и резервы»; «Долгосрочные обязательства»; «Краткосрочные обязательства»- в пассиве.

Состав разделов баланса и порядок группировки в них статей регламентируются законодательством. Общий итог баланса(по акти­ву или пассиву) называется еговалютой.

Баланс являетсязаключительным элементом метода бухгалтер­ского учета и одной из важнейших форм финансовой отчетности предприятия. Он составляется периодически, на определенную да­ту (как правило, на 1-е число следующего за отчетным месяца, квартала, года).

Баланс имеет большоепрактическое значение.

1. Несовпадение итогов баланса свидетельствует о допущенных ошибках при его составлении.

2. На основании данных баланса можно провести экономический анализ финансового положения предприятия, так как в нем отражается состояние средств организации и источни­ков их образования на начало и конец отчетного периода. Для этого в балансе имеются две колонки.

Для всех организаций существует единая типовая форма со­ставления баланса. Это обеспечивает единообразие в группиров­ке средств по их составу и источникам образования, что позволя­ет составлять сводные балансы по управлениям, отраслям и по промышленности в целом.

Наши рекомендации