Разница между субъектом финансового права и субъектом финансового правоотношения

- Субъект финансового права - это лицо, обладающее правосубъектностью, т.е. потенциально способное быть участником финансово-правовых отношений.

- Субъект финансового правоотношения - это реальный участник конкретных правоотношений

14. Три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права + характеристика

- Государство и его территориальные подразделения

- Индивидуальные субъекты (граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну);

- Коллективные субъекты (юр. лица различных организационно-правовых форм, в т.ч. объединения предприятий: союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги).

15. Финансовое право (определения)

ФП – это самостоятельная отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих общественные отношения, складывающиеся в процессе образования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств

ФП может быть:

- Отраслью права (система норм, правил поведения);

- Наукой (система знаний, воззрений, представлений о финансовых явлениях и о правовой форме, их опосредующей);

- Учебным курсом (система изучения выработанных наукой представлений о финансовых явлениях и их правовой форме, правоприменительной практики в изучаемой сфере общественной жизни).

Финансово-правовая норма – структура

- Гипотеза (характеризует условия применения нормы);

- Диспозиция (указывает на содержание правила поведения, закрепляет права и обязанности участников финансового правоотношения; пример: обязанность налогоплательщика встать на учет в налоговом органе в опр. срок, уплатить налог в опр. размере и опр. срок и проч.);

- Санкция (предусматривает юридическую ответственность за нарушение норм).

Виды финансово-правовых норм

a) По функциям

- Регулятивные

- охранительные

b) По юридическому содержанию

- Обязывающие (предписывают в категоричной форме совершать определенные действия, например, платить налоги);

- Запрещающие (предписывают не совершать действий, нарушающих финансовую дисциплину);

- Уполномачивающие (содержат дозволения распоряжаться субъективными правами);

c) По объему действия

- (общие и специальные)

d) По территории действия

- действующие на всей территории РФ

- на территории субъекта РФ, муниципального образования

e) По времени действия

- Постоянные

- Временные

f) В зависимости от содержания

- Материальные (закрепляют права и обязанности субъектов финансовых правоотношений, компетенцию и структуру органов управления финансами);

- Процессуальные (порядок деятельности субъектов финансовых правоотношений).

Источники финансового права

Конституция РФ

Международные договоры и соглашения по финансовым вопросам

Законодательные акты РФ и субъектов РФ

Указы Президента РФ

Постановления Правительства Ф

Нормативные акты федеральных исполнительных органов власти (субъектов специальной компетенции в области финансовой деятельности)

Нормативные акты Центрального банка РФ

Решения Конституционного Суда РФ и другие

Финансовый контроль (определение)

ФК - регламентированная нормами права деятельность государственных, муниципальных, общественных и иных хозяйствующих субъектов по проверке своевременности и точности финансового планирования, обоснованности и полноты поступления доходов в соответствующие фонды денежных средств (финансовых ресурсов), правильности и эффективности их использования.

Цель финансового контроля

-выявление отклонений от принятых стандартов, нарушений принципов законности, эффективности и экономии расходования материальных ресурсов на относительно ранних стадиях, чтобы была возможность принять корректирующие меры, привлечь виновных к ответственности, получить компенсацию за причиненный ущерб или осуществить мероприятия по предотвращению подобных случаев.

Задачи финансового контроля

- Проверка выполнения финансовых обязательств перед государством и органами местного самоуправления организациями и гражданами;

- Установление правильности и эффективности использования выделенных государственных денежных средств,

- Проверка соблюдения правил совершения финансовых операций, расчетов и хранения денежных средств;

- Выявление внутренних резервов производства;

- Устранение и предупреждение нарушений финансовой дисциплины и т.д.

Наши рекомендации